Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:37, реферат
Служба судебных приставов, осуществляющая исполнительное производство. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос: означает ли это, что законодатель исключает возможность регулирования исполнительного производства посредством принятия соответствующих ведомственных актов? Поиск ответа на поставленный, выше вопрос не позволяет ограничиться изучением положений одной лишь ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве» и требует обращения к ряду иных норм действующего законодательства, к теории права, нормотворческой и правоприменительной практике.
1. Организация и правовой статус службы судебных приставов 3
2. Правовой статус судебных приставов 15
3. Основы финансово-хозяйственной деятельности Службы судебных приставов 21
4. Проблемы организации Службы судебных приставов и принудительного исполнения. 27
Используемая литература 33
3.Основы финансово-хозяйственной деятельности; в Службе судебных приставов
1. Порядок
взыскания, зачисления и
«Средства, поступающие во временное распоряжение
бюджетных организаций» (ранее называвшиеся
депозитными). Распоряжением Министерства
юстиции России от 16 июля 1998 г. № 109 было
поручено до 7 августа 1998 г. открыть текущие
счета «Средств, поступающих во временное
распоряжение бюджетных организаций»
подразделений Служб судебных приставов
в банках «СБС-Агро» и Сбербанках России.
В связи с кризисом банковской системы
Распоряжением Министерства юстиции России
от 7 сентября 1998 г. № 133 руководителям
органов юстиции было: поручено срочно
перевести из коммерческих банков остатки
денежных средств по текущим счетам «Средств,
поступающих во временное распоряжение
бюджетных организаций» органов юстиции
на счета РКЦ Банка России или отделении
Сбербанка России. В соответствии со ст.
81 Закона «Oб исполнительном производстве»
в случае неисполнения исполнительного
документа без уважительных причин в срок,
установленный для добровольного исполнения,
с должника взыскивается исполнительский
сбор, о связи с чем судебный пристав-исполнитель
выносит постановление о взыскании с должника
исполнительского сбора. Таким образом,
законом устанавливаются весьма серьёзные
последствия неисполнения в добровольном
порядке судебных и иных актов — помимо
взыскания основной задолженности и расходов
по исполнительному производству, с должника
может быть взыскана сумма исполнительского
сбора.
По документам имущественного характера
исполнительский сбор взимается в размере
7 процентов от взыскиваемой суммы или
стоимости имущества должника. В этих
случаях размер взыскиваемой с должника
суммы увеличивается на сумму исполнительского
сбора и взыскивается в порядке очередности
для требования, указанного в исполнительном
документе. При этом в банк, обслуживающий
текущий (расчетный) счет должника, выставляется
одно платежное требование, с указанием
общей суммы (без ее разбивки). Например,
в соответствии с судебным решением взыскателю
должник (независимо от того, является
ли он юридическим или физическим лицом)
должен возместить денежную сумму р размере
100 000 рублей. Исполнительский сбор составит
7 процентов — 7 000 рублей. Следовательно,
взыскиваемая сумма составит 107 000 рублей,
В случае неисполнения исполнительного
документа неимущественного характера
исполнительский сбор взыскивается с
должника-гражданина в размере 5 минимальных
размеров оплаты труда, с должников-организаций
— 50 минимальных размеров оплату труда.
Например, судом вынесено решение об опровержении
сведений, порочащих честь, достоинство
и деловую репутацию какой-либо организации,
должником- гражданином.
Исполнительский сбор в этом случае составит:
100 рублей х 5 = 500 рублей.
Если же должником является организация,
то исполнительский сбор составит; 100 рублей
х 50 = 5000 рублей. Денежные средства, взыскиваемые
с должника в «процессе исполнения исполнительного
документа (в том числе от реализации имущества),
подлежат перечислению на текущий счет
«Средств, поступающих во временное распоряжение
бюджетных организаций» соответствующего
подразделения Службы судебных приставов.
В соответствии
со ст. 10 Закона «О судебных приставах»
старший судебный пристав является
распорядителем текущего счета на балансовом
счете
№ 40302 «Средства, поступающие во временное
распоряжений бюджетных организаций»,
который предназначен для учета денежных
средств, поступающих во временное распоряжение
бюджетных организаций и подлежащих при
наступлении определенных условий возврату
владельцу или передаче по назначению
в установленном порядке.
