Судебная система и судебная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение понятия судебной власти, определение ее роли в современном обществе, место в системе разделения властей, организация судебной системы в Российской Федерации. Также мы рассмотрим признаки и функции судебной власти, структуру и составляющие элементы судебной системы.

Содержание

Введение ……..…………………………………………………………….…..….…..….…..
1. Судебная власть: понятие и место в системе разделения властей ….….…..….…..
2. Судебная система РФ. Принципы организации и деятельности судебной системы ………………………………………………………….....….…..….…..….…..…..
2.1. Порядок назначения судей ……………………………………….…...….……….
3. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации ……..….…..….…….
4. Система арбитражных судов в Российской Федерации …………….….…..….……
5. Конституционный Суд Российской Федерации …………………….….…..….…….
Заключение ……………………………………………………………………….…..….…..
Литература ……………………………………………………………………….…..….…..

Работа содержит 1 файл

Конституционное право России.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

В судах среднего звена, а также в Верховном Суде Российской Федерации действует несколько инстанций. Каждая инстанция в этих судах самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций. Суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к суду первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решение по данному делу. Надзорные инстанции в системе общих судов действуют в судах субъектов Российской Федерации и в Верховном Суде Российской Федерации.

Особенностью подсистемы арбитражных судов является выполнение федеральными арбитражными судами округов  лишь функций кассационной инстанции, В низовом звене этой системы дела слушаются как по первой инстанции, так и рассматриваются повторно в апелляционном порядке. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает дела как суд первой инстанции и в порядке надзора. Таким образом, в системе арбитражной юстиции действуют фактически четыре инстанции.

 Инстанционность призвана обеспечить законность и обоснованность принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений законности, восстановление справедливости и нарушенных прав участников процесса.

Формирование судебной системы и правовое регулирование  ее деятельности основываются на последовательном применении определенной совокупности руководящих начал, представляющих закрепленную в Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах систему принципов. Эта совокупность основных правил организации и деятельности судов отражает определенные объективные внутрисистемные закономерности функционирования системы органов судебной власти.

К числу общих положений, характеризующих организацию судебной системы в Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» относит принцип единства (статья 3), самостоятельность судов и независимость судей (статья 5), обязательность судебных постановлений (статья 6), равенство всех перед законом и судом (статья 7), участие граждан в осуществлении правосудия (статья 8), гласность в деятельности судов (статья 9), язык судопроизводства и делопроизводства в судах (статья 10).

Принимая  во внимание все выше сказанное, судебную систему Российской Федерации можно определить как «совокупность независимых судов, реализующих функцию судебной власти, имеющих общие задачи по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, объединенных едиными принципами организации деятельности, применяющих одни те же материальные законы и подчиняющихся инстанционному согласованному процессуальному законодательству»10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Порядок  назначения судей

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции Российской  Федерации, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Конституционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных судах и Законе о мировых судьях.

Часть из них принято называть конституционными, поскольку они предусмотрены  статьей 119 Конституции Российской  Федерации. Касаются эти требования гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда Российской  Федерации установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»11.

Что касается требований определенного  возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные), а также для избрания (назначения) на должности мировых судей требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена – 30 лет, в Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – 35 лет, а в Конституционный Суд Российской Федерации – 40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен, но при отборе кандидатов учитывается, что с декабря 2001 года судейские должности не вправе занимать лица, возраст которых превышает 70 лет.

Неодинаковы требования и к стажу  работы по специальности юриста. По общему правилу, установленному упомянутой статьей 119 Конституции Российской Федерации, такой стаж должен быть не менее пяти лет. И это правило неуклонно соблюдается при отборе кандидатов, которые впервые собираются занять должность судьи в суде низового звена – районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта Российской Федерации или мировом суде.

Для занятия должности в вышестоящем суде предусмотрены иные требования к стажу работы по специальности юриста. Кандидат на должность судьи высшего суда должен иметь не менее десяти лет такого стажа (в судьи Конституционного Суда Российской Федерации – не менее 15 лет). В отношении кандидатов на судейские должности в судах среднего уровня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апелляционные суды) предусмотрено, что они должны иметь стаж не менее семи лет.

Закон также требует, чтобы кандидат в судьи не страдал таким заболеванием, которое «препятствует назначению на должность судьи»12.

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские  должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

К их числу относятся, прежде всего, те требования, которые установлены для лиц, уже ставших судьями и исполняющих их обязанности. Данные требования прописаны, прежде всего, в Кодексе чести судьи Российской Федерации (утвержден постановлением совета судей Российской Федерации 21 октября 2003 г.) и в соответствующих положениям Закона о статусе судей13. Судья, скажем, обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

С учетом этого к кандидатам в  судьи могут быть предъявлены требования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными особенностями поведения. Люди, совершившие поступки, серьезно подрывающие их репутацию, неуравновешенные и вспыльчивые, склонные к порочным увлечениям (азартные игры, пьянство, употребление наркотиков), а равно те, кто, несмотря на наличие документа о высшем юридическом образовании, не достиг достаточно высокого культурного уровня, не могут занимать судейские должности.

Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод. Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств – неподкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их нет, лучше не претендовать на занятие судейской должности.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соответствии с Законом о статусе судей судьи не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям.

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специализированных судов, могут предусматривать требования, специфические для таких судов. Например, в отношении судей военных судов сказано, что ими могут быть не совершившие порочащих поступков лица, имеющие офицерское звание и заключившие контракт о прохождении военной службы14.

В отношении судей  Конституционного Суда Российской Федерации, как уже отмечалось выше, сделана специальная оговорка относительно уровня их правовой подготовленности, а также оговорка о безупречности репутации15.

Отбор кандидатов в судьи федеральных судов начинается с публикации в средствах массовой информации сообщения об имеющейся вакантной должности судьи и с проявления инициативы, направленной на возбуждение производства по проверке пригодности конкретного лица для занятия судейской должности. Такую инициативу может проявить любой гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и необходимый стаж работы по юридической специальности, а также не страдающий заболеванием, препятствующим назначению на должность судьи.

Реализуется инициатива подачей заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он экзаменационной комиссии, персональный состав которой одобряется квалификационной коллегией судей по представлению председателя соответствующего суда. Правила приема  экзамена регламентируются  специальным нормативным актом16.

Результаты экзамена действительны в течение трех лет. А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный “с первой попытки”, вправе через год-два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен.

После успешной сдачи  экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. Последняя, с учетом результатов квалификационного экзамена, рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи или об отказе в ней.

При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы, характеризующие кандидата, передаются председателю соответствующего вышестоящего суда: например, при постановке вопроса о наделении полномочиями судьи районного суда материалы передаются председателю верховного суда республики, суда края, области, городского суда в Москве и Санкт-Петербурге, суда автономной области или округа. Если он не согласен с положительным заключением, то может возвратить его для повторного рассмотрения вопроса. В случае дачи квалификационной коллегией и после повторного рассмотрения вопроса положительного заключения оно направляется председателем суда среднего звена Председателю Верховного Суда Российской Федерации или Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Делая это, он, естественно, вправе изложить в письменном виде свое мнение.

В конечном счете, представления о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляются Председателем Верховного Суда Российской Федерации, а судей арбитражных судов – Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Администрацию Президента Российской Федерации. Там они передаются в Комиссию при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. В состав этой комиссии входят: Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, представители других правоохранительных органов и Администрации Президента Российской Федерации, юридических научных и учебных учреждений. Далее комиссия, с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, готовит свои предложения Президенту Российской Федерации по кандидатурам на должности судей (председателей судов, их заместителей) федеральных судов всех уровней.

Согласно статьи 128 Конституции Российской Федерации наделение кандидатов полномочиями судей должно производиться с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), а другая – для судей всех других федеральных судов.

В первом случае судьи подлежат назначению решением Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое должно вноситься с учетом мнения соответственно Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. До принятия решения в Совете Федерации происходит обсуждение представленных Президентом Российской Федерации кандидатов сначала в комитетах, а затем на пленарном заседании. Порядок обсуждения определен Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Что касается судей, председателей  или их заместителей остальных федеральных судов, то решение о их назначении должно приниматься непосредственно Президентом Российской Федерации, естественно, после того, как кандидаты пройдут сначала описанную выше проверку в органах судейского сообщества, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и его местных органах, в вышестоящих судах, а затем – в названной Комиссии и аппарате Администрации Президента Российской Федерации. Каждый случай назначения судьей, председателем суда или его заместителем оформляется Указом Президента Российской Федерации.

Информация о работе Судебная система и судебная власть