Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Под судебной системой понимают совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством принципов и задач, руководствующихся едиными правовыми основами.

Работа содержит 1 файл

Курсовик готовый.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     В программе отмечалось, что размещение судов и состояние занимаемых ими помещений настолько неудовлетворительны, что компрометируют правосудие. Часть  судов вообще не имеет помещений. В результате происходит массовое нарушение принципа гласности судебного разбирательства, поскольку из-за отсутствия необходимой площади процессы из открытых превращаются фактически в закрытые, доступ к которым вынужденно ограничивается.

     Ухудшение положения судов переводит ситуацию из финансовой плоскости в политическую. Проблемы судов, возникающие на почве неудовлетворительного финансирования их деятельности, становятся проблемами миллионов людей, которые теряют веру не только в правосудие, но и в государство, его лидеров, в стремление власти отстаивать законные интересы граждан.

     Происходящее  в настоящее время фундаментальное  обновление законодательства, повышение  роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой  деятельности нуждаются в квалифицированном  юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.

     Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость  серьезной государственной поддержки  и применения программно-целевого подхода.

     Во-вторых, акцентировалось внимание на том, что  штатная численность судей федеральных  судов не соответствует реально  необходимому количеству.

     Как подчеркивалось в Программе, несмотря на всю важность принятых законодательных актов, необходимо отметить, что правовая база, которая обеспечивала бы в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права, еще не создана. Требует законодательного регулирования проблема ответственности судей перед обществом за выполнение своего долга. Остро стоит проблема реальной ответственности за неуважение к суду, в том числе за неисполнение его решений.

     Между тем даже принятые законы, в которых  так нуждается судебная система, в полном объеме не реализуются из-за отсутствия необходимого финансового обеспечения.

     Требуется также принятие нормативных правовых актов, которые будут способствовать укреплению социального статуса  судей и работников аппаратов  судов, повышению престижности работы в судебной системе, авторитета судебной власти и обеспечению личной безопасности судей.

     В Программе акцентировалось внимание на кадровом обеспечении судебной системы, развитии материально-технического обеспечения.

     В связи с завершением действия ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, можно говорить о результатах и подводить итоги.

     За  период с 1991 по 2010 год были приняты  сотни законодательных актов. В  стране был создан Конституционный  Суд Российской Федерации, осуществляющий конституционное судопроизводство. Для осуществления правосудия в сфере экономики создана система арбитражных судов, а подсистема судов общей юрисдикции пополнилась достаточно большим отрядом мировых судей.. Претерпел серьезные изменения и порядок судопроизводства, в деятельности по осуществлению правосудия заметно усилились демократические начала, получившие закрепление и в Конституции Российской Федерации 1993 года - презумпция невиновности, право обвиняемого на защиту, состязательность процесса и равноправие сторон.

     В последние годы большое внимание уделялось организационной и  материально-составляющей проводимой судебной реформы.

     В связи с существенными изменениями  законодательства и расширением  полномочий судов общей юрисдикции, в том числе передачей суду функций по избранию меры пресечения в виде заключения под стражу и продления сроков содержания обвиняемых под стражей, осуществлено увеличение в судах общей юрисдикции численности.

     Необходимо  констатировать существенный рост штатной  численностей федеральных судей судов общей юрисдикции, увеличение штатной численности помощников судей федеральных судов общей юрисдикции, доукомплектование кадрами помощников судей и администраторов арбитражных судов. Реализация указанных мероприятий позволила сократить служебную нагрузку судей судов общей юрисдикции.

     Практически решена задача становления мировой  юстиции. Создание института мировых  судей позволило облегчить доступ населения к правосудию, разгрузить районное звено судебной системы.

     Итак, судебная реформа должна продолжаться пока не будет полностью реализована Концепция судебной реформы 1991 года. Это: во-первых, правовая помощь населению. Во-вторых, судебная реформа должна продолжаться в плане обеспечения правосудия всем необходимым.

     Однако  достижение целей преобразований связано не столько с нормативным описанием «правильных» образцов правосудия и правоохранительной деятельности, не столько с заимствованием институтов из иностранного и российского дореволюционного права, сколько с точным представлением о причинах провалов при налаживании новых отношений чисто юридическими методами.

