Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.
Правовое
положение судьи - это не только совокупность
его общих и специальных прав
и обязанностей. Компонентами, из которых
складывается комплексное представление
о правовом положении судьи, являются
нормативные требования, которым
он должен отвечать, а также процедуры
отбора кандидатов в судьи того или
иного суда, порядок введения кандидата
в судейскую должность и
4.3
Регулирование судебной
системы РФ законодательством
России. Полномочия
судебной власти
Суд среди других органов государственной власти занимает исключительно особое место. Только данный орган своим решением может положить конец спору между истцом и ответчиком, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Именно поэтому в новой Конституции России, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от двух других ветвей (исполнительной и законодательной) нашла свое отражение в выделении самостоятельной главы № 7 «Судебная власть», наряду с главами 4 «Президент», 5 «Федеральное Собрание»,
6 «Правительство Российской Федерации».
Таким образом, судебная реформа в России началась в 1993 г. с принятием Конституции РФ. В последующие годы вышли различные нормативные акты, такие как Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и др., более четко сформулировавшие характер, организацию и реализацию судебной власти в России18.
Конституция России же является основополагающим актом, в общих чертах определяющая суть российской судебной системы.
"Статья 118
1.
Правосудие в Российской
2.
Судебная власть
3.
Судебная система Российской
Федерации устанавливается
В соответствии с частью 3 данной статьи и Законом о судебной системе приводятся основные положения, относящиеся к построению судебной системы РФ. Это касается формирования судейского корпуса, полномочий, порядка организации и деятельности судов, и прежде всего Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.
В Законе о судебной системе раскрывается содержание принципов судопроизводства, таких как: самостоятельность судов, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия, равенство всех перед законом и судом, язык судопроизводства и делопроизводства.
Ряд статей закона посвящен основам статуса судей в РФ, порядку создания и упразднения судов, органам судейского сообщества, обеспечения деятельности судов, аппарату суда, порядку введения Закона в действие.
Значительное место в Законе о судебной системе РФ уделяется порядку создания и упразднения (ликвидации) судов, регламентации (регулированию) полномочий судов судебной системы19.
Полномочия судебной власти следующие:
- осуществление правосудия;
- конституционный контроль;
- контроль за законность и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, должностных лиц и граждан нашей страны;
- обеспечения исполнения приговоров и иных судебных решений (к примеру, судебных приказов или постановлений суда);
- дача разъяснений по вопросам судебной практики;
- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Правосудие
не осуществляют различные псевдосудебные
органы: третейские суды, равнодействующие
на постоянной основе Международный коммерческий
арбитраж и Морская судебная арбитражная
комиссия при Торгово-промышленной палате
РФ, учрежденные Законом РФ от 07.07.1993 г.
№ 5338-1 «О международном коммерческом
арбитраже». Все данные учреждения являются
административными и судебной властью
не обладают.
Заключение
Один из принципов судебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам, которые отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в порядке формирования судов.
Особенности
выполняемых функций требуют, чтобы
суды формировались и действовали
с соблюдением специальных
Достаточно отметить, что в настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.
Достижению данной цели призвано содействовать, в частности, установление системы гарантий, предупреждающих проникновение в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей. Такие «защитные средства» характерны для органов судебной власти. Для формирования органов законодательной и исполнительной властей закон не устанавливает детальных правил. От судей требуется высокий уровень подготовки и компетентность, поскольку судебные ошибки чреваты очень серьезными, порой необратимыми последствиями для жизни, здоровья, свободы, прав и охраняемых законом интересов конкретных людей.
Существенным
моментом, характеризующим построение
органов судебной власти, является
обеспечение их независимости, ограждение
от постороннего влияния как извне,
так и внутри (со стороны вышестоящих
инстанций и судебного
Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение.
Судебная система самостоятельна. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление функций судебной власти. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы. Основными, наиболее важными функциями судебной власти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
Органы судебной власти осуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации и принципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющие взаимоотношения гражданина РФ с судебной властью, принципы, определяющие организацию судебной власти, а также принципы, определяющие порядок функционирования судебной системы.
Правовое
положение судей, их права и обязанности,
порядок назначения и смещения регулируются
Конституцией РФ и Законом РФ «О
статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с
последующими изменениями и дополнениями).
Все судьи имеют единый статус.
Судьи осуществляют судебную власть
на основании принципов
В систему органов судебной власти России входят: Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом Российской Федерации, а также система арбитражных судов РФ.
Таким
образом, на основе ознакомления с некоторой
учебной и иной литературой по
данной теме можно сделать определенные
выводы. Судебная власть – это реализуемая
судами возможность оказывать воздействие
на поведение людей и социальные процессы
с помощью применения юридических мер
воздействия. Осуществление правосудия
является исключительной прерогативой
судебной власти. Судебная система – это
совокупность судов, построенных в соответствии
с их компетенцией, поставленными перед
ними задачами и стоящими перед ними целями.
Список
использованной литературы
Нормативные
акты:
Литература:
М.: Юрист, 2007. - 816 с.