Судебная система и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение понятия судебной власти, определение ее роли в современном обществе, место в системе разделения властей, организация судебной системы в Российской Федерации. Также мы рассмотрим признаки и функции судебной власти, структуру и составляющие элементы судебной системы.

Содержание

Введение ……..…………………………………………………………….…..….…..….…..
1. Судебная власть: понятие и место в системе разделения властей ….….…..….…..
2. Судебная система РФ. Принципы организации и деятельности судебной системы ………………………………………………………….....….…..….…..….…..…..
2.1. Порядок назначения судей ……………………………………….…...….……….
3. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации ……..….…..….…….
4. Система арбитражных судов в Российской Федерации …………….….…..….……
5. Конституционный Суд Российской Федерации …………………….….…..….…….
Заключение ……………………………………………………………………….…..….…..
Литература ……………………………………………………………………….…..….…..

Работа содержит 1 файл

Конституционное право России.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Конституционный  Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации20 и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»21.

Конституционный Суд  Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность  с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.

Конституционный Суд  имеет широкие полномочия. В целях  защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции Российской Федерации.

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что  Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд  Российской Федерации рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд  состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд  вправе рассмотреть в пленарном  заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно  в пленарных заседаниях Конституционный  Суд:

разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации;

дает толкование Конституции  РФ;

дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного тяжкого преступления;

принимает послания Конституционного Суда;

решает вопрос о выступлении  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд  в пленарных заседаниях избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

В  своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд  независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд  самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение  своей деятельности.

Имущество, необходимое  Конституционному Суду для осуществления  его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение  правовых, организационных, финансовых и других условий, деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.

По вопросам своей  внутренней деятельности Конституционный Суд принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.

Решения Конституционного суда Российской Федерации обязательны  на всей территории Федерации для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подробно рассмотрев в данной работе судебную власть и судебную систему Российской Федерации, можно сделать некоторые выводы и обобщения, касающиеся  данной темы.

Прежде всего, судебная власть есть разновидность государственной власти. Она осуществляется в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации на основе принципа разделения государственной власти. Такой принцип разделения властей (это в определенной мере условно, ибо государственная власть едина) действует в каждом правовом государстве. Взаимное уравновешивание ветвей создает благоприятные условия для всех, в том числе для законности и правопорядка. И вполне объясним тот факт, что законы, например, принимает законодательный орган, а судей назначает Президент Российской Федерации. Тем самым федеральный закон отделяется от законодателя и становится обязательным для всех, в том числе для законодательных органов, а судья, назначенный исполнительной властью, обретает самостоятельность и независимость от всех, включая лицо (или орган), его назначившее.

Правосудие – это  основная функция судебной власти, осуществляемая ее органами – судами, судьями, наделяемыми соответствующими полномочиями в порядке, установленном  конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации».

Носители судебной власти – судьи. Действуют на основании  законодательства Российской Федерации, и имеют полную самостоятельность  и независимость.

Судебная система – это установленная Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» совокупность судов, организованных на демократических принципах с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства (деления) страны. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации 1993 г. (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.).

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. (с изм. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ, 1997. № 1. Ст. 1; 2005. № 15. Ст. 1274.

Федеральный конституционный  закон «Об арбитражных судах  Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. (с изм. от 12 июля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1589; 2006. № 29. Ст. 3120.

Федеральный конституционный  закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.

Федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (с изм. и доп. от 8 февраля 2001 г., и 5 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2007. № 7. Ст. 829.

Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г. (с изм. от 31 марта 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3528; 2005. № 14. Ст. 1211.

Федеральный закон «Об  органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. (с изм. от 5 апреля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №11. Ст. 1022; 2005. № 15. Ст. 1278.

Федеральный закон «Об  арбитражных заседателях арбитражных  судов субъектов Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. (с изм. от 30 июня 2003 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2288; 2003. № 27 (часть 1). Ст. 2700.

Федеральный закон «О финансировании судов Российской Федерации» от 1 февраля 1999 г. / / Собрание законодательства РФ. 1999. № 7. Ст. 877.

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. (с изм. от 2 марта 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. №51 Ст. 6270; 2007. № 10. Ст. 1151.

Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 8 января 1998 г. (с изм. от 30 ноября 2004 г.) // Собрания законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223; 2004. № 49. Ст. 4842.

Закон Российской Федерации  «О статусе судей в Российской Федерации» 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с изм. от 2 марта 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1151.

Информация о работе Судебная система и судебная власть