Суд и процесс по «Русской правде» и Псковской судной грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

История правосудия исполнена примеров, убеждающих нас в том, каким невероятным случайностям может быть подвержена человеческая судьба, оказавшаяся на весах Фемиды. И здесь ничего не поделаешь: каждое общество имеет лишь то правосудие, какого оно достойно, это прежде всего инстанция, определяющая отношение государства к гражданину. Там, где власть готова заботиться о нем, суд скор и справедлив. Там же, где действует ничем не ограниченное право сильного, — он покупается и разделение властей — краеугольный камень демократии — превращается в фикцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1.«РУССКАЯ ПРАВДА»…………………………………………………………....4
1.1.История и краткое описание «Русской правды»………………..………4
1.2. Суд и процесс по «Русской правде»………………………………..…...5
2. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА………………………………………........8
2.1. История и краткое описание Псковской судной грамоты…..………...8
2.2. Суд и процесс по Псковской судной грамоте………………...…….... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Чистовик контрольной по истории суд и процесс.docx

— 51.17 Кб (Скачать)

       2. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА

     2.1. История и краткое описание Псковской судной грамоты

     Псковская судная грамота – это один из исторических памятников, по важности идущий после Русской Правды. К  сожалению, он дошел до нас только в одном списке и с большими пропусками, так что цельного представления  о нем составить нельзя. Псковская  грамота представляет последующую  за Русской Правдой ступень в  развитии русского законодательства.

     Время появления Псковской грамоты  определить с точностью невозможно. В ее заглавии сказано, что она  была написана на псковском общем  вече в 1397 году "по благословению попов всех пяти соборов и священноиноков и дьяконов и всего божьего священства". Но здесь год появления грамоты, очевидно, показан неверно. Так как известно, что в 1397 году в Пскове было не пять, а только четыре собора. Псковские соборы имели значение церковно-политическое. В Пскове не было архиерея, а только его наместник, не пользовавшийся никаким значением, поэтому псковское духовенство нуждалось в единении, для чего и явились соборы. Несколько церквей составляли собор - церковную общину, имевшую свое управление и своих представителей в лице старост, избираемых как из духовных, так и из светских лиц, так до XV века было утверждено четыре собора. Появление пятого псковского собора относится уже к XV веку, именно к 1462 году, поэтому время появления Псковской грамоты нельзя отнести к 1397 году, как сказано в ее заглавии, а можно предположить, что она появилась не раньше 1462г. или 1463г.

     Из  самой Псковской грамоты видно, что она есть не что иное, как  окончательная редакция узаконений, изданных в разное время псковскими князьями, в ее заглавии сказано: "Сия  грамота выписана из великаго князя  Александровы грамоты, из княж Костянтиновы грамоты, и из всех приписков псковских  пошлин (обычаев)". Грамота состоит  из 120 статей, 108 из которых были приняты  в 1467г., а остальные были дописаны позже по решению веча. Некоторые  из этих статей были приняты и выполнялись  еще задолго до появления Судной Грамоты. Князь Александр — это  князь Александр Михайлович Тверской, изгнанный из Твери и княживший  в Пскове с 1327г. по 1337г., а "Костянтин" — Константин Дмитриевич, брат великого князя московского Василия I Дмитриевича, княживший в Пскове в 1407-1412г.г.

     Гражданское право по Псковской судной грамоте  рассматривало вопросы:

  • Вещное право предусматривало деление вещей на недвижимые — "отчина" и движимые — "живот". Кроме того, разделялось наследственное землевладение — "вотчина" и условное — "кормля". Были определены и способы возникновения права собственности: переход по договору, по наследству, пожалование, по давности и приплод.
  • Обязательственное право регламентировало договоры: купли-продажи, дарения, залога, займа, мены, поклажи, найма помещений, личного найма (подробно регламентировано положение наёмного работника). Форма договора могла быть устной и письменной. Его оформление осуществлялось в присутствии свидетелей и священника. Важную роль играло установление срока исполнения договора. Долговые обязательства ложились не на личность должника, а на его имущество. Таким образом, должник не расплачивался по долгам собственной свободой.