     Главной причиной того, что новшества не прививаются на современной российской почве и извращаются на практике, выступает сопротивление демократическим  преобразованиям со стороны судей и сотрудников правоохранительных органов, а также судебной и правоохранительной систем в целом. Новые формы оказываются не адекватными менталитету этих людей, их повседневным служебным отношением и привычкам, принятым в названных системах технологиям способам оценки деятельности и каналам карьерного роста. Отказ от люстрации, сохранение руководящих постов в судах и правоохранительных органах за людьми советской закалки или их выучениками имеют своим следствием уязвимость, ненадежность, шаткость всяческих преобразований. 

     Заключение

     Назначение  судов и юридическая природа  их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.

     Положительным моментом является то, что суды учреждаются  Конституцией и федеральным конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.

     Кроме того, в соответствии с действующим  в РФ законодательством по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним. В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории России.

     Несомненно, положительным является и возрождение  в Российской Федерации на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, что позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

 

    

    Список  используемой литературы

    Нормативные акты 

  1. Конституция Российской Федерации.- Новосибирск, 2006
  2. О военных судах Российской Федерации": Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 29 июня, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 30 апреля 2010 г., 7 февраля 2011 г.).- КонсультантПлюс
  3. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (с изменениями от 15.12.2001, 04.07.2003, 05.04.2005, 09.11.2009, 27.12.2009).- КонсультантПлюс
  4. Об арбитражных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ (с изменениями от 04.07.2003, 25.03.2004, 12.07.2006, 29.11.2007, 28.04.2008, 07.05, 09.11.2009, 29.03., 30.04.2010).- КонсультантПлюс
  5. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2002 – 2006 гг.- КонсультантПлюс

    Учебная литература 

  1. Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель: Конституционно-теоретические аспекты.- М., 2002.- 112 с.
  2. Арутюнян, Г.Г. , Баглай, М.В. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – Норма, 2006, 544 с.
  3. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. -5-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2009.- 790 с.
  4. Дудко, И.А. Содержание принципа единства судебной системы  Российской  Федерации / И. А. Дудко, О. Н. Кряжкова // Российская юстиция. - 2011. - № 2. - с. 27-32
  5. Зиновьев, А.В. Конституционное право России: Учебное пособие.-М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 173 с.
  6. Золотухина, Б.А. Концепция судебной реформы в России М.: ИНФРА-М, 2001
  7. Изварина, А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям/ А.Ф. Изварина.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 350 с.
  8. Лебедев, В.М. Судебная власть в современной России: Проблема становления и развития.- СПб, 2001.- 384 с.
  9. Петрухин, И.Л. Судебная власть.- М., 2003.- 720 с.
  10. Полудняков, В.И. Современная российская судебная реформа: На пути в мир правосудия.- СПб., 2002.- 320 с.
  11. Ржевский, В.А., Чепурнова, Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: Конституционные основы организации и деятельности.- М.: 2003
  12. Сомов, С. Развитие института мировых судей и баланс интересов Федерации и регионов // Российская юстиция. № 1, 2002
  13. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России: Сб. нормат. актов/ Сост. В.В.Черников.-Москва: Проспект, 2001.- 432 с.
  14. Судебная система России: Учеб. пособие для образоват. учреждений М-ва юстиции Рос. Федерации/ Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации.-М.: Дело, 2000.- 335 с.
  15. Судебная система Российской Федерации: сб. нормат. актов/ Судеб. департамент при Верхов. Суде РФ; под ред. В.М.Лебедева.-Москва: НОРМА,2004.- 821с.
  16. Угольникова Н.В., Скворцова, С.А.. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций.- М.: Инфра-М. – 2003.- 224 с.
  17. Фахрашуи,Т.И. Судебная система Российской Федерации: Учебное пособие для студентов юрид. фак. - Тверь,1997. – 62 с.

    Интернет-ресурсы

  1. Понятие судебной власти. Судебная система Российской Федерации// Электронный ресурс http://evcppk.ru
  2. Система федеральных судов: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и возглавляемые им суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды// Электронный ресурс http://evcppk.ru
  3. Содержание судебной реформы в РФ// Электронный ресурс http://www.allpravo.ru/
  4. Судебная система Российской Федерации// Электронный ресурс http://www.judges.su/
  5. http://www.scilla.ru

Информация о работе Судебная система Российской Федерации