Суд и процесс по «Русской правде» и Псковской судной грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

История правосудия исполнена примеров, убеждающих нас в том, каким невероятным случайностям может быть подвержена человеческая судьба, оказавшаяся на весах Фемиды. И здесь ничего не поделаешь: каждое общество имеет лишь то правосудие, какого оно достойно, это прежде всего инстанция, определяющая отношение государства к гражданину. Там, где власть готова заботиться о нем, суд скор и справедлив. Там же, где действует ничем не ограниченное право сильного, — он покупается и разделение властей — краеугольный камень демократии — превращается в фикцию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
1.«РУССКАЯ ПРАВДА»…………………………………………………………....4
1.1.История и краткое описание «Русской правды»………………..………4
1.2. Суд и процесс по «Русской правде»………………………………..…...5
2. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА………………………………………........8
2.1. История и краткое описание Псковской судной грамоты…..………...8
2.2. Суд и процесс по Псковской судной грамоте………………...…….... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Чистовик контрольной по истории суд и процесс.docx

— 51.17 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«АЛтайский  государственный  университет»

РУБЦОВСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
 
 
 

Кафедра правовых дисциплин 
 

Контрольная работа

Дисциплина: История отечественного государства и права

Тема: Суд и процесс по «Русской правде» и Псковской судной грамоте 
 
 

                                                 Выполнил: студент 

                                                 группы  1217зсв

                                                 Кудинова Н.В.

                                                 Проверил:

                  Доцент  кафедры правовых  

                  дисциплин

                  Харьянова Л.В. 

                                                 Оценка_____________

                                                 «___» _________2011 г.

                                                 Подпись руководителя:

                                                 ____________________ 
 
 

Рубцовск, 2011 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

1.«РУССКАЯ ПРАВДА»…………………………………………………………....4

    1.1.История  и краткое описание «Русской правды»………………..………4

          1.2. Суд и процесс по «Русской  правде»………………………………..…...5

2. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА………………………………………........8

        2.1. История и краткое описание Псковской судной грамоты…..………...8

          2.2. Суд и процесс по Псковской  судной грамоте………………...…….... 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………......18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….....19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

         История правосудия исполнена примеров, убеждающих нас в том, каким невероятным случайностям может быть подвержена человеческая судьба, оказавшаяся на весах Фемиды. И здесь ничего не поделаешь: каждое общество имеет лишь то правосудие, какого оно достойно, это прежде всего инстанция, определяющая отношение государства к гражданину. Там, где власть готова заботиться о нем, суд скор и справедлив. Там же, где действует ничем не ограниченное право сильного, — он покупается и разделение властей — краеугольный камень демократии — превращается в фикцию.

          О «разделении властей» и справедливом суде задумывались еще Платон и Аристотель, но напрямую классическая теория на эту тему была сформулирована деятелем французского Просвещения Шарлем Монтескье в сочинении «О духе законов». Именно он выделил суд в самостоятельную третью ветвь власти, которая, по его мнению, должна быть представлена не каким-либо специальным постоянным органом, аналогичным правительству или парламенту, а наиболее уважаемыми представителями народа, избираемыми на определенное время.

             С этой точки зрения правосудие предстает истинно выдающимся достижением цивилизации. Вдумайтесь: законодательная и исполнительная ветви, которые априори стоят у истоков любой власти, добровольно сужают границы своих полномочий, лишая себя возможности полновластно распоряжаться подданными. «Учреждение судейской должности является принципиальным самоограничением государственной власти», — писал выдающийся немецкий юрист XIX столетия Рудольф Йеринг.

             Иными словами, при таком порядке вещей мы имеем дело с ключевым признаком зрелости государства, его здорового и необходимого либерализма. Тоталитарные системы обладают мощными армиями, эффективными службами безопасности. Иногда в них динамично развивается экономика, население богатеет и вполне довольно жизнью. Но одного в них точно не может быть — независимого суда. А может быть лишь механическое одобрение воли правителей. Изучая судебную систему в историческом контексте, можно судить об эпохах. Пришел к власти кровавый тиран — и суды не успевают выносить смертные приговоры. Сформирована кастово-сословная система — и приговор напрямую зависит от титула и состояния подсудимого. И так далее — от начала времен до сегодняшнего дня.

          На Руси судопроизводство развивалось примерно так же, как и в Европе.

  1. «РУССКАЯ ПРАВДА»

    1.1.История и краткое описание «Русской правды»

          Русская Правда – первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI–XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV–XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

         Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015–1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

          Правда Ярославичей (ст. 19–43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 – годом смерти одного из его сыновей.

          Создание второй редакции Русской Правды – Пространной Правдыисследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие – Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53–121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

         Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII–XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

         1.2.Суд и процесс по «Русской правде»

         Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».

        Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

         Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведавшего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.

     Судопроизводство  с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе  стороны именовались истцами  или соперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

     О самом древнем периоде известно ещё, что одной из форм начала процесса был заклич – публичное объявление о преступлении (пропаже имущества, к примеру) и начале поиска преступника. Давался трёхдневный срок для  возврата похищенного, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось  виновным. Оно было обязано вернуть  похищенное имущество и доказать законность его приобретения. Если это удавалось сделать, начинался  свод – продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший  доказательств, признавался вором  со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах од-ной территориальной  единицы (волости, города) свод шёл до последнего лица, при выходе на чужую  территорию – до лица третьего, которое, уплатив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35–39 Пр. Пр.).

       Другое процессуальное действие – гонение следа – розыск преступника по следам.

       Институт гонения следа надолго сохранился в обычной практике. В некоторых местах, в Западных районах Украины и Белоруссии, он применялся вплоть до XVIII в., обычно по делам об угоне скота  ( И н к и н В. Ф. «Гонение следа» в Галицкой общинной практике XV — XVIII вв. В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. М., 1985. С. 131 — 140.)

     Если  это был убийца, то обнаружение  его следов на территории общины обязывало  её членов платить «дикую виру» или  искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и дорогах, поиски прекращались (ст. 77 Пр. Пр.).

         Суд был состязательным, a это значит, что обе стороны «тягались» на равных условиях, собирали и представляли доказательства и улики. В судебном процессе использовались различные виды доказательств устные, письменные, свидетельские показания. Очевидцы происшествия назывались видоками, кроме них выступали послухи – свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. Послухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков привлекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) – (ст. 66 Пр. Пр.).

   При ограниченном количестве судебных доказательств  по решению суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания железом  и водой). О последних мы знаем  лишь по западным источникам, ибо прямых свидетельств об ордалиях на Руси нет. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру  ожога от раскаленного металла; при  испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали  в воду, если он не тонул, то признавался  виновным. Ордалии – это разновидности  суда божьего. Возможно, что уже в  древности на Руси при недостаточности  доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нём сохранились  лишь от более позднего времени (поле).

Информация о работе Суд и процесс по «Русской правде» и Псковской судной грамоте