     Псковская судная грамота рассматривает два  вида наследования: по закону ("отморщина") и по завещанию ("приказное"). Предусматривались и случаи, когда имущество поступало не в собственность наследника, а в его пожизненное пользование, и он не мог его отчуждать.

     Уголовное право по Псковской судной грамоте  рассматривало вопросы:

  • Система преступлений:
    1. Против государства: измена ("перевет").
    2. Против порядка управления: взятка ("посул") судье, вторжение в судебное помещение, насилие в отношении судьи.
    3. Против личности: убийство ("головщина"), побои, оскорбление действием. Наиболее тяжкими считались — братоубийство и убийство родителей.
    4. Имущественные преступления: кража ("татьба"), кража церковного имущества, поджог, конокрадство, грабёж, разбой. Наказание за кражу дифференцируется в зависимости от размеров похищенного, способа совершения и повторности. Наиболее тяжкими преступлениями против собственности считались поджог и конокрадство. За них присуждалась смертная казнь.
  • Система наказаний:
    1. Смертная казнь (ст 7-8).

    2.   Денежные штрафы — за большинство преступлений. 

    2.2. Суд и процесс по Псковской судной грамоте

          По псковскому закону было пять видов суда: 1) суд князя и посадника; 2) суд псковских выборных судей; 3) суд владычного наместника; 4) братчинный суд и 5) суд веча. 1) Суд князя и посадника был одно и то же: ни князь не мог судить без посадника, ни посадник без князя. Князь и посадник были представителями двух начал, неразрывно связанных, государственного и земского. Суд княжеский и посадничий производился у князя на сенях и ему подлежали головщина, татьба, бой, грабеж и разбой. В псковских пригородах суд по этим делам принадлежал княжескому наместнику, который, впрочем, должен был судить в присутствии выборных от земщины посадников. 2) Суд выборных псковских, а по пригородам суд пригородских посадников и старост. Ему подлежали дела гражданские, как то: дела по займам, наймам, покупкам, наследствам и дела о поземельном владении. Впрочем, в последнем участвовал и князь; в грамоте сказано: "А коли имуть тягатся о земли, или о воде, а положат двои грамоты, ино одни грамоты чести дьяку княжому, а другие грамоты чести дьяку городскому". 3) Суд владычня или епископскаго наместника (в Пскове не было своего епископа и псковская епархия зависела от новгородского епископа) производился как по делам церковным, так и по гражданским, когда они касались лиц духовных или вообще тех, которые принадлежали к церковному ведомству. В этом суде не участвовали ни князь, ни посадник, ни земские судьи; впрочем, нельзя сказать, чтобы он производился совсем без участия светских людей: при нем всегда находились два особых пристава, назначаемые от общества. Но по тяжбам людей церковных с нецерковными суд назначался общий, т. е. такие тяжбы разбирались, с одной стороны, князем с посадником или, судя по роду дел, городскими земскими судьями, а с другой — наместником владычным, и доход от суда делился ими пополам. Владычный суд основывался на Номоканоне. 4) Суд братчины. Этому суду подлежали все дела и споры, возникшие на братчинном пиру; он производился выборным братчинным князем пира и судьями, которые судили на основании исконных народных обычаев. Приговоры братчинного суда приводила в исполнение сама братчина. Впрочем, по настоящей грамоте братчинный суд был очень ограничен. Мы знаем, что ни на один суд в Новгороде и Пскове нельзя было делать апелляции, но братчинный суд не пользовался таким преимуществом; его решениям подчинялись только те, которые были согласны с ними, — недовольные же братчинным судом могли переносить свой иск в общие суды. 5) Суд веча. Относительно его в Псковской грамоте упоминается только то, что на этом суде не должен был присутствовать ни князь, ни посадник. Приговоры этого суда решались только волею всего народа; но какие дела подлежали ему, об этом в грамоте ничего не сказано. Очевидно, что ему принадлежали только дела высшие, касавшиеся всего Пскова, а может быть, и частные, но такие, которых не мог решить ни князь, ни посадник.

          По Псковской грамоте суд, кому бы он ни принадлежал — князю ли с посадником или другим, пользовался таким уважением, что каждое дело, решенное им, не подлежало апелляции и всякий приговор его всегда был окончательным; в грамоте сказано: "А которому посаднику сести на посадничество, ино тому посаднику крест целовати на том, что ему судит право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстоватися, а судом не мстится ни на кого-ж, а судом не отчитись, а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати; а без исправы человека не погубити, ни на суду, на вечи... А не всудят в правду, ино Бог буди им судия на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику". Неприкосновенность того или другого суда так сильно высказывается в Псковской грамоте, что по ней посадник или судья, оставляя свою должность, должны были предварительно окончить все дела, начавшиеся во время их службы, и новый посадник не имел права вступаться в дела своего предшественника. Но псковский закон, признавая неприкосновенным суд властей, в то же время требовал, чтобы судьи были правдивы и беспристрастны. Обеспечение этого требования псковский закон находит в присяге; а посему по Псковской грамоте каждый судья — посадник или князь, при вступлении в свою должность должны были целовать крест на том, что они будут судить в правду — виновного не оправдают, а правого не обвинят и не погубят и т. п.

     Во II отделе Псковской грамоты говорится  о порядке суда. Суд по Псковской  грамоте начинался жалобой или  челобитьем истца, или иском самого общества в делах по преступлениям, на которые не было частных жалоб. По челобитью суд делал вызов  ответчика через особых служителей, так называемых позовников или приставов, которые были двух родов — княжеские  и земские; первые назывались дворянами, а вторые — подвойскими. При каждом вызове в суд позовники непременно должны быть от обеих сторон — от князя и от земщины, иначе ответчик имел право и не являться в суд. Позовникам назначалась особая пошлина, называемая ездом или хоженым; количество этой пошлины соразмерялось с  расстоянием, которое должны были проехать или пройти позовники для вызова ответчика в суд. Впрочем, закон  не обязывает истца посылать за ответчиком непременно официального позовника, а  дозволяет ему в таком случае, если тот не соглашается идти за ответчиком за определенную плату —  нанять и постороннего человека и  дать ему позывницу, т. е. грамоту, по которой ответчик вызывался в  суд. Приставы или позовники, как  княжеские, так и земские, должны быть люди честные и добросовестные и которые должны быть известны князю  или посаднику как люди, вполне заслуживающие доверия. Позывница  писалась княжеским писцом и к  ней прикладывалась княжеская печать. Ежели же княжеский писец не соглашался писать позывницу за определенную законом  пошлину, то позывница могла быть написана и помимо княжеского писца и запечатана печатью церкви Св. Троицы. Получив позывницу, позовник отправлялся в том место, где жил ответчик, и там, у церкви перед священником и всем народом прочитывал ее.     Сюда же приглашался и ответчик, который по прочтении позывницы должен был объявить, что он в известный срок явится в суд. Впрочем, присутствие самого вызываемого при чтении позывницы не было обязательным для него и необходимым, и если бы он и не явился, то было бы достаточно, чтобы позывница была прочтена у церкви перед священником и народом. Если ответчик по первому вызову не являлся в суд, то на пятый день по истечении назначенного истцу выдавалась новая позывная грамота "на виновного" (ответчика). С этой грамотой позовники снова отправлялись к ответчику и, прочитав ее, уже не давали никакого срока ответчику, а прямо вели в суд. Но при этом позовники не должны были мучить и бить ответчика, равным образом и ответчик не должен был сопротивляться позовникам, а если он противился им и бил их, то за это подвергался уголовному суду. Если же ответчик по первому вызову от суда скрывался, то в таком случае на него выдавалась истцу бессудная, "правовая грамота", т. е. он без суда признавался виновным, а истец утверждался в своем иске и признавался правым. Правая грамота писалась княжеским писцом и к ней прикладывалась печать князя; но она могла быть написана и неофициальным лицом и скреплялась или печатью князя, или же печатью церкви Св. Троицы. (Эта церковь имела весьма важное значение в Пскове; здесь были особые судьи, поверявшие всех судей, и печать ее могла заменять печать князя). По Псковской грамоте при истце и ответчике допускались в суд и адвокаты или, по-тогдашнему, пособники и стряпчие. Но этот институт не пользовался в Пскове большим доверием и допускался только с большими ограничениями, именно: пособничество на суде допускалось только в таком случае, когда истцом или ответчиком была женщина или малолетний, чернец, черница, или больной, старый, глухой и т. п. При этом Псковской грамотой было постановлено, что один стряпчий не имеет права участвовать в двух делах в один день. Во всех же других случаях по псковскому закону строго запрещалось приводить в суд пособников, для чего при дверях судебных палат всегда находились два подверника — от князя и от земщины, обязанностью которых было наблюдать, чтобы, кроме истца или ответчика, никто не входил в суд. За исполнение это обязанности подверники получали по одной деньге с обвиненного. Если же истец или ответчик приходил в суд с пособником, который врывался туда силой, то за это его "сажали в дыбу", т. е. заковывали в колодки и взыскивали пени рубль в пользу князя и 10 денег подверникам.

