Сущность права: понятие, признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 02:13, курсовая работа

Описание работы

основная цель работы - проанализировать и сопоставить различные подходы к правопониманию, дать наиболее общее понятие права, уяснить признаки, принципы и социальную ценность права, используя для этого различные методы: общенаучные, частнонаучные и специальные.
Задача - изучить понятие и признаки права, право как совокупность правил поведения (норм), существующих объективно (объективное право), право как возможность человека притязать на что-либо и пользоваться чем-либо (субъективное право), формальную и содержательную сторону права как государственного регулятора общественных отношений, изучить общесоциальные и специально-юридические функции права.

Работа содержит 1 файл

гтовая.docx

— 49.81 Кб (Скачать)

     В юридической науке выработано множество  определений права, которые различаются  в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается  за главное, самое существенное. В  таких случаях речь идет об определении  сущности права.

     В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых  формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого  понимания права необходимо также  уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных  с ним феноменов.

     Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все  эти связи так или иначе  выражаются в его признаках.

     Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как  понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в  соответствии, т. е. свойства отражаются и выражаются в понятии права  в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что  любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать  существенными? Это во многом зависит  от позиции конкретного автора.

     Широко  известно определение права, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте  Коммунистической партии". Обращаясь  к классу буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, не господствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.

     Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается  как выражение компромисса между  классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных  правовых системах (англосаксонское  и романо-германское право) приоритет  отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в  том, что оно отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности.

     На  основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее  определение.

     Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу  личности система регулирования  общественных отношений, которой присущи  нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. 
 
 

     2.3 Свойство и признаки права   

     Рассмотрим  важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как  специфическую систему регулирования  общественных отношений.

     Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т. д.

     Права, которыми располагает каждый человек  или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В некоторых  учениях о праве (например, в теории нормативизма) свойство нормативности  признается доминирующим и право  определяется как система юридических  норм. При таком подходе права  физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом  действия норм и как бы навязываются им извне.

     Ценность  рассматриваемого свойства состоит  также в том, что «в нормативности  выражается потребность утверждения  в общественных отношениях нормативных  начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»[5, C.87].

     Нормы права следует расценивать как "рабочий инструмент", с помощью  которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод  права - произвол и беззаконие.

     Социально-правовые притязания, права человека должны трансформироваться и приобрести форму  субъективного права. Только тогда  они получают официальное признание  и гарантированную защиту государства. Преобразование прав человека в субъективные права опосредовано нормами права. Обладатель субъективного права  не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства.

     Интеллектуально-волевой  характер права. Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Подчеркнем, что эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума. Исторически в праве происходит борьба двух тенденций, поскольку его истоки лежат в обществе и государстве. Становление права завершается лишь с гармонизацией связей между ними. Право делается разумным, обретает интеллектуальный характер.

     Формирование  и функционирование права как  выражения свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют  экономическую, политическую и духовную свободу. Но это осуществимо лишь в развитом гражданском обществе и правовом государстве.

     Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью  реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно  рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права  лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т. е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при "участии" сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

     Обеспеченность  возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к "сущему", как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.

     Государственное принуждение - это фактор, позволивший  четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Человек, действующий в  рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно. Ценность государства для права  состоит в том, что с помощью  государственного принуждения (и его  возможности) четко устанавливается  граница между свободой и несвободой, произволом. Эта граница обозначена через юридическую обязанность. Государственное принуждение ограничивает свободу человека вплоть до того, что  может лишить его этой свободы. Поэтому  необходимо четкое определение сферы  свободы (право), ее границ (юридическая  обязанность) и ограничений (юридическая  ответственность). Названные задачи решаются благодаря формальной определенности - еще одного свойства, выражающего  связь права с государством.

     Формальная  определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако в перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения.

     Итак, государство придает форму правовому  содержанию. Роль государства нельзя преувеличивать и, например, считать, что  право - результат, продукт государственной  деятельности. Такие ложные представления  длительное время господствовали в  отечественной науке и практике.

     Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент - позитивное право. Это - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

     Отсутствие  хотя бы одного из перечисленных элементов  деформирует право, оно утрачивает свойство эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании  право становится внешним для  человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны  не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые  они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет  и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит в том, чтобы  они получили официальное признание, т. е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы  позитивного права. Что для человека важнее: гарантированные реальные блага  или инструмент их гарантирования (юридические  нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и  которыми защищено. 

 

    3 СУЩНОСТЬ ПРАВА 

    Сущность  – главное, основное понятие в  рассматриваемом объекте, а потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному  выводу о сущности какого-либо явления  можно прийти только лишь в случае, когда оно получило достаточное  развитие и в основном сформировалось. Применительно к праву это  положение имеет первостепенное значение. Поэтому следует выделить требования к определению сущности права:

  1. Должно относиться ко всем эпохам и странам, где существовало право.
  2. Не должно включать идеологических оценок (как правило, всегда субъективных).
  3. Должно учитывать категории всего комплекса социальных наук (социологии, культурологии, психологии и др.), не замыкаясь лишь на правоведении.

      В учебной литературе по теории  государства и права отношение  к проблеме сущности права  неоднозначно, а в некоторых отдельных  изданиях эта проблема совсем  опущена.

      Выделяют четыре основных подхода:

  1. С марксистско-ленинской точки зрения, вопрос о сущности права трактовался однозначно и не вызывал разночтений. «Сущность права выражается в его классовости. Право – классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни» [5, C.80]. Именно так К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагостическими классами.
  2. Другая точка зрения на этот вопрос нашла отражение у В.С. Нерсесянца. По его мнению, сущность права – нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Сущностные свойства права – это равенство, свобода и справедливость.
  3. Современные ученые–правоведы В.М. Корельский и В.Д. Перевалов  считают, что сущность – это «нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением»[14, C.223], следовательно, сущностные черты права: стабильность, нормативность, авторитетность, динамичность и охрана государственным принуждением.
  4. Но, на мой взгляд, наиболее удачный подход к понятию сущности нашел В.В. Лазарев. Он определял сущность права, как «обусловленная материальными  и социальными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и вступающая вследствие этого, общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей»[16, C.129]. Этот подход выделяет два аспекта: инструментальный и собственно-ценностный. Первый аспект подразумевает, что право – это средство урегулирования общественных отношений, средство управления обществом. Второй же аспект считает правом  инструмент согласования воли и интересов различных слоев населения и социальных групп. Тем самым в обществе создается замиренная среда, снижается конфликтность, реализуются интересы социальных групп.

Информация о работе Сущность права: понятие, признаки