Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:35, курсовая работа
Целью работы является: является рассмотрение судебной системы в РФ, для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть административно - правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти;
- изучит понятие статуса судей в Российской Федерации;
- проанализировать общие проблемы статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации
Предмет исследования: деятельность, полномочия, работа и специфика ст
Введение ………………………………………………………………3 ст.
1. Судебная система в РФ……..………………………………….…5 ст.
2. Понятие статуса судей в Российской Федерации…………….…8 ст.
21. Специфика статуса судей в РФ………………………….…8 ст.
2.2 Порядок назначения судей в РФ………………………….9 ст.
2.3 Полномочия судей………………………………………..14 ст.
2.4 Дисциплинарная ответственность судей………………..17 ст.
2.5 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи…18 ст.
3. Гарантии независимости судей…………………………………22 ст.
4. Органы судейского сообщества………………………………..26 ст.
4.1 Судейское сообщество на федеральном уровне……….26 ст.
4.2 Судейское сообщество на уровне субъекта федерации..29 ст.
5. Общие проблемы статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации………………………………………….32ст.
Заключение………………………………………………………….36 ст.
Список нормативных актов и литература…………………………...37 ст.
Порядку формирования и деятельности органов судейского сообщества посвящен Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
На федеральном уровне действуют: Всероссийский съезд судей, Совет судей РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, делегаты на который избираются по установленным законом нормам представительства от судов судебной системы РФ. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, находящихся в компетенции квалификационных коллегий судей, включая формирование Совета судей РФ, Высшей квалификационной коллегии судей РФ. В компетенции Съезда судей РФ находится утверждение кодекса судейской этики и актов, регулирующих деятельность судейского сообщества.
Совет судей РФ формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов РФ. Совет судей РФ выполняет организационные функции по формированию Высшей квалификационной коллегии судей РФ в период между съездами, созыву Съезда судей и т.п. Совет судей РФ выполняет работу по изучению, обобщению и распространению опыта работы органов судейского сообщества, разработке рекомендаций по совершенствованию их деятельности. Представители Совета судей РФ обладают важным правом участия в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Работа квалификационных коллегий судей строится на основе Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 июля 2002 г. Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации организует работу квалификационных коллегий судей, а также рассматривает иные вопросы, отнесенные к ее компетенции законодательством, среди которых можно отметить:
4.2
Судейское сообщество
на уровне субъекта
федерации
В субъектах РФ действуют: конференция судей субъектов РФ, советы судей субъектов РФ, общие собрания судей судов, квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
На конференции судей субъектов РФ присутствуют делегаты от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ.
Конференция судей субъекта РФ правомочна принимать решения по всем вопросам, касающимся деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также правомочна утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ.
Советы
судей субъектов РФ избираются на
конференциях судей в количестве
и порядке, которые определяются
конференциями судей с учетом
необходимости
Советы судей субъектов РФ:
Для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, а также для проведения выборов делегатов на съезд (конференцию) судей в каждом суде не реже чем один раз в год могут созываться общие собрания судей. По решению общего собрания судей может быть избран совет судей данного суда.
Квалификационные коллегии судей субъектов формируются советом судей соответствующего субъекта.
Квалификационные коллегии судей субъектов РФ в числе прочего:
Существование судебной власти на ряду с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно - властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, торжества идей свободы и справедливости. Поскольку основным назначением судебной власти является охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц, оно не возможно без предания лицам, осуществляющим правосудие (судьям) особого, гарантированного государством, и охраняемого им статуса.
Так как, вместе с законодательной и исполнительной властями судебная власть включена в систему народовластия она обеспечивается реализацией важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина не только по отношению к субъектам на которых она распространяется, но и на тех, кто призван по закону ее отправлять.
Основным, закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом судебной власти является то, что она «не может осуществляться каким - либо другим органом кроме суда ни при каких условиях» (ст. 118 Конституции РФ).
Специфика судебной власти заключена не только в особой процедуре, процессуальной форме осуществления ее полномочий, но и в особой, свойственной только ей, форме обеспечения гарантий независимости и неприкосновенности лиц, ее осуществляющих.
Являясь важным объектом правового регулирования судебная система Российской Федерации имеет обширный правовой базис, ядро которого образуют нормы Конституции, содержащиеся в гл. 1,2 и главным образом в гл.7, которая так и называется - «Судебная система». Совокупность этих норм составляет конституционные основы судебной системы России. Вместе с принятием 12 декабря 1993 года новой Российской Конституции были определены, наряду с задачами реформирования всех органов государственной власти, и направления реформирования судебной системы России.
С
принятием нового федерального конституционного
законодательства, а также внесением
поправок и дополнений в ранее
действовавшее
Среди новых, ранее не ведомых России органов судебной власти следует отметить создание Конституционного Суда РФ. «В настоящее время Конