Структура правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы и является рассмотрение структуры правового отношения и ее различных элементов, раскрытие особенностей содержания правоотношений по сравнению с другими общественными отношениями.
Конкретизируют цель следующие задачи: 1. Дать понятие и раскрыть основные черты правоотношений, охарактеризовать их виды 2. Рассмотреть структуру состава правоотношений.

Содержание

Введение …………………………………… ……...………………… ……..…..….3
Глава I. Понятие и виды правовых отношений…………..……… ..……… . ..….…5
Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений……………………………………………………….….…….…5
Виды правоотношений…………….………………………………………..8
3. Предпосылки правоотношений……..…..……… ……………….. … …......9
Глава II. Состав правоотношений………………………………….…………..….…10
1. Субъекты правоотношений. Правосубъектность……………….…..……...11
2. Содержание правоотношений………………………………….……...........21
3. Объекты правоотношений…………………….……………………...……23
Заключение………………………………………………………………….................29
Глоссарий………………………………………………………………………….….31
Список использованных источников……………………………………..………….34
Приложения .……………………………………

Работа содержит 1 файл

ТГП курсовая.doc

— 517.50 Кб (Скачать)

     По  характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных - обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

     Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.

  1. Предпосылки правоотношений

     Правовые  отношения могут возникать и  функционировать лишь при определенных условиях или предпосылках. В науке их принято делить на материальные (общие) и юридические (или специальные).

     К общим относятся необходимые для возникновения и существования любого отношения, а именно: а) наличие не менее двух субъектов, так как человек не может состоять в правоотношении с самим собой; б) потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения; в) ценность, благо.

     Однако общих предпосылок недостаточно. Для того, чтобы в конкретных случаях возникали и действовали реальные правовые отношения, нужны еще формально-юридические. К ним относятся: а) норма права; б) праводееспособность субъектов; в) юридический факт.

     Как отмечалось выше, правовая норма и  правовое отношение органически  взаимосвязаны и представляют собой  в известном смысле единое целое. Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер. Конкретно она выражается в следующем.

     1. Правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма. Субъекты не могут сами, помимо этих норм, т.е. вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения - такие отношения официальная власть не стала бы охранять.

     2. Правоотношение есть форма реализации  юридической нормы, способ претворения  ее в жизнь. Именно в правовом  отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания, достигается поставленная цель. Правоотношение - это норма права в действии.

     3. Норма права и правоотношение  являются составными частями  (элементами) единого механизма правового  регулирования и выполняют в нем, помимо собственных, некоторые общие функции.

     4. Норма права в своей гипотезе  указывает на условия возникновения  правоотношения; в диспозиции - на  права и обязанности его субъектов;  в санкции - на возможные отрицательные  последствия в случае нарушения данной нормы.

     Глава II. Состав правоотношений

     В состав правоотношений входят элементы: 1) субъект, 2) объект, 3) субъективное право, 4) юридическая обязанность. Субъективное право и юридическая обязанность составляют содержание правоотношения. Субъект правоотношения представляет собой управомоченных и обязанных лиц, объект — то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.  Субъективным правам одного субъекта правоотношения по поводу объекта правоотношения соответствует юридическая обязанность другого субъекта (однако в уголовном правоотношении обязанности лица, совершившего преступление, понести уголовную ответственность, соответствует право и обязанность государства привлечь его к уголовной ответственности)4. Структура правоотношения бывает в зависимости от взаимосвязей субъектов (содержания) правоотношения простой (обязанности одного субъекта соответствует право другого) и сложной (многочисленные взаимные права и обязанности).

     Например, рассматривая структуру административных правоотношений (См. Приложение В, С), можно сказать, что их субъектом является лицо, наделенное соответствующими государственно-властными полномочиями (это могут быть суды, участвующие в рассмотрении административных дел). Объект управления — физические и юридические лица, выступающие в качестве управляемой стороны (это могут быть граждане, государственные служащие, администрация предприятий и др.). Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников, которое соответствует требованиям сформулированным в административно-правовых нормах. Так, к государственным служащим за успешное исполнение ими своих обязанностей применяется поощрение, и, напротив, в случае несоблюдения требований, изложенных в административно-правовых нормах, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе юридической ответственности.

  1. Субъекты правоотношений. Правосубъектность

     Субъекты  правоотношений (права) — это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

     Традиционно все участники правоотношений делятся  на два вида: индивиды (физические лица) и организации. Однако, эта классификация не охватывает всего многообразия субъектов правоотношений сегодняшнего общества. Поэтому целесообразно всех субъектов правоотношений разделить на три группы: индивиды (физические лица), организации и социальные общности.

     К индивидам как субъектам правоотношений относятся: граждане суверенного государства, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. Иностранцы и лица без гражданства (апатриды) могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом исключений, установленных отечественным законодательством: они не могут избирать, быть избранными в представительные органы России, входить в экипаж гражданского, воздушного, морского или речного судна, а тем более быть его капитаном, служить в Вооруженных Силах республики.

     Особенность лица с двойным гражданством как субъекта права состоит в том, что он обладает одновременно правами и обязанностями двух государств (он одновременно и гражданин, и иностранец).

     Субъекты  права — всегда люди. Однако, в период Средневековья и даже в более поздние времена субъектами права нередко признавались животные и даже неодушевленные предметы. Известный английский этнограф Д.Фрезер описывает немало судебных процессов над животными. Например, в 1457 году во Франции были преданы суду свинья и ее шесть поросят. Их обвинили в преднамеренном убийстве некоего Ж.Мартэна. заслушав показания свидетелей, судья вынес вердикт: учинить смертную казнь над оной свиньей «через повешение за задние ноги на кривом дереве». В строгом соответствии с предписанием приговор был приведен в исполнение5. А в 1593 году в России был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол из г. Углича, в который звонили в связи с убийством царевича Дмитрия6.

     К организациям, как субъектам правоотношения относятся государственные и  негосударственные организации, Российское государство в целом. В настоящее время негосударственных организаций насчитывается очень большое количество. Они неоднородны: государственные и частные предприятия, отечественные и иностранные фирмы и компании. Коммерческие банки и коммерческие структуры, предпринимательские союзы и ассоциации, общественные объединения и др7.

     К социальным общностям можно отнести  народ, нацию, население определенного  региона или населенного пункта, трудовой коллектив.

     Государственные, а в установленных законом случаях, негосударственные организации, выступают субъектами правоотношений в следующих случаях.

  1. Реализуя свои властные полномочия. Это относится, прежде всего, к государственным органам. Властные полномочия государственного органа выражаются в его праве издавать государственно-правовые акты (нормативные и индивидуальные) и в возможности материальными, организационными и принудительными средствами обеспечивать их соблюдение и исполнение. Федеральное Собрание или правительство принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, местные органы государства организуют работу транспортных, жилищно-коммунальных и иных структур, прокуратура и органы внутренних дел привлекают правонарушителей к ответственности, суд выносит приговор или решение, ректор вуза отчисляет студента за академическую неуспеваемость — это лишь некоторые случаи реализации властных полномочий государственными органами как субъектами права.
  2. Участвуя в социально-политической жизни общества и государства. В этом случае можно говорить о негосударственных организациях и социальных общностях. При этом организации, объединения, партии, союзы и другие образования реализуют не властные полномочия (они их могут не иметь вообще), а права, которые предусмотрены их уставами, положениями или статусами.  Такие правоотношения могут возникнуть если, например, отраслевой профсоюз решил провести забастовку рабочих или служащих своей отрасли. Другой пример — сбор подписей в поддержку инициативы в проведении референдума Российской Федерации (ст.ст. 8, 9 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».
  3. Осуществляя хозяйственную и имущественную деятельность. В этой ситуации, чтобы стать субъектом права, организация должна обладать статусом юридического лица. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество», отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ч.1 ст. 48 ГК РФ). Юридическим лицом обычно признавались только организации. Однако федеральным законом от 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» право юридического лица признано и за одним лицом, отдельным гражданином8.

     Более подробно права организаций как  субъектов предпринимательской  деятельности, а также права учреждений, как юридических лиц, для различных  некоммерческих организаций определены ГК РФ в зависимости от целей, характера деятельности или статуса их прав на имущество собственника.

     Однако  во всех этих законах речь идет только о частноправовых возможностях юридического лица.

     Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности лица физического, является специальной. По своему содержанию она должна соответствовать целям и задачам деятельности данной организации, предприятия или учреждения, определенным в его уставе. Поскольку цели и задачи организаций, выступающими юридическими лицами, чрезвычайно разнообразны, то для них не может и не должно быть равной правосубъектности. Специальная правосубъектность означает, что ее объем и содержание у разных организаций существенно различаются.

     Нередко одна и та же организация может быть субъектом права и как властвующая структура, и как социально-политическая организация, и как хозяйствующий субъект.

К организациям как субъектам права относится  и суверенное государство в целом. В нашем обществе — это Российская Федерация.

     Россия, как государство в целом, вступает во многие виды правоотношений. Это:

1) международно-правовые, если речь идет о связи с  зарубежными государствами; 

2) в  государственно-правовые, если речь  идет о связи с субъектами  в составе РФ;

3) в  гражданско-правовые, если речь идет об отношениях федеральных властей с другими субъектами по поводу федеральной государственной собственности;

4) в  уголовно-правовые, если выносится  приговор по уголовному делу (именем  Российской Федерации). Есть и  другие правоотношения, в которых субъектом выступает Российская Федерация в целом.

     Для того, чтобы стать субъектом правоотношения, организация или социальная общность должна обладать правосубъектностью. Правосубъектность — это способность быть субъектом права.

     Норма права, правосубъектность и юридический  факт являются предпосылками возникновения правоотношения.

     Если  говорить о государственных и  негосударственных организациях, а  так же о государстве в целом, то можно утверждать, что их правосубъектность  выражается в компетенции. Компетенция  — совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, которые предоставлены им для осуществления их функций. Компетенция устанавливается нормативными актами и имеет строго очерченные рамки. У каждой организации есть компетенция, которая закреплена в Уставе данной организации, в Положении о ней. Она определяет рамки деятельности организации. Компетенция Главы государства, высших органов власти государства и управления закрепляется конституцией государства.

     Рассматривая  правосубъектность относительно индивидов, в ней можно выделить три составляющих. Это правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

     Правоспособность — это признаваемая государством общая (абстрактная) возможность лица иметь предусмотренные законом субъективные права и нести юридические обязанности, т. е. способность быть их обладателем. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается со смертью.

    В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая  предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность - не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства - должным образом гарантировать и защищать это качество.

    Главное в правоспособности - не права, а  принципиальная возможность или  способность иметь их. А это  очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможностью (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостные).

    Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными  кодексами XIX в. (французский Гражданский  кодекс 1804 г., германское Гражданское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видим, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако в последующем он приобрел более широкое значение9.

    Но  правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только "право на право", т.е. право  иметь право, а уже последнее  открывает путь к обладанию тем  или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания быть равноправным членом общества.

    Отличие правоспособности от субъективного  права состоит в том, что она: а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, "отобрать", "отнять" ее у него или ограничить; б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим; г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки; д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

Информация о работе Структура правоотношений