Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Проблемы в этой области относится к числу наиболее острых. Поэтому ее решение должно осуществляться и координироваться по всей управленческой вертикали - федеральном, региональном и местном уровне. Необходимо сказать, что роль каждого уровня управления в этой задаче различна.
1. Введение.
2. Зарубежная практика.
3. Жилищная политика в России. Переходный период.
4. Механизмы жилищной политики в современной России
5. Жилищная политика в России. Современный этап.
6. Заключение
Содержание.
Введение.
Жилищная политика - это активные действия государства, направленные на решение жилищной проблемы в России. Вырабатывают эту политику органы государственной власти (администрация Президента РФ, министерства — Минрегион России, Росстрой, структуры Правительства РФ), утверждают ее — органы представительной власти (Государственная Дума РФ).
Более полным определением, которое в большей степени раскрывает сущность жилищной политики государства и дает более точную оценку является следующее.
Жилищная политика - деятельность государства и муниципальных образований, направленная на обеспечение граждан Российской Федерации качественным жильем как путем прямого участия в строительстве или субсидирования приобретения жилья, так и с помощью создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.
Проблемы в этой области относится к числу наиболее острых. Поэтому ее решение должно осуществляться и координироваться по всей управленческой вертикали - федеральном, региональном и местном уровне. Необходимо сказать, что роль каждого уровня управления в этой задаче различна.
На федеральном уровне должно
быть определено и
На региональном уровне все государственные законы и решения конкретизируются, уточняются с учетом специфики данного региона, разрабатываются территориальные аспекты жилищной политики, принимаются и финансируются региональные программы, проекты и конкретные решения, в частности, по развитию или реконструкции жилищной строительной базы, по поддержке тех или иных социальных слоев населения.
Но
основная нагрузка по решению жилищных
проблем ложится на местный уровень
власти и управления, так как только
на местах можно наиболее достоверно
оценить конкретное положение дел
в вопросах жилищной обеспеченности,
выявить наиболее нуждающиеся в
жилье группы населения, дифференцировать
жителей по уровню доходов, провести
селективную поддержку
Зарубежная практика.
В большинстве стран жилищная политика является одной из наиболее значимых отраслей социальной политики. Так же следует отметить, что в каждой стране осуществляется государственная поддержка развития жилищной сферы, степень активности которой в разных странах неодинакова. Именно степень государственного участия составляет сущность отличий жилищных систем в разных странах. Различают активную и пассивную государственную жилищную политику, различие которых заключается в методах воздействия на развитие жилищной сферы со стороны государства. Пассивная жилищная политика предполагает создание правовых и институциональных условий для действия рыночных факторов развития жилищной сферы. Активная жилищная политика означает функционирование государственных и муниципальных жилищных организаций, наличие государственного или муниципального жилищного фонда, находящихся вне сугубо рыночного регулирования. Соответственно, в одних странах преобладает ориентация на приоритет рыночных факторов в жилищной сфере и рост доли собственников жилья, в других - сохранение контроля государства и развитие арендного сектора жилья. При этом западные специалисты отмечают общую тенденцию для европейских стран (включая и Швецию с ее сильной социальной политикой) к ослаблению государственной поддержки жилищной сферы, что проявляется в следующих процессах:
Во всех странах разработкой основных принципов жилищной политики занимаются центральные правительства, но ключевые позиции в ее проведении занимают местные органы власти, а также различные ассоциации арендодателей и арендаторов жилья. Правовое пространство развития жилищной сферы постоянно совершенствуется, жилищная политика своевременно реагирует на изменяющиеся условия и растущие потребности населения.
В
жилищной сфере развитых стран можно
выделить три типа действующих участников:
общественный, частный и так называемый
добровольный сектор. Общественный сектор
представлен государственными и
муниципальными органами власти, основная
функция этого сектора
Основные
направления жилищной реформы в
России во многом опираются на использование
современных моделей развития жилищной
сферы за рубежом. Рациональность такого
подхода состоит в том, что
применяются проверенные
Основными стратегическими целями жилищной политики должны стать:
1. Создание устойчивых рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья, обеспечивающих доступность жилья и жилищных услуг для граждан в соответствии с их платежеспособным спросом.
2. Обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищной сфере, гарантирующей им жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами.
3. Обеспечение безопасности проживания граждан в жилищах и качества жилой среды и услуг в соответствии с установленными стандартами.
4.
Формирование условий эффективности экономического
использования, оборота и развития недвижимости
в жилой сфере.
Жилищная политика в
России. Переходный
период.
Старая система обеспечения населения жильем носила почти исключительно государственный характер. Жилье предоставлялось фактически бесплатно местными органами власти и крупнейшими предприятиями. Дотированное государством жилье, главным образом из бюджета, при минимальных размерах индивидуальной оплаты потребителем его содержания — это основополагающий принцип жилищной политики в условиях социалистического планового хозяйства.
Кооперативный
рынок жилья, позволявший его
приобретение на основе покупки в
рассрочку, существовал в ограниченных
размерах и не нарушал монополии
государства в этой области. То же
относится и к строительству
индивидуального жилья
Государственная монополия на жилье эффективна для того, чтобы ослабить жилищный кризис, но она оказалась не в состоянии преодолеть его полностью. Дефицит жилья практически не сокращался.
Экономический
кризис переходного времени
Об остроте жилищной проблемы сегодня говорят, например, следующие данные: в 1995 г. на 1 россиянина приходилось в среднем 16,8 кв. метров жилой площади. При этом 17 млн. человек вынуждены жить в помещениях, где на каждого члена семьи приходится менее 5 кв. метров. Еще 30 млн. человек живут в общежитиях и коммунальных квартирах, а 6 млн. — в ветхих и аварийных домах, зачастую без элементарных бытовых удобств. Всего в очереди на жилье значится около 50 млн. человек. К тому же надо учесть, что эта цифра могла бы существенно вырасти, если бы стояние в очереди имело практический смысл.
Жилищная политика в
России. Современный
этап.
Современная жилищная политика
государства осуществляется
Распродажа жилья — это форма классической приватизации, форма разгосударствления в жилищной сфере. Она осуществляется не по рыночным ценам, а по ценам, устанавливаемым местными органами власти. Такие цены отражают ряд показателей: качество жилья, его место расположения, количество жильцов и т. д.
Приватизация жилья преследует экономические и социальные цели. Она превращается в источник доходов как для местных органов власти, так и для Федерального правительства. Вместе с тем приватизация позволяет государству освободиться от части нагрузки по дорогостоящему содержанию жилья.
Второе
направление жилищной политики государства
касается его непосредственного
участия в строительстве жилья
и его распределении. Такое участие
осуществляется на основе государственных
целевых программ. В условиях спада
экономики государство не может
выдерживать прежние темпы
Претерпевают изменение и прежние методы распределения жилья. Бесплатное и льготное предоставление муниципального жилья ставится в зависимость от имущественного положения нуждающихся в нем. Оно ограничивается главным образом отдельными, низкодоходными группами населения. Для остальных решение жилищной проблемы связывается с привлечением их индивидуальных финансовых ресурсов.
Третье
направление заключается в
Условием компенсации служит соблюдение двух нормативов: социальные нормы жилья и совокупные доходы семьи. Мотивы зависят от местных условий, состава семьи, качества и местоположения жилья и т. д. Например в Москве социальная норма жилья равна 33 кв. м общей площади на одинокого жильца, 42 — для двоих, 18 кв. м на человека для троих и более. В других регионах картина выглядит значительно скромнее.
Решающим
показателем в системе расчетов
жилищных норм остается материальное
положение потребителя жилищных
услуг. Этот показатель пересматривается
в соответствии с инфляцией. Основной
принцип сводится к тому, что жилищная
субсидия должна выплачиваться тогда,
когда совокупный доход семьи
ниже порогового уровня. Если этот показатель
выше, коммунальные услуги и жилье
оплачиваются полностью самим
Информация о работе Стратегия государственной жилищной политики