Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:46, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на мой взгляд, тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностей построения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началах которой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебной власти в современном правовом государстве. Становление институтов судебной власти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права на судебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучение и анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующей системы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебных систем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяет определить направления, методы и пути совершенствования и реформирования судебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяет применение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторых категорий дел, в судопроизводстве нашего государства.
Объект исследования. Основным объектом исследования в данной работе является формирование органов судебной власти, которые в совокупности образуют судебную систему Российской Федерации, а также принципы её построения, организации и деятельности. Дополнительным объектом являются правовые отношения, складывающиеся в сфере организации и деятельности органов судебной власти.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает система судебных органов, которые наделены особым статусом, а также способы их формирования, что позволяет их обособить, и, на основе которых функционирует одна из ветвей государственной власти в России. Также к предмету исследования следует отнести нормы права, регулирующие отношения по созданию и организации органов судебной власти в Российской Федерации.
Цель исследования. Целью данной работы является изучение особенностей построения судебной системы Российской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организации судебных органов, а также определение статуса судей, которые являются непосредственными носителями судебной власти.
Задачи
исследования. Для наиболее детального
и полного исследования данной темы, необходимо,
прежде всего, изучение принципов построения
судебной системы в РФ, структуру и функции
судебных органов, которые входят в данную
систему, а также изучение нормативной
базы, на основе которой формируются органы
судебной власти, осуществляется правосудие
в Российской Федерации, и организуется
деятельность судебных органов.
Глава
1. Понятие и основные
черты судебной власти
в Российской Федерации
1.1
Содержание понятия
«судебная власть»
В соответствии со ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»,1 судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда.
В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть – возможность и способность, занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.2
Термин
“судебная власть”
Судебная
власть – вид власти. Государственную
власть осуществляют соответствующие
органы. Власть – это не только те
или иные учреждения, должностные
лица, но и те функции, которые им
принадлежат, и осуществление этих
функций, их реализация. Смысл слова «власть»
истолковывается в основном значении
как «право, сила и воля над кем-либо, свобода
действий и распоряжений, начальствования»,
«право и возможность распоряжаться, повелевать,
управлять кем-либо, чем-либо», «могущество,
господство, сила».
1.2
Признаки судебной
власти
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.4 каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Глава 2. Правосудие
как основная функция
судебной власти
2.1
Понятие и признаки
правосудия
Судебная власть и правосудие – понятия родственные, близкие по содержанию, но не тождественные. Судебная власть призвана осуществлять правосудие. Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой.
Признаки правосудия:
- принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, касающихся прав и свобод человека, интересов общества и государства (признание виновным или невиновным, удовлетворение или отказ в удовлетворении исковых требований);
- общеобязательная сила судебных решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юридических и физических лиц на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного решения влечет применение определенных мер государственного принуждения (вплоть до лишения свободы);
- правосудие осуществляется только судом (судьей);
- правосудие
осуществляется в строгом соответствии
с установленной законом процедурой рассмотрения
и разрешения уголовных и гражданских
дел. Закон (Гражданско-процессуальный
кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс
РФ, Арбитражно-процессуальный кодекс
РФ) определяет все важнейшие вопросы
порядка осуществления правосудия: законный
состав суда; лиц, принимающих участие
в судебном заседании, их права и обязанности;
стадии судебного разбирательства и т.
п.
2.2
Принципы правосудия
Правосудие
в Российской Федерации строится
на принципах, отражающих сущность и
задачи демократического правового
государства и закрепленных в
Конституции Российской Федерации
(гл. 7) и в Федеральном
Характеристика
отдельных принципов
1) Принцип законности.
Этот принцип предполагает принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юридической силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, юридическими и физическими лицами, и т. п.
2)
Принцип соблюдения прав и
свобод личности при
Правовые гарантии обеспечения прав человека включают в себя: - право на жизнь и исключительный характер смертной казни;
- при осуществлении правосудия запрещаются любые действия, причиняющие вред жизни или здоровью человека или унижающие его достоинство (пытки, истязания и пр.);
- специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефона и т.п.);5
- неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска;
- установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.
3) Принцип осуществления правосудия только судом.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “О судебной системе Российской Федерации “. В Российской Федерации не допускается создание иных (в том числе чрезвычайных) судов.
4) Принцип независимости судей.
Судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием, без какого-либо влияния на них со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Гарантии независимости судей обеспечиваются:
- неприкосновенностью судей; созданием органов судейского сообщества;
- материальным и социальным обеспечением судей; правом судей на отставку;
- жесткой регламентацией процедуры осуществления правосудия и т.д.
5) Принцип законности, компетентности и беспристрастия суда.
Данный принцип призван