В
программе отмечалось, что размещение
судов и состояние занимаемых
ими помещений настолько неудовлетворительны,
что компрометируют правосудие. Часть
судов вообще не имеет помещений.
В результате происходит массовое нарушение
принципа гласности судебного разбирательства,
поскольку из-за отсутствия необходимой
площади процессы из открытых превращаются
фактически в закрытые, доступ к которым
вынужденно ограничивается.
Ухудшение
положения судов переводит ситуацию
из финансовой плоскости в политическую.
Проблемы судов, возникающие на почве
неудовлетворительного финансирования
их деятельности, становятся проблемами
миллионов людей, которые теряют веру
не только в правосудие, но и в государство,
его лидеров, в стремление власти отстаивать
законные интересы граждан.
Происходящее
в настоящее время фундаментальное
обновление законодательства, повышение
роли и значения судебной защиты прав
и свобод граждан, активизация нормотворческой
деятельности нуждаются в квалифицированном
юридическом обеспечении. В этой связи
обострились вопросы подготовки кандидатов
в судьи и специалистов для работы в судебной
системе, повышения квалификации судей
и работников аппаратов судов, а также
теоретического осмысления правоприменительной
и законопроектной деятельности судов.
Без
решения проблем организационного
обеспечения судебной системы Российской
Федерации невозможно достижение качественных
сдвигов в отправлении правосудия.
Это обусловливает необходимость
серьезной государственной поддержки
и применения программно-целевого подхода.
Во-вторых,
акцентировалось внимание на том, что
штатная численность судей федеральных
судов не соответствует реально
необходимому количеству.
Как
подчеркивалось в Программе, несмотря
на всю важность принятых законодательных
актов, необходимо отметить, что правовая
база, которая обеспечивала бы в полной
мере отправление правосудия в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и общепризнанными нормами международного
права, еще не создана. Требует законодательного
регулирования проблема ответственности
судей перед обществом за выполнение своего
долга. Остро стоит проблема реальной
ответственности за неуважение к суду,
в том числе за неисполнение его решений.
Между
тем даже принятые законы, в которых
так нуждается судебная система,
в полном объеме не реализуются из-за отсутствия
необходимого финансового обеспечения.
Требуется
также принятие нормативных правовых
актов, которые будут способствовать
укреплению социального статуса
судей и работников аппаратов
судов, повышению престижности работы
в судебной системе, авторитета судебной
власти и обеспечению личной безопасности
судей.
В
Программе акцентировалось внимание
на кадровом обеспечении судебной системы,
развитии материально-технического обеспечения.
В
связи с завершением действия ФЦП
«Развитие судебной системы России» на
2002-2006 годы, можно говорить о результатах
и подводить итоги.
За
период с 1991 по 2010 год были приняты
сотни законодательных актов. В
стране был создан Конституционный
Суд Российской Федерации, осуществляющий
конституционное судопроизводство. Для
осуществления правосудия в сфере экономики
создана система арбитражных судов, а
подсистема судов общей юрисдикции пополнилась
достаточно большим отрядом мировых судей..
Претерпел серьезные изменения и порядок
судопроизводства, в деятельности по осуществлению
правосудия заметно усилились демократические
начала, получившие закрепление и в Конституции
Российской Федерации 1993 года - презумпция
невиновности, право обвиняемого на защиту,
состязательность процесса и равноправие
сторон.
В
последние годы большое внимание
уделялось организационной и
материально-составляющей проводимой
судебной реформы.
В
связи с существенными изменениями
законодательства и расширением
полномочий судов общей юрисдикции,
в том числе передачей суду функций
по избранию меры пресечения в виде заключения
под стражу и продления сроков содержания
обвиняемых под стражей, осуществлено
увеличение в судах общей юрисдикции численности.
Необходимо
констатировать существенный рост штатной
численностей федеральных судей судов
общей юрисдикции, увеличение штатной
численности помощников судей федеральных
судов общей юрисдикции, доукомплектование
кадрами помощников судей и администраторов
арбитражных судов. Реализация указанных
мероприятий позволила сократить служебную
нагрузку судей судов общей юрисдикции.
Практически
решена задача становления мировой
юстиции. Создание института мировых
судей позволило облегчить доступ
населения к правосудию, разгрузить
районное звено судебной системы.
Итак,
судебная реформа должна продолжаться
пока не будет полностью реализована Концепция
судебной реформы 1991 года. Это: во-первых,
правовая помощь населению. Во-вторых,
судебная реформа должна продолжаться
в плане обеспечения правосудия всем необходимым.
Однако
достижение целей преобразований связано
не столько с нормативным описанием «правильных»
образцов правосудия и правоохранительной
деятельности, не столько с заимствованием
институтов из иностранного и российского
дореволюционного права, сколько с точным
представлением о причинах провалов при
налаживании новых отношений чисто юридическими
методами.
Главной
причиной того, что новшества не
прививаются на современной российской
почве и извращаются на практике,
выступает сопротивление демократическим
преобразованиям со стороны судей и
сотрудников правоохранительных органов,
а также судебной и правоохранительной
систем в целом. Новые формы оказываются
не адекватными менталитету этих людей,
их повседневным служебным отношением
и привычкам, принятым в названных системах
технологиям способам оценки деятельности
и каналам карьерного роста. Отказ от люстрации,
сохранение руководящих постов в судах
и правоохранительных органах за людьми
советской закалки или их выучениками
имеют своим следствием уязвимость, ненадежность,
шаткость всяческих преобразований.
Заключение
Назначение
судов и юридическая природа
их деятельности - осуществлять одну из
разновидностей государственной власти,
а именно самостоятельную судебную власть.
Положительным
моментом является то, что суды учреждаются
Конституцией и федеральным конституционным
законом. Система судов, осуществляющих
в государстве судебную власть, имеет
важное политическое и правовое значение
и, как правило, определяется на конституционном
уровне. Причем, если перечень судов закреплен
в Конституции, то никакие другие суды
не могут быть учреждены при помощи обычного
закона, так как для этого необходимо изменить
Конституцию.
Кроме
того, в соответствии с действующим
в РФ законодательством по гражданским,
уголовным делам и делам, возникающим
из административных правонарушений,
осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный
Суд РФ, Верховные Суды республик в составе
РФ, краевые, областные суды, суды автономной
области, автономных округов, Московский
и Санкт-Петербургский городские суды,
районные (городские) народные суды. Военные
суды, включаемые в федеральную судебную
систему, рассматривают дела о преступлениях
военнослужащих и лиц, приравненных к
ним. В своей деятельности военные суды
руководствуются тем же законодательством,
что и другие суды, действующие на территории
России.
Несомненно,
положительным является и возрождение
в Российской Федерации на новой
основе института мировых судей, находящихся
в непосредственной близости от населения,
что позволит усилить гарантии доступности
правосудия, защиты прав и свобод граждан,
освободить районные суды от рассмотрения
многих менее значительных уголовных
и гражданских дел.
Список
используемой литературы
Нормативные
акты
- Конституция
Российской Федерации.- Новосибирск, 2006
- О военных
судах Российской Федерации": Федеральный
конституционный закон от 23 июня 1999 г.
N 1-ФКЗ (с изменениями от 4 декабря 2006 г.,
29 июня, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 30 апреля
2010 г., 7 февраля 2011 г.).- КонсультантПлюс
- О судебной
системе Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996
г. N 1-ФКЗ (с изменениями от 15.12.2001, 04.07.2003,
05.04.2005, 09.11.2009, 27.12.2009).- КонсультантПлюс
- Об арбитражных
судах Российской Федерации: Федеральный
конституционный закон от 28 апреля 1995
г. N 1-ФКЗ (с изменениями от 04.07.2003, 25.03.2004,
12.07.2006, 29.11.2007, 28.04.2008, 07.05, 09.11.2009, 29.03., 30.04.2010).-
КонсультантПлюс
- Федеральная
целевая программа «Развитие судебной
системы России» на 2002 – 2006 гг.- КонсультантПлюс
- Абросимова
Е.Б. Суд в системе разделения властей:
российская модель: Конституционно-теоретические
аспекты.- М., 2002.- 112 с.
- Арутюнян,
Г.Г. , Баглай, М.В. Конституционное право.
Энциклопедический словарь. – Норма, 2006,
544 с.
- Баглай, М.В.
Конституционное право Российской Федерации:
Учебник для вузов. -5-е изд., изм. и доп.-
М.: Норма, 2009.- 790 с.
- Дудко, И.А.
Содержание принципа единства судебной
системы Российской Федерации / И. А. Дудко,
О. Н. Кряжкова // Российская юстиция. - 2011.
- № 2. - с. 27-32
- Зиновьев,
А.В. Конституционное право России: Учебное
пособие.-М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 173
с.
- Золотухина,
Б.А. Концепция судебной реформы в России
М.: ИНФРА-М, 2001
- Изварина,
А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации:
содержание, организация, формы: учебное
пособие для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по юридическим
специальностям/ А.Ф. Изварина.-Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.- 350 с.
- Лебедев,
В.М. Судебная власть в современной России:
Проблема становления и развития.- СПб,
2001.- 384 с.
- Петрухин,
И.Л. Судебная власть.- М., 2003.- 720 с.
- Полудняков,
В.И. Современная российская судебная
реформа: На пути в мир правосудия.- СПб.,
2002.- 320 с.
- Ржевский,
В.А., Чепурнова, Н.М. Судебная власть в
Российской Федерации: Конституционные
основы организации и деятельности.- М.:
2003
- Сомов, С.
Развитие института мировых судей и баланс
интересов Федерации и регионов // Российская
юстиция. № 1, 2002
- Судебная
система, правоохранительные органы, специальные
службы России: Сб. нормат. актов/ Сост.
В.В.Черников.-Москва: Проспект, 2001.- 432 с.
- Судебная
система России: Учеб. пособие для образоват.
учреждений М-ва юстиции Рос. Федерации/
Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос.
Федерации, Рос. правовая акад. М-ва юстиции
Рос. Федерации.-М.: Дело, 2000.- 335 с.
- Судебная
система Российской Федерации: сб. нормат.
актов/ Судеб. департамент при Верхов.
Суде РФ; под ред. В.М.Лебедева.-Москва:
НОРМА,2004.- 821с.
- Угольникова
Н.В., Скворцова, С.А.. Конституционное право
Российской Федерации: Курс лекций.- М.:
Инфра-М. – 2003.- 224 с.
- Фахрашуи,Т.И.
Судебная система Российской Федерации:
Учебное пособие для студентов юрид. фак.
- Тверь,1997. – 62 с.
- Понятие судебной
власти. Судебная система Российской Федерации//
Электронный ресурс http://evcppk.ru
- Система федеральных
судов: Конституционный Суд РФ, Верховный
Суд РФ и возглавляемые им суды общей юрисдикции,
Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные
суды// Электронный ресурс http://evcppk.ru
- Содержание
судебной реформы в РФ// Электронный ресурс http://www.allpravo.ru/
- Судебная
система Российской Федерации// Электронный
ресурс http://www.judges.su/
- http://www.scilla.ru