Текущие счета предназначены для зачисления:
• денежных средств, изъятых судебными
приставами-исполнителями;
• денежных средств, перечисленных со
счета должника;
• денежных средств, полученных от реализации
имущества должника,
• авансовых взносов взыскателя для обеспечения
совершения исполнительных действий.
Для контроля
и проверки движения поступающих
на текущий счет по учету средств,
поступающих во временное распоряжение
подразделения судебных приставов,
денежных средств старшие судебные
приставы ведут в каждом подразделении,
где открыт указанный счет, книгу
учета депозитных сумм. Сведения о депозитных
суммах вносятся в книгу учета депозитных
сумм в день получения выписки из банка.
В этой книге должны содержаться все сведения:
• сумма и дата зачисления банком на текущий
счет «Средства, поступающие во временное
распоряжение бюджетных организации»;
Ф.И.О. или наименование плательщика (должника);
наименование долга
(платежа); Ф.И.О. или наименование получателя
(взыскателя); дата выдачи и выданная сумма,
номер чека или поручения; остаток денежных
средств в рублях. остаток на первое число
каждого месяца должен соответствовать
остатку депозитных сумм в банке по контокоррентной
выписке.
Исполнительский сбор зачисляется на
текущий счет подразделения судебных
приставов, как определено п. 3 ст. 81 Закона
«Об исполнительном производстве». Тридцать
процентов от суммы исполнительского
сбора отчисляется в федеральный бюджет,
а остальная сумма поступает во внебюджетный
фонд развития исполнительного производства.
Постановлением Правительства Российской
федерации от 2 июля 1999 г. № 739 утверждены
правила зачисления и использования в
1999 г. средств 6т исполнительского сбора,
поступающих в федеральный бюджет, которые
устанавливают, что средства от исполнительского
сбора перечисляются подразделениями
судебных приставов в доход бюджета на
счета территориальных органов казначейства
Министерства финансов Российской Федерации
№ 40102 «Доходы федерального бюджета».
Средства от исполнительского сбора возвращаются
из федерального бюджета Службе судебных
приставов и используются для финансирования
расходов на содержание и материально-техническое
обеспечение Службы судебных приставов
сверх утверждаемых в установленном порядке
объемов финансирования ее расходов за
счет средств федерального бюджета.
Сведения
о размере средств от исполнительского
сбора, перечисленных в федеральный бюджет,
направляются подразделениями судебных
приставов в 2- дневный срок в Службу судебных
приставов органа юстиции субъекта Российской
Федерации. Территориальный орган федерального
казначейства Министерства финансов Российской
Федерации и Служба судебных приставов
органа юстиции субъекта Российской Федерации
сверяют полученную информацию о фактически
зачисленных в доход федерального бюджета
средств от исполнительского сбора и уведомляют
об этом соответственно Главное управление
федерального казначейства
Министерства финансов и Департамент
судебных приставов Министерства юстиции
Российской Федерации
2. Порядок
учета и списания материальных
ценностей, находящихся в
При этом утверждаются: рабочий план счетов
бухгалтерского учета;
• формы первичных учетных документов,
применяемых для оформления хозяйственных
операций, формы документов для внутренней
бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации
материальных ценностей;
• порядок списания материальных ценностей;
• порядок контроля за хозяйственными
операциями, а также другие решения, необходимые
для организации бухгалтерского учета.
3. Порядок
страхования имущества,
В целях
исполнения Положения о порядке
и условиях хранения арестованного
и изъятого имущества, утвержденного
постановлением
Правительства Российской Федерации от
7 июля 1998 г. № 723, для обеспечения его сохранности,
возмещения убытков в случае его утраты
(гибели), недостачи или повреждения Министерством
юстиции России в централизованном порядке
заключается договор страхования в форме
Генерального страхового полиса.
Генеральный страховой полис распространяет
действие на арестованное и изъятое имущество,
находящееся во временном хранении в соответствующих
подразделениях Службы судебных приставов,
должника, иных лиц и организаций
(хранитель), на которых возложена обязанность
по их хранению.
