Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является установление взаимосвязей между принятием изучение политико-правовой основы законов Российской империи 1906 года. Предметом работы являются противоречия, возникшие в государственно-политическом устройстве России, в результате становление дуалистической монархии. Объектом исследования является свод Основных Законов Российской империи 1906 г. как основного законодательного акта, положившего начало изменению конституционального строя России.
Введение. 3
Глава I. Исторические предпосылки принятия свода основных государственных законов 1906 года. 7
Глава 2. Основные положения Свода Основных Государственных законов. 13
§ 1. Ограничение самодержавия - принцип становления конституционной монархии в России. 19
§ 2. Формирование института разделения властей и его особенности. 22
§ 3. Закрепление прав и свобод в Основных государственных законах 1906 года. 26
Глава 3. Недостатки Свода законов Российской империи и его значение в последующем развитии государства начала XX века. 30
Заключение. 34
Список использованных источников и литературы. 36
Оглавление
Введение.
Глава I. Исторические предпосылки принятия свода основных государственных законов 1906 года.
Глава 2. Основные положения Свода Основных Государственных законов.
§ 1. Ограничение самодержавия - принцип становления конституционной монархии в России.
§ 2. Формирование института разделения властей и его особенности.
§ 3. Закрепление прав и свобод в Основных государственных законах 1906 года.
Глава 3. Недостатки Свода законов Российской империи и его значение в последующем развитии государства начала XX века.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Введение.
Конец двадцатого века ознаменовался для нашей страны коренными изменениями государственного устройства. Это связано с переходом от тоталитарного режима к демократической форме правления. Новое государственное устройство основывается на общепризнанных демократических началах, которые получают свое закрепление в различных международных договорах и конституциях.
Конституция необходима для всякого государства. Особенно она необходима для государства, переживающего революцию. Мало сбросить устаревшие формы политической жизни. Необходимо установить новые формы. Мало завоевать свободу. Необходимо ее обеспечить. И обеспечить ее надлежит не только силой, ибо сила может иссякнуть или столкнуться с большей и враждебной силой, а правом и законом. Конституционным государством является такое, где власть не только организована, но еще и ограничена. Ограничена же она ни чем другим, как признанием за населением публичных прав или политической свободы. Осуществляя эти права, население превращается из управляемых подданных в самоуправляющихся граждан.
Свод Конституционных законов в этом отношении довольно противоречивый акт. И отношение современников к нему был таким же неоднозначным. Котляревский С.А. утверждал: «…Очевидно, наши Основные Законы принадлежат к классу писаных конституций. В этом законы 23 апреля 1906 г. не представляют ничего оригинального, и то обстоятельство, что они не называются конституционными, нимало не меняет сущности дела… Мы пока можем оценивать исключительно законодательный памятник, содержащиеся в нем нормы. Поскольку мы берем эти нормы, Россия есть, без сомнения, государство конституционное»[1]. В то же время Кистяковский Б.А., описывая проблемы в таком слое населения (показательно!) как интеллигенция, говорит, что «…Русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. И это находится в связи с тем, что русская интеллигенция никогда не уважала права, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей интеллигенции не могло создаться и прочного правосознания, напротив, последнее стоит на крайне низком уровне развития…»[2].
Почему Свод Основных государственных законов, принятых в 1906 году, не стал тем конституционным актом, который бы стал отправной точкой в дальнейшем развитии России? В Англии, к примеру, решающим моментом в процессе становления конституционализма было издание одной хартии, своими положениями с самого основания перестраивающей старый государственный порядок и регулирующей вновь все важнейшие стороны политического уклада народа. В некоторых европейских государствах переход от абсолютизма к конституционализму выразился в сложной цепи государственных актов, общественных заявлений и правительственных мероприятий, лишь постепенно, разрушающих старый строй и медленно, шаг за шагом, воздвигающих новый правовой порядок. Эти так называемые неписаные конституции существовали и существуют в ряде государств мира до сих пор. Западные современники отнеслись к своду законов 1906 года с ярой критикой: многие сходились во мнении, что законодательные акты позволили самодержавию сделать шаг назад. Макс Вебер писал: «…Царь никогда всерьёз не думал превратить Россию в "правовое" государство, или, как было несколько наивно сказано в Октябрьском манифесте, обеспечить "действительные" гарантии личной свободы. Это как бы разумелось само собой и обнаруживалось при каждом подходящем случае…»[3] Хотя Основные государственные законы Российской империи определяли, помимо всего прочего, соотношение законодательной и исполнительной власти, однако кардинальных изменений в государственный строй они так и не внесли.
Говоря в контексте данной работы необходимо отметить закономерность всех последующих событий в нашей стране. Перечитывая статьи того времени, зачастую поражаешься тому, насколько пророческими были те или иные слова авторов.
Целью данной курсовой работы является установление взаимосвязей между принятием изучение политико-правовой основы законов Российской империи 1906 года. Предметом работы являются противоречия, возникшие в государственно-политическом устройстве России, в результате становление дуалистической монархии. Объектом исследования является свод Основных Законов Российской империи 1906 г. как основного законодательного акта, положившего начало изменению конституционального строя России.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что при разработке и принятии конституции, для исключения по возможности роковых ошибок, необходимо знать и учитывать историю развития не только мирового конституционализма, но и историю развития конституционного права внутри страны с ее национальными особенностями. Тем более что с периода начала демократизации нашего общества происходит переоценка Российской истории в целом, истории развития конституционного права. Еще существует множество разногласий и противоречий в понимании различных этапов становления конституционализма в нашей стране.
Использование в данной работе конкретно-исторического подхода позволит рассмотреть развитие конституционализма в нашей стране в той социальной среде, которая обусловила своеобразие и уникальность развития России в начале, а затем и на протяжении всего ХХ столетия. А поскольку, государство и право представляют собой достаточно сложные социальные образования, с помощью системного анализа мы попытаемся вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений отдельные элементы, которые максимально ярко смогут отразить причины кризиса монархии, существовавшей в стране не одно столетие, и ее падения, причины неудачи развития института парламентаризма того времени, причины поражения демократической революции февраля 1917 года и прихода к власти большевиков в октябрьской революции.
Наша работа состоит из трех глав, которые мы постарались построить по проблемному принципу.
В первой главе мы попытались осветить проблемы России на рубеже ХХ столетия, приведшие к появлению Свода Основных государственных Законов 1906 года.
Вторая глава, в соответствии с целями работы, отражает три основных характеризующих направления в Своде: 1) ограничение власти Императора, формальность этого процесса, приведшего ко всем последующим негативным результатам в устройстве страны; 2) принцип разделения власти по законодательным актам того времени, как одному из основных положений конституционализма; 3) закрепление прав и свобод и их реализацию на практике.
В третьей главе мы попытались, подытоживая предыдущие главы, отразить недостатки свода Законов и последствия, к которым привели политические ошибки и недальновидность власти.
Изучая работы историков в пределах одного политического события, начинаешь отчетливо понимать закономерности развития государства в той или иной эпохе. На сегодняшний день еще остается множество пробелов и коллизий в текущем законодательстве по вопросам, отнесенным к конституционному регулированию. Именно исторический опыт помогает найти наиболее компромиссные и результативные способы устранения данных пробелов и разрешения споров между различными политическими силами внутри страны, и именно поэтому важно знать истоки формирования и развития истинных идей российского конституционализма.
Глава I. Исторические предпосылки принятия свода основных государственных законов 1906 года.
При рассмотрении политической ситуации в европейских государствах начала ХХ века сразу бросаются в глаза специфические особенности Российской империи. В то время как повсюду в Европе государственная власть развивалась в направлении парламентаризма и выборных структур, Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами. Абсолютные прерогативы царя ограничивались всего лишь двумя условиями: ему вменялось в обязанность неукоснительно соблюдать закон о престолонаследии и исповедовать православную веру. Незыблемость царской власти делала невозможным введение конституционного строя.
В управлении страной царь опирался на централизованный и строго иерархичный бюрократический аппарат, возникший еще в ХVIII столетии: министров и советников, назначаемых им самим, и консультативные органы, в которые входили высшие представители двора и бюрократии. Государственный совет был законосовещательным органом, а члены его, чиновники высшего ранга, назначались пожизненно. Исполнительным органом самодержавного государства был Совет министров, созданный при Александре I, который выполнял также и консультативные функции. Сенат к тому времени фактически превратился в орган, выполняющий функции Верховного суда. Сенаторы должны были обнародовать законы, разъяснять их, следить за их исполнением и контролировать законность действий представителей власти на местах.[4]
Вступление на престол Николая II (1894 г.) пробудило надежды тех, кто по прежнему стремился, беря за образец общественные ценности современных промышленно развитых стран, к реформам, таких, как отделение религии от государства, гарантия основных свобод, наличие выборных органов власти, национальный суверенитет. В адрес царя поступали прошения, в которых земства высказывали надежду на возобновление и продолжение
Однако после экономического подъема 1895-1899 гг. произошел значительный спад производства, который распространился на Западную Европу и Соединенные Штаты. Рынок капиталовложений резко сократился, и кризис сильно ударил по экономике России, так как промышленные предприятия страны только недавно встали на ноги и нуждались еще
1900-1901 годы оказались неурожайными и мало результативными. Повсюду в деревне давало себя знать перенаселение. И так уже нищенская оплата сельских тружеников упала еще ниже; традиционная задолженность крестьян-бедняков усилилась. Даже крупные помещики почувствовали на себе последствия кризиса: мировые цены на зерно снизились, что заметно повлияло на их доходы, так как внутренний рынок был не велик.
Лишенные возможности модернизировать свои хозяйства, доведенные до нищеты перенаселением и низкими урожаями, крестьяне вынуждены были по высоким ценам арендовать земли у помещиков или захватывать их силой. В 1902 г., впервые с 1861 г., поднялась целая волна беспорядков
С новым подъемом экономического производства, наметившимся в 1903 году, вновь начались волнения среди городских рабочих. За один только 1903 год в забастовках приняли участие более 200 тыс. рабочих. Официальные правительственные профсоюзы оказались не у дел вследствие стихийных «неподконтрольных» забастовок, охвативших юг России в 1903 г. Волнения коснулись и студентов - наследников разночинной интеллигенции
«Своими запретительными мерами правительство по сути дела толкало граждан в ряды оппозиции, где они становились восприимчивыми к экстремистским лозунгам. Например, законы 1880-х гг. запрещали студентам объединяться в какие-либо ассоциации. Одиночество, нужда и естественная жажда общения неизбежно приводили к тому, что молодые люди искали компании своих сверстников и в нарушение закона создавали сообщества, которые не могли существовать иначе, как подпольно, а потому в них легко проникали радикалы и начинали ими верховодить. Так же обстояло дело и с трудовым законодательством. Строжайший запрет на создание рабочих ассоциаций обращал даже самую безобидную профсоюзную деятельность в антиправительственное преступление. Рабочих, интересы которых в противном случае ограничивались бы самообразованием и улучшением своего экономического положения, толкали в объятия радикальных студентов, которым они в принципе не доверяли и которых недолюбливали. Таким образом, трудами самого правительства было совершено на первый взгляд невозможное: сложился союз представителей всех слоев общественного мнения, от славянофилов справа до социалистов-революционеров слева, который под именем Освободительного Движения сумел в 1902-1905 гг. вырвать у правительства конституцию».[7] Современник, Макс Вебер, придерживается другого мнения: «Манифест 17 октября должен был принести успокоение, но этого не произошло. Курс ценных бумаг продолжал падать. Кровавая трагикомедия в Москве, напротив, привела к повышению курса: обладатели российских ценных бумаг тоже хотели "порядка", и граф Витте обронил двусмысленные слова, что, дескать, император может "взять назад" свои обещания. Но этот "пробный шар" не встретил радушного приёма. В начале и середине января газета "Новое Время" день за днём телеграфировала из Лондона, что в банковских кругах российский кредит будет устойчив только в том случае, если Россия перейдет к "конституционному" правлению»[8].
Информация о работе Свод основных государственных законов 1906 года