Структура механизма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

елью настоящей работы и является его познание, познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства, определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение цели работы.
Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время, а предметом исследования являются характеристики и особенности функционирования государственного аппарата, проблемы его функционирования в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Глава I. Общая характеристика механизма государства………………………….6
. Понятие и признаки государственного механизма……………………..6
. Структура государственного механизма………………………...…........7
. Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма………10
Глава II. Структура государственного аппарата современного российского государства………13
. Президент Российской Федерации ………………...………….…….13
. Органы представительной и законодательной власти ……..…….16
. Органы исполнительной власти ………….………….…….…….…..19
. Судебная власть ……………………………………….……………….22
. Прокуратура Российской Федерации ………….……………….…..25
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………….…………………….……29

Работа содержит 1 файл

Структура механизма государства.docx

— 58.38 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

 

Курсовая  работа

по  теории государства и права

 

 

Структура механизма государства

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

очной формы обучения

группы БкЮ-103

Сабугасов Афанасий Нодариевич

Научный руководитель:

Михнева Светлана Владимировна

кандидат юридических  наук,

доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2012

План:

Введение………………………………………………………………….……3

Глава I. Общая характеристика механизма государства………………………….6

  1. . Понятие и признаки государственного механизма……………………..6
  2. . Структура государственного механизма………………………...…........7
  3. . Место и роль государственного аппарата в системе государственного механизма…………………………………………...……………………..10

Глава II. Структура государственного аппарата современного российского      государства…………………………………….……………………………..13

  1. . Президент Российской Федерации ………………...………….…….13
  2. . Органы представительной и законодательной власти ……..…….16
  3. . Органы исполнительной власти ………….………….…….…….…..19
  4. . Судебная власть ……………………………………….……………….22
  5. . Прокуратура Российской Федерации ………….……………….…..25

Заключение……………………………………………………………………27

Список  использованной литературы…………….…………………….……29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Природа государства, его  организация и функционирование всегда занимали и продолжают занимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиции различных  подходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.

Любое государство представляет собой целостный организм, существование  которого невозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующего механизма. Таким механизмом (или  аппаратом) государства являются органы государственной власти, каждый из которых обладает своими специфическими направлениями деятельности.

Основу государственного механизма составляет особая система  органов, непосредственно связанных  с осуществлением тех или иных государственных функций. «Орган»  происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент». Государственные органы - это относительно обособленные формализованные структуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенные присущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя в необходимых случаях меры государственного принуждения. Все органы государства взаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой.

Механизм государства - это взятые в единстве и взаимодействии система государственных органов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм государства  отождествляют с государством (зачастую) - это неверно. Механизм - одно из проявлений государства. Слово «механизм» выбрано  для того, чтобы показать, что  государство проявляется во множестве  государственных органов, учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочны совершать действия от имени государства. Механизм - взаимосвязанное  целое, это та реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государство действует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует.

Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных  органов и учреждений, посредством  которых осуществляются государственное  управление обществом и защита его  основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом  любого государства. Актуальность данной работы заключается в том, что  любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.

Государственная деятельность не должна носить стихийный характер. Только функционирование специальной  системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм, позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функции  государства, его предназначение в  обществе. Государственный механизм является важным и необходимым атрибутом  любого государства, его «материальной  субстанцией» и физическим воплощением  государственной власти.

Целью настоящей работы и является его познание, познание сущности государственного аппарата как  деятельного, постоянно функционирующего выражения государства, определение  понятия, описание его важнейших  признаков, выведение структуры  и ее функционально разнообразных  основных частей – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение цели работы.

Объектом исследования является государственный механизм в настоящее время, а предметом  исследования являются характеристики и особенности функционирования государственного аппарата, проблемы его функционирования в России.

Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В.М. Гессен, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов, Г.Ф. Шершепевич и другие.

В советский и современный периоды  отдельные вопросы, связанные с  государственным механизмом, рассматривали  в своих работах С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Р.С. Болдырева, П.Т. Василенков, В.В. Гибов, Э.П. Григонис, Л.Л. Григорян, Б.П. Елисеев, М.К. Искакова, Л.И. Каск, В.В. Конейчиков, С.В. Краюшкина, В.В. Лазарев, М.Н. Марченко, А.А. Мишин, Н.М. Иавличенко, З.М. Ретизни, В.Е. Чиркин, Б.Л. Страшун и др.

В силу изложенного, исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной  из актуальных задач отечественной  юридической науки.  Таким образом, выбранная тема курсовой работы является крайне актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общая характеристика механизма государства

 

1.1. Понятие и признаки государственного механизма

 

Следует отметить, что понятие  государственного механизма в широком  смысле выделяют далеко не все авторы. Большинство как раз таки отождествляют  его с понятием «государственный аппарат». В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Итак, механизм государства  – это система властных государственных  органов, вооруженных сил и других силовых структур, государственных  учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющих функции государства.1

Характерные признаки механизма  государства:

а) он представляет собой  систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных  между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения  в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) его основным элементом  выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной  и материальной силой (рычагом), с  помощью которой государство  осуществляет свою власть, достигает  конкретных результатов.2

Механизм современного государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства  понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение  и взаимосвязь.

 

1.2 Структура государственного механизма

 

Единый и целостный  механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части  — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные  органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства  изменчива и разнообразна, но при  всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и  принуждение переплетаются между  собой.3

Многие века и тысячелетия  государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высокой  степенью сложности, многообразием  органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его  подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава  государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.

К органам государства  примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Первичным и важнейшим  структурным элементом механизма  государства является орган государства.

Государственный орган  — это звено (элемент) механизма  государства, участвующее в осуществлении  функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков  данного органа позволяет глубже познать механизм государства в  целом.

1. Хотя орган государства  и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью  единого Механизма государства,  занимает в государственной машине  свое место и прочно связан  с другими ее частями.

2. Орган государства  состоит из государственных служащих, которые находятся в особых  правоотношениях между собой  и органом. Они абстрагированы  от семейных, гражданских и других  отношений, не имеющих связи  с государственной службой, являются  официальными.

Положение, права и обязанности  государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования  ими властных правомочий устанавливаются  тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных  расписаниях и др.

К числу государственных  служащих относятся и должностные  лица, которые обладают властными  полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства  непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они  получают заработную плату в государственном  органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства  имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений,  скрепленных единством целей,  ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все  служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком  органа государства является  наличие у него компетенции  — властных правомочий (совокупности  прав и обязанностей) определенного  содержания и объема. Компетенция  обусловлена предметом ведения,  т. е. конкретными задачами  и функциями, которые решает  и выполняет государственный  орган. Компетенция обычно юридически  закреплена (в конституции или  текущем законодательстве). Реализация  органом государства своей компетенции  — это не только его право,  но и обязанность.

Информация о работе Структура механизма государства