В Инструкции, утвержденной Министерством
юстиции России, определены:
• основные правила страхования арестованного
и изъятого службой судебных приставов
имущества;
• порядок оформления документов и выплаты
страховых сумм по страхованию арестованного
и изъятого имущества;
• порядок осуществления контроля за
проведением страхования арестованного
и изъятого имущества;
• порядок предоставления отчетности,
направляемой Министерством юстиции
России в органы юстиции в субъектах Российской
Федерации.
4. Порядок страхования жизни, здоровья
и имущества судебных приставов
В целях осуществления обязательного
государственного страхования жизни и
здоровья судебных приставов и во исполнение
ст. 20 Закона «О судебных приставах» Министерство
юстиции России на конкурсной основе осуществляет
выбор страховой компании и в централизованном
порядке заключает договор. Инструкция
о порядке проведения обязательного государственного
страхования жизни и здоровья судебных
приставов Службы судебных приставов
Министерства юстиции Российской Федерации
направляется в органы юстиции в субъектах
РФ.
4.Проблемы организации Службы судебных приставов и принудительного исполнения.
1. Несовершенство
и Пробелы Федерального закона
«О судебных приставах». Характеризуя
законодательные акты, являющиеся юридической
базой для формирования и развития правовых
основ деятельности судебных приставов,
— Федеральные законы «О судебных приставах»
и «Об исполнительном производстве», следует
отметить, что в изначальной (ныне действующей)
редакции они рока еще достаточно далеки
от совершенства. Несовершенство некоторых
норм Федерального закона «О судебных
приставах» существенно ограничивает
перспективы дальнейшего становления
и развития системы исполнительного производства.
Далее,
положения ст. 5 Федерального закона
«О судебных приставах» сформулированы
таким образом, что фактически оставляют
открытым вопрос об аппарате управления
Служб судебных приставов в субъектах
Российской Федерации, поскольку не упоминают
ни о его структуре, ни о реестре должностей,
ни о процессуальном положении сотрудников.
Данное обстоятельство затрудняет создание
в Службе судебных приставов подразделений,
организующих контроль за законностью
и обоснованностью деятельности судебных
приставов, методическое и правовое обеспечение
их деятельности, всесторонний анализ
состояния исполнительного производства
и подготовку предложений для управленческих
решений, направленных на устранение недостатков
в деятельности судебных приставов и совершенствование
системы исполнительного производства.
Кроме того, несовершенство: положений
ст. 5 указанного Закона существенно сужает
перспективы развития центрального аппарата
Службы судебных приставов, т.е. управленческого
звена федерального значения, ограничивая
его практически единственной структурой
- Департаментом судебных приставов Министерства
юстиции Россия. Хотя необходимость своевременных
и эффективных управленческих решений,
основанных на действенном контроле за
работой региональных подразделений,
не составляет никаких сомнений в том,
что федеральное звено системы управления
деятельностью судебных приставов должно
быть представлено рядом отраслевых департаментов
либо Главным управлением судебных приставов
Министерства юстиции России включающим
ряд отраслевых управлений и отделов.
Не в полной мере отвечает потребностям
практики существующая ныне организационно-штатная
структура основного звена Службы судебных
приставов
— территориальных подразделений судебных
приставов, непосредственно осуществляющих,
исполнительное производство. Положениями
все той же ст. 5
Федерального закона «О судебных приставах»
в структуре указанных подразделений
не предусмотрены должности технического
персонала - машинисток, работников канцелярии,
водителей, специалистов по эксплуатации
здании и сооружений. Данное обстоятельство
порождает немалые трудности в организаций
исполнительного производства. Несовершенство
норм указанного Закона, определяющих
организационно- штатную структуру Службы
судебных приставов, состоит еще и в том,
что в ней не предусмотрены должности
заместителей главных и старших судебных
приставов. Подобное решение противоречит
элементарным нормам науки управления
и существенно снижает эффективность
руководства деятельностью судебных приставов.