     В III отделе Псковской грамоты заключаются  статьи о судебных доказательствах  и судебных пошлинах. Судебные доказательства по Псковской грамоте были различны, смотря по характеру и различию самих  дел. Так, во-первых, в делах по поземельному владению судебными доказательствами считались: 1) показания старожилов и окольных людей, 2) межевые знаки, 3) грамоты на право владения, 4) крестное целование и, наконец, 5) судебные поединки или поле, если свидетели истца и ответчика говорили розно и упорно стояли на своем. (В делах о поземельном владении поле между самими тяжущимися по псковскому закону не дозволялось). Во-вторых, в делах по займам и поклаже судебными доказательствами признавались: "доски" (то же, что у нас теперь конторские или счетные книги), "рядницы" и всякие другие записи относительно займа или поклажи. Но каждая из записей только тогда имела законную силу, когда была написана при церкви Св. Троицы и когда копия с нее была оставлена "в ларе Св. Троицы". В подтверждение этих доказательств допускалось крестное целование, а также и поле; впрочем, при закладе судебный поединок не допускался, а только крестное целование. В-третьих, в делах между господином и закупом судебными доказательствами признавались записи или контракты и сверх того — показания свидетелей. В-четвертых, в делах по татьбе, грабежам и разбоям судебными доказательствами считались показания свидетелей, крестное целование и поле. Чужеземцы, в случае иска по бою или грабежу, освобождались от представления свидетелей, но в таком случае тому, на ком они искали, предоставлялось или самому целовать крест, или заставить истца сделать это. От свидетелей во всех делах требовалось, чтобы они говорили "слово противу слова" с теми, за кого свидетельствуют; в противном случае их свидетельство не признавалось свидетельством. Истец и ответчик имели полное право заявлять на свидетелей противной стороны подозрение; в таком случае судьям предоставлялось признавать ли подозреваемого свидетелем или не признавать. При доказательствах присягой или крестным целованием большей частью предоставлялось на волю истца: или самому целовать крест, или же требовать, чтобы это сделал ответчик.

     Судебные  поединки. По псковскому закону истцу  или ответчику малолетнему, больному, престарелому, чернецу, чернице, попу, увечному и т. п. предоставлялось  выставлять вместо себя на судный поединок наемных бойцов. При судебных поединках  в Пскове соблюдались некоторые  обрядности, именно: во-первых, они могли  быть не иначе как в присутствии  двоих приставов — княжеского и городского, которые брали за это с виноватого или побежденного 6 денег, если поединок состоялся, и 3 деньги, если поединщики мирились, не вступая  в бой; во-вторых, побежденный на поединке платил пеню или продажу  князю; в-третьих, если один из тяжущихся  выставит за себя наемного бойца, то другой мог или сам идти на бой, или  также выставить наемного бойца. Но сами тяжущиеся во всяком случае, бились ли они сами или выставляли за себя наемных бойцов, перед поединком  должны были целовать крест; в-четвертых, победивший на поединке, как доказавший правоту свою судом Божьим, признавался  оправданным и брал свой иск, и  сверх того, как победитель, брал с побежденного все то, в чем  он вышел на бой; в-пятых, в случае спора между двумя женщинами, ни одна из них не могла выставлять за себя наемного бойца, а должны были сами выходить на бой. (В споре же с мужчиной женщина могла нанять бойца.)

