Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:23, реферат
С обретением независимости проведение судебной реформы было определено одним из первоочередных приоритетов становления суверенного Казахстана. Главными предпосылками кардинального преобразования судебной системы стали политические перемены, активное реформирование экономики, вхождение Казахстана в мировое правовое пространство, интеграция в орбиту международных экономических отношений.
Введение 3
Судебная власть Республики Казахстан 4
Судебная система Республики Казахстан 6
Верховный суд Республики Казахстан 9
Районные (городские) суды Республики Казахстан 12
Областные суды Республики Казахстан 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
ПЛАН
Введение 3
Заключение 15
Список
использованной литературы 17
Введение
С обретением независимости проведение судебной реформы было определено одним из первоочередных приоритетов становления суверенного Казахстана. Главными предпосылками кардинального преобразования судебной системы стали политические перемены, активное реформирование экономики, вхождение Казахстана в мировое правовое пространство, интеграция в орбиту международных экономических отношений.
Стратегической задачей Главы государства стало формирование и становление судебной системы нового типа, предоставление судам в полном объеме полномочий, присущих правовому государству, закрепление его высокой и ответственной социальной роли. Ставились задачи развития организационных и правовых основ системы, совершенствования ее кадрового и финансового обеспечения, что являлось признанием ключевой роли судов в современном демократическом обществе, в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. И в этом смысле можно с уверенностью сказать, что принципиальные положения, определяющие роль и место судебной власти в политико-правовой системе государства в основном обрели за годы реформ законодательное закрепление, создана судебная система, отвечающая потребностям современного общества и требованиям правового государства.
В процессе создания новой судебной системы Казахстана можно выделить четыре этапа:
На
каждом этапе были приняты соответствующие
меры, позволившие сформировать к
настоящему моменту полноценную, сильную,
независимую судебную власть, которая
способна и должна выполнять возложенные
на нее задачи.
Судебная
власть Республики Казахстан
Судебная власть представляет собой властные полномочия и возможности суда в сфере уголовного, и иных установленных законом формах судопроизводства, направленные на рассмотрение и разрешение всех дел и споров о нарушенном или оспариваемом праве и факте. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функций судебной власти, обращения подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или изъяты на контроль другими органами и лицами, а также лишения прав на рассмотрение дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным независимым судом.
Судебная власть в Республики Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей и осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением: защиту прав, свобод и законные интересы граждан и организаций, обеспечение исполнения конституции, законов иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.
Судьи при рассмотрении дела независимы, подотчетны только конституции и закону. Ущемление статуса и независимости судей не допускается, так же не допускается вмешательство в деятельность суда по рассмотрению дела и влечет ответственность, а по конкретным делам вообще неподотчетны.
Решение и требования судей при осуществлении полномочий обязательны для исполнения всеми лицами как государственных, так и физическими, так и юридическими. Неисполнение решений также влечет ответственность.
Функции судебной власти:
Признаки судебной власти:
Судебная
система Республики
Казахстан
Совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями, образует судебную систему. В соответствии с п.п.3 и 4 ст. 75 Конституции РК и ст.2 Указа «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» от 20.12.95 систему судов в Республике составляют Верховный суд и местные суды.
К местным судам относятся:
Никакой орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда. Учреждение специальных чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
В Республике может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, административных, семейных и др. Они имеют статус районных (городских) судов.
Судебную систему характеризует единство, которое обеспечивают (ст.2 Указа):
Условно судебную систему можно разделить на три звена:
Существует понятие судебной инстанции, которое следует отличать от понятия судебного звена. Звенья судебной системы характеризуют принципы организационного построения, а судебные инстанции отличают своеобразие решаемой задачи, объем и характер полномочий, а также характерные для нее особенности судопроизводства. Под судебным звеном понимают суды, наделенные однородными полномочиями. Под судебной инстанцией понимают суд, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решение по существу дела или проверка законности и обоснованности этого решения).
Судом первой инстанции называется суд, который рассматривает дело и принимает решение по существу. Им может быть как районный, так и областной или Верховный Суд.
Судом второй инстанции называет суд, который проверяет законность и обоснованность судебных актов, принятых судом первой инстанции. Принято различать такие формы суда второй инстанции, как апелляционную и кассационную.
Апелляционной инстанцией называют суд второй инстанции, рассматривающий дела по апелляционным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления суда первой инстанции.
Кассационной инстанцией называют суд второй инстанции, рассматривающий дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления суда первой инстанции и на приговоры, постановления апелляционного суда.
Кроме того, существует надзорная инстанция – суд, рассматривающий в порядке надзора дела по жалобам или протестам стороны на вступившие в законную силу судебные решения предшествовавших судебных инстанций.
Например, судебная коллегия по уголовным делам областного суда, рассматривая кассационную жалобу осужденного на не вступившие в законную силу приговор районного суда, является по отношению по отношению к районному суду судом второй, кассационной, инстанции. В случае, если приговор районного суда вступил в законную силу по причине того, что он не был обжалован порядке, будет по отношению к основному звену судом надзорной инстанции.
Право апелляции в Казахстане установлено в связи с принятием нового уголовно-процессуального кодекса, однако полностью все положения о рассмотрении уголовных дел судами в апелляционной порядке будут введены в действие только по мере создания необходимых условий для их реализации, но не позднее 1 января 2000 года. В соответствии с Государственной программой правовой реформы ожидается применение этого института и в гражданском процессе.
Отличие апелляционной инстанции от кассационной состоит в том, что первая проверяет дело и рассматривает его повторно. По процедуре рассмотрения она напоминает главное судебное разбирательство, только в ограниченном объеме и по более упрощенной схеме. Она проверяет правильность установления фактических обстоятельств дела, применение закона и соблюдение закона, и соблюдение процессуальных норм. Кассационная же инстанция проверяет законность судебного акта по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Она не проводит судебное следствие.
Современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданские или уголовные дела по первой инстанции. Совсем недавно суды основного звена назывались народными, существовал институт «народных заседателей». Но сменился политический режим, изменилась экономическая ситуация. Но сменился политический режим, изменилась экономическая ситуация. Теперь дела рассматривается судьями в основном единолично:
Апелляционное
производство осуществляется единолично,
а кассационное – коллегиально
Информация о работе Судебная власть и судебная система Республики Казахстан