Закрепленный в Законе объем полномочий
Службы судебных приставов также нельзя
признать оптимальным. Данный вывод с
неизбежностью следует из сопоставления
функций, возложенных на судебных приставов,
с характером и содержанием предоставленных
им прав. К примеру, в круг непосредственных
обязанностей судебных приставов входит
обеспечение порядка в помещениях судов,
обеспечение безопасности участников
судебного процесса, предупреждение и
пресечение правонарушений, выявление
и задержание нарушителей, розыск должников,
уклоняющихся от исполнения судебных:
решений, розыск принадлежащего им имущества
и денежных средств. Однако права, рамные
судебным приставам для выполнения возложенных
'на них обязанностей, по своим «разрешительным
способностям» явно не соответствуют
характеру и сложности поставленных перед
ними задач, поскольку законодатель не
включает в систему полномочий судебных
приставов многих действенных мер, применение
которых в процессе выполнения судебными
приставами своих служебных обязанностей
объективно необходимо. Таких, например,
как полномочия органа дознания и право
проведения оперативно- розыскных мероприятий.
Требуют корректировки нормы Закона, касающиеся
права судебных приставов на применение
оружия и специальных средств. В настоящее
время: подобным правом обладают только
судебные приставы; по обеспечению установленного
порядка деятельности судов, а судебные
приставы-исполнители такого права не
имеют. Для иллюстрации: абсурдности такого
решения следует упомянуть, что в ряде
регионов страны со сложной криминогенной
обстановкой судебные приставы-исполнители
для исполнения решения суда зачастую
вынуждены выезжать на бронетранспортерах.
Существуют и иные несовершенные положения
Федерального закона «О судебных приставах»,
препятствующие повышению эффективности
деятельности по принудительному исполнению
судебных актов и актов иных органов.
2. Несовершенство и пробелы Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Отдельные
нормы Федерального закона «Об исполнительном
производстве» также далеки от совершенства
и требуют соответствующих
Так, например, из положений п. 1 ст. 9 данного
Закона следует, что судебный пристав-исполнитель
обязан принять к исполнении исполнительный
документ от суда или другого органа, его
выдавшего, либо взыскателя и возбудить
исполнительное производство. Одновременно
в п. 6 той же статьи сказано, что постановление
о возбуждении исполнительного производства
может быть обжаловано в соответствующий
суд в 10-дневный срок (а такая жалоба в
соответствии с п. 5 ст. 21 того же Закона
является основанием для приостановления
исполнительного производства). Возникает
вопрос: в чем смысл предоставления права
на обжалование постановления судебного
пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного
производства, если он, как это предписано
в законе, получив отвечающий установленным
требованиям исполнительный документ,
обязан вынести такое постановление и
не имеет в этой правовой ситуации иных,
альтернатив? Вопрос не праздный, поскольку
недобросовестные должники используют
право на обжалование постановления о
возбуждении исполнительного производства
для того, чтобы воспользоваться приостановлением
исполнительных действий и укрыть от взыскания,
принадлежащие им имущество и денежные
средства.
Далее,
из положений п. 1 ст. 11 Закона следует,
что, если должником является физическое
лицо, то исполнительные действия совершаются
судебным приставом-исполнителем по месту
его жительства, месту работы или месту
нахождения его имущества. Здесь также
возникает вопрос: где должно возбуждаться
исполнительное производство и проводиться
исполнительные действия, если должник
живет и работает за границей, а сведений
о месте нахождения его имущества на территории
России ни в исполнительном документе,
ни в других источниках не имеется? Никакого
ответа на этот вопрос указанный Закон
не дает. Явно противоречат законным интересам
взыскателей положения ст. 81 упомянутого
Закона, о порядке взимания исполнительского
сбора. Речь идет о том, что в случае неисполнения
исполнительного документа без уважительных
причин в срок, установленный для добровольного
исполнения, судебный пристав- исполнитель
выносит постановление, по которому с
должника взыскивается исполнительский
сбор в размере 7 процентов от взыскиваемой
суммы или стоимости имущества должника.
На практике имеют место случаи, когда
сумма, подлежащая взысканий (из которой
должна исчисляться величина семипроцентного
исполнительского сбора), так велика, а
сумма денежных средств, реально взысканных
с должника, так ничтожно мала, что все
они поглощаются исполнительским сбором,
поступающим в распоряжение судебного
пристава. В результате взыскатель в данной
ситуации не получает ни копейки. Данное
обстоятельство указывает на то, что необходима
такая поправка Закону, в соответствии
с которой величина исполнительского
сбора должна исчисляться не из суммы,
подлежащей взысканию по решению суда,
а из суммы, реально взысканной с должника,
в процессе исполнительного производства