     Судебные  пошлины. Судебные пошлины, по свидетельству  Псковской грамоты, различались  по лицам, участвовавшим в суде, и  по роду самих дел. Во-первых, князь  и посадник получали от дел по разбою и грабежу по 4 деньги, а от дел  по поземельному владению по 10 денег; от печати по всем делам князь получал  по 1 деньге; с того, кто силой врывался в судебную палату, князь получал  пени рубль. Во-вторых, судебные пристава, посылаемые для наблюдения за судебными  поединками, получали по 6 денег, если поединок состоялся, а если поединщики, став на поле, мирились, то — по 3 деньги. В-третьих, позовники, отправляемые для  вызова ответчика в суд, получали "езду" по деньге за 10 верст, если ответчик вызывался по гражданскому делу; если же вызов делался по татебному  делу, то позовники получали по 2 деньги на 10 верст. В-четвертых, княжеские писцы  от позывницы и от бессудной грамоты  получали по деньге, а от "правой грамоты" или судницы на поземельное  владение по 5 денег. В-пятых, подверники при судебных палатах получали от всех судных дел по 1 деньге с виноватого и по 10 денег с того, кто врывался силой в судебную палату. Пристава и позовники, как княжеские, так  и городские, ездившие по двое, делились пошлинами пополам. Точно так  же делили пополам пошлины и подверники княжеские и городские.

     Телесные  наказания, применявшиеся на практике, законодательно предусмотрены не были. Наказание, в основном, несло компенсационный, а не карательный характер. 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Такие общие представления о древнерусском  праве, о процессуальных судебных нормах дают нам Русская Правда и другие источники. Мы видим, что законодатель руководствовался принципом казуальности (ссылкой на конкретный случай) и не прибегал к теоретическим обобщениям. Целый ряд правовых норм только намечается в законодательстве, и разработка их является делом будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

     Литература  по теме

  1. Алешена, Ю. Право судить/Ю. Алешена, И. Измайлов//Вокруг света.-2006.-№ 9.-С.25-28
  2. Алексеев, Ю.Г. Псковская судная грамота и её время/Ю.Г. Алексеев.-Л.: «Наука».-1980.- С.12-42; 119-135;145-204
  3. Белковец, Л.П. История государства и права России: Курс лекций/Л.П.Белковец, В.В. Белковец.- Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000.- С. 216
  4. Беляев, И.Д. История русского законодательства/И.Д. Беляев.-Спб.:Изд-во Лань,2000.- С.307-316
  5. Греков, Б.Д. Крестьяне на Руси/Б.Д. Греков.- М.: Изд-во АН СССР .-1952.- Кн.1.- С.531
  6. Ермолаев, И.П. Свод законов Киевской Руси: Учебное пособие для изучения «Русской Правды»/И.П. Ермолаев, Р.Г. Кашафундинов.- Казань:Изд-во Казанского ун-та.- 1985. –С.5
  7. Ильин, А.В. Из истории права/А.В. Ильин, С.А. Морозов.- Спб: специальная литература.- 1996.-С.43-61
  8. Исаев, И.А. История государства и права России: учебник/ И.А. Исаев.-М.: Юристъ, 2002.- С.768
  9. Кутафин, О.Е. Судебная власть в России. История. Документы [Текст] : в 6-ти т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. - М. : Мысль.- 2003.-Т. 1 : Начала формирования судебной власти. – С.701
  10. Новицкая,Т.Е. Некоторые аспекты правового регулирования экономики в Древнерусском государстве /Т.Е. Новицкая//Вестник МГУ.-  1996.- № 5.- С. 43- 56
  11. Пьянков, А.П. Происхождение общественного и государственного строя Древней Руси/ А.П. Пьянков.- Минск: Изд-во БГУ.- 1980.-С.207
  12. Российское законодательство Х-ХХ вв: В 9 т./под ред. О.И. Чистякова.- М.: Юридическая литература, 1984.- Т.1.-С.432
  13. Свердлов, М.Б. От закона Русского к Русской правде/М.Б. Свердлов.- М.:Изд-во юридическая литература.- 1988.-С. 176
  14. Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России/Ю.П. Титов.- М.: «Проспект», 1997.-С.472
  15. Юшков, С.В. Памятники русского права/ С.В. Юшков, А.А.Зимин, В.Ю. Софронов.- М.:Гос. издат. юридической литературы, 1952.- Вып.1. – С.294

Информация о работе Суд и процесс по «Русской правде» и Псковской судной грамоте