Структура механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

елью настоящей работы и является его познание, познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства, определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение цели работы.
Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время, а предметом исследования являются характеристики и особенности функционирования государственного аппарата, проблемы его функционирования в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Глава I. Общая характеристика механизма государства………………………….6
. Понятие и признаки государственного механизма……………………..6
. Структура государственного механизма………………………...…........7
. Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма………10
Глава II. Структура государственного аппарата современного российского государства………13
. Президент Российской Федерации ………………...………….…….13
. Органы представительной и законодательной власти ……..…….16
. Органы исполнительной власти ………….………….…….…….…..19
. Судебная власть ……………………………………….……………….22
. Прокуратура Российской Федерации ………….……………….…..25
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………….…………………….……29

Работа содержит 1 файл

Структура механизма государства.docx

— 58.38 Кб (Скачать)

5. Согласно своей компетенции  орган государства обладает властными  полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления  своей компетенции орган государства  наделяется необходимой материальной  базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник  финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства  активно участвует в реализации  функций государства, используя  для этого соответствующие формы  и методы.

 

1.3 Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма

 

Государство выполняет  свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой  материальную силу, посредством которой  оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются  в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными  полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий  осуществлять управляющее воздействие  на общество, которое имеет двоякий  характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая  возможность принуждения; берет  на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.

В научной и учебной  литературе решается вопрос о соотношении  понятий государственного аппарата и государственного механизма. Государственный  механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат –  лишь как система государственных  органов.4

Механизм государства - это "набор" и структура функционально  определенных органов государства, их структурных подразделений и  должностей (должностных лиц и  представителей власти). Механизм государства  воплощается в государственном  аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций  государства.

Государственный аппарат - сложное системное образование, дифференцированное "по вертикали" и "по горизонтали". В первом случае это высшие федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных  образований.5

Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные "ветви" власти, реализовав принцип  разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Наряду с органами государственной  власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной  власти с особым статусом. К ним  относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "г" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. "з" ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.

Особый статус этих органов  государственной власти определяется не только тем, что они не относятся  ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что  их руководители наряду с немногими  другими (Председатель Правительства  России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще  одну особенность в характере  их полномочий в законодательной  сфере. В отличие от полномочий "классических" органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной  инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).

Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.

По мнению специалистов, в договорах между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации (1994 - 1995 гг.) осуществлялось не разграничение, а перераспределение предметов  ведения между ними.

Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции  России, регулирующих предметы исключительного  ведения России и предметы совместного  ведения России и входящих в ее состав субъектов Федерации, привела  к тому, что в большинстве заключенных  совместных договоров перечень предметов  совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется  экономическими, социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами.

Глава II. Структура государственного аппарата современного российского      государства

 

Тесная взаимосвязь функций  государства и его механизма  обусловливает необходимость структурно-функционального  подхода к изучению государственного механизма.

Структурно-функциональный подход –  одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура механизма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ механизма  современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов – государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ  (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т.е. исходя из структурно-функционального анализа, можно классифицировать следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.

2.1. Президент Российской Федерации

 

С принципом разделения властей  вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, Президент  России является гарантом Федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент России в соответствии с  Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях.

Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ. В развитие данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации.

Некоторые свои полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием  России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства).

Президент избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Наряду с федеральным Президентом  институт президентства существует и в ряде республик в составе  РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы  исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики6.

Полномочия Президента Российской Федерации, по Конституции, значительно шире традиционного комплекса полномочий президентов демократических стран Запада. В полномочиях, которыми Конституция РФ наделила Президента, существует «перебор». Обширные и весьма неопределенные но своему объему функции и полномочия президентской власти в России противоречат принципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдерживание, согласованность и взаимный контроль.

Президент Российской Федерации обладает огромной властью и полномочиями. В настоящее время можно говорить о том, что в России сложилась нетипичная форма правления – суперпрезидентская республика, характерная лишь для некоторых стран Латинской Америки. Азии и Африки.

Этот вывод обусловливают два  обстоятельства;

1. Россия по форме правления  не относится к «чисто» президентским  или, тем более, парламентским  республикам. Не относится она  и к полупрезидентским республикам, которые сочетают в себе признаки и президентской, и парламентской республики. В России есть отдельные признаки президентской республики, но нет ни одного признака парламентской.

2. В России существуют все  признаки суперпрезидентской республики, которые выделяются в юридической  литературе: институт президентства  явно доминирует над всеми  остальными, а парламент не имеет  реального контроля над исполнительной  властью; глава государства по  собственному усмотрению формирует  правительство; утверждение парламентом  президентских назначений не  предусмотрено; правительство не  обладает самостоятельностью в  своих действиях; глава правительства назначается президентом из числа доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту; судебная власть сильно зависит от президента, который лично назначает судей, и др.

Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Конституции. При  этом никакой политической ответственности  за ее нарушение не несет. Дело в  том, что, согласно ст. 93 Конституции  РФ, основаниями отрешения Президента от должности являются совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления. Как видно, нарушение норм Конституции в этом перечне отсутствует.

Действующая конституция РФ устанавливает  такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых  оно практически невозможно. Трудно представить, чтобы Президентом  России был избран человек, способный  совершить государственную измену или иное тяжкое преступление. Кроме  того, формулировка ст. 93, толкуемая  буквально, вызывает удивление: получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление небольшой или средней тяжести, не может быть отрешено от должности7.

 

2.2. Органы представительной и  законодательной власти

 

Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция  – принятие законов.

Федеральное Собрание является постоянно  действующим органом.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Кроме того, к ведению Совета Федерации  относятся:

    • рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой;
    • изменение границ между субъектами Федерации;
    • утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
    • принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;
    • назначение выборов Президента Российской Федерации;
    • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.

Информация о работе Структура механизма государства