Судебная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Под судебной системой понимают совокупность судебных органов и учреждений, непосредственно обеспечивающих их деятельность, объединенных единством принципов и задач, руководствующихся едиными правовыми основами.

Работа содержит 1 файл

Курсовик готовый.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Высший  Арбитражный Суд РФ образовывается в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Суда. Председатель назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи назначаются в том же порядке, но дополнительно требуется представление Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Созданный в соответствии с Конституцией РФ Высший Арбитражный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

     Высший  Арбитражный Суд РФ состоит из Пленума, Президиума, судебных коллегий и аппарата. При нем также функционирует Научно-консультативный совет.

     В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют судебные коллегии:

     ■ по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

     ■ по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

     Важнейшие вопросы деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации  разрешаются Пленумом - общим собранием всех судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Соответственно Пленум формируется вместе с образованием самого Высшего Арбитражного Суда РФ. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава.

     Кроме членов Высшего Арбитражного Суда РФ, в его заседаниях вправе принимать  участие члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ может пригласить на Пленум представителей любых организаций и граждан.

     Пленум  созывается Председателем Высшего  Арбитражного Суда РФ. Он же обычно председательствует на Пленуме. Вопросы, вынесенные на рассмотрение Пленума, заслушиваются по докладу Председателя или уполномоченных им лиц. Участвующий в заседании Генеральный прокурор РФ либо его заместитель вправе давать заключения.

     Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования. Постановления подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума.

     В отличие от Пленума Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ - специально создаваемый орган. Он действует в составе Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов.

     По  решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего  Арбитражного Суда РФ.

     В заседаниях Президиума вправе принимать  участие Генеральный прокурор РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ - и другие лица.

     Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает  дела в порядке надзора по протестам  на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов Российской Федерации.

     Рассмотрев  дело в порядке надзора, он вправе:

  • оставить судебный акт без изменения, а протест - без удовлетворения;
  • отменить судебный акт (полностью или в части) и направить дело на новое рассмотрение;
  • изменить или отменить судебный акт и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;
  • отменить судебный акт (полностью или в части) и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
  • оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.

     Помимо  этого, Президиум рассматривает  отдельные вопросы судебной практики и о результатах информирует арбитражные суды Российской Федерации.

     В Высшем Арбитражном Суде РФ действуют: судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Создание других судебных коллегий не допускается. Их персональный состав утверждается Пленумом по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

     При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов, заседания которого проводятся по мере необходимости. В состав Совета входят председатели всех арбитражных судов Российской Федерации. Совет председателей является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

     Все решения Совета носят рекомендательный характер. Для их реализации Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения, которые обязательны к исполнению всеми арбитражными судами и судьями.

2.3.2 Федеральный арбитражный суд  округа

 

     Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе» и с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также Арбитражным процессуальным кодексом федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.

     При рассмотрении дела в кассационном порядке  арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка осуществляется по вопросу права.

     Кассационная  инстанция обладает широкими полномочиями: от оставления обжалуемого судебного акта в силе до его изменения либо отмены с направлением дела на новое рассмотрение. При этом нарушение норм процессуального права является самостоятельным основанием к отмене решения или постановления только в ограниченном числе случаев. Во всех иных случаях нарушение или неправильное применение норм процессуального права имеет правовое значение, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

2.3.3. Арбитражный суд субъекта Российской  Федерации

 

    Арбитражный суд субъекта Российской Федерации  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

    В соответствии с Федеральным конституционным  законом "Об арбитражных судах  в Российской Федерации" и Арбитражным  процессуальным кодексом арбитражный  суд субъекта Российской Федерации рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда.

    По  общему правилу подсудность дела соответствующему арбитражному суду субъекта Российской Федерации определяется местом нахождения ответчика. Вместе с тем допускается в ряде случаев подсудность по выбору истца, а также договорная подсудность. По отдельным категориям дел предусмотрена исключительная подсудность.

    Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции дела, рассмотренные в этом же суде в первой инстанции. Апелляционное рассмотрение дел - новое явление для современного российского права. Суть апелляции, как ее определяет закон, состоит в повторном рассмотрении дела в полном объеме (как по вопросам факта, так и по вопросам права) по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

    В апелляционной инстанции не принимаются  и не рассматриваются новые требования, которые не были предъявлены при рассмотрении дела в первой инстанции. Дополнительные же доказательства принимаются арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него.

2.4. Мировые судьи

 

    Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" возродил еще одно звено в системе судов - мировых судей.

    Должность мирового судьи в ее современном  понимании впервые возникла в  Англии еще в XIV веке как единоличная  судебная власть, призванная охранять и поддерживать социальный мир. Рассматривая мелкие уголовные, и гражданские дела, мировые судьи обязаны были, прежде всего, стремиться к примирению сторон. Отсюда возникло и название этих судов - мировые.

    Мировые судьи, являясь судьями субъектов  Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются  из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества, на них распространяется и Закон "О статусе судей в Российской Федерации".

    Специфика института мировых судей состоит  в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда. Субъект Российской Федерации в лице органа законодательной власти по согласованию с судебным ведомством может сократить или упразднить должности мировых судей не только на территории отдельных районов, но и во всем регионе. 
 
 
 

    Глава 3 . Судебная реформа в России 

     Судебная  реформа с самого начала имела  строго определенную цель - становление  в России самостоятельной судебной власти, чья деятельность должна быть направлена на защиту прав человека, обеспечение социальной устойчивости и режима законности в государстве, осуществляемых посредством мер правового характера.

     По  некоторым из направлений и задач  Концепции за прошедшие годы был  достигнут значительный прогресс. Однако явно недостаточно изменилась ситуация по решению таких главных задач Концепции, как:

  • утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;
  • достижение уровня материально-технического обеспечения судов.

     В качестве основных задач Федеральной  целевой программе «Развитие  судебной системы России на 2002-2006 годы», наряду с подготовкой и обеспечением принятия нормативных правовых актов, направленных на реформу судебной системы, были выделены:

  • усиление авторитета судебной власти, укрепление независимости и самостоятельности судов и судей, нормативно-правовое обеспечение судебной системы;
  • кадровое обеспечение судебной системы;
  • развитие материально-технического обеспечения судебной системы;
  • информационное обеспечение судебной системы;
  • укрепление научного потенциала судебной власти, создание системы профессиональной подготовки и переподготовки судей и работников аппаратов судов.

     В Программе были обозначены основные проблемы современной судебной реформы.

     Во-первых, подчеркивалось, что надлежащему функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, в результате чего суды недостаточно обеспечены материально-техническими ресурсами. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства, а это в свою очередь отрицательно сказывается на конечном результате деятельности судов. Суды вынуждены переносить сроки рассмотрения дел и сокращать количество принимаемых заявлений. Подобные случаи делают невозможным восстановление нарушенных прав граждан и их законных интересов, подрывают их веру в правосудие, порождают нежелание граждан обращаться в суд. Тем самым сужается поле правовой защищенности личности.

Информация о работе Судебная система Российской Федерации