Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа
основная цель работы - проанализировать и сопоставить различные подходы к правопониманию, дать наиболее общее понятие права, уяснить признаки, принципы и социальную ценность права, используя для этого различные методы: общенаучные, частнонаучные и специальные.
Задача - изучить понятие и признаки права, право как совокупность правил поведения (норм), существующих объективно (объективное право), право как возможность человека притязать на что-либо и пользоваться чем-либо (субъективное право), формальную и содержательную сторону права как государственного регулятора общественных отношений, изучить общесоциальные и специально-юридические функции права.
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.
В
учебных целях значительную ценность
представляют определения, в которых
формулируются специфические
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках.
Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора.
Широко известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии". Обращаясь к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, не господствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.
Принципиально
иным является подход, когда признаются
общесоциальная сущность и назначение
права, когда оно рассматривается
как выражение компромисса
На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение.
Право
- это обусловленная природой человека
и общества и выражающая свободу
личности система регулирования
общественных отношений, которой присущи
нормативность, формальная определенность
в официальных источниках и обеспеченность
возможностью государственного принуждения.
2.3
Свойство и признаки права
Рассмотрим
важнейшие свойства (признаки) права,
которые характеризуют его как
специфическую систему
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д.
Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе права физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им извне.
Ценность рассматриваемого свойства состоит также в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»[5, C.87].
Нормы права следует расценивать как "рабочий инструмент", с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.
Социально-правовые притязания, права человека должны трансформироваться и приобрести форму субъективного права. Только тогда они получают официальное признание и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.
Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.
Формирование и функционирование права как выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.
Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при "участии" сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к "сущему", как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.
Государственное
принуждение - это фактор, позволивший
четко разграничить право и обязанность,
т.е. сферу личной свободы и ее
границы. Человек, действующий в
рамках права, свободен. Человек, нарушающий
обязанности, действует несвободно.
Ценность государства для права
состоит в том, что с помощью
государственного принуждения (и его
возможности) четко устанавливается
граница между свободой и несвободой,
произволом. Эта граница обозначена
через юридическую обязанность.
Государственное принуждение
Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.
Итак,
государство придает форму
Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент - позитивное право. Это - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.
Отсутствие
хотя бы одного из перечисленных элементов
деформирует право, оно утрачивает
свойство эффективного регулятора общественных
отношений и поведения людей.
Нередко право сводят к совокупности
(системе) норм. При таком понимании
право становится внешним для
человека, навязываемым ему сверху.
Подобная узкая трактовка искажает
смысл права. Для человека ценны
не нормы сами по себе, а те реальные
возможности и блага, которые
они обеспечивают. Блага (как материальные,
так и духовные) человек имеет
и добывает сам. Смысл же социально-правовых
притязаний состоит в том, чтобы
они получили официальное признание,
т. е. трансформировались в субъективные
права. Инструментом, с помощью которого
естественно-правовые притязания превращаются
в субъективные права, являются нормы
позитивного права. Что для человека
важнее: гарантированные реальные блага
или инструмент их гарантирования (юридические
нормы)? Наверное, все-таки благо, а не
нормы, по которым оно отмерено и
которыми защищено.
3
СУЩНОСТЬ ПРАВА
Сущность – главное, основное понятие в рассматриваемом объекте, а потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти только лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие и в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. Поэтому следует выделить требования к определению сущности права:
В учебной литературе по
Выделяют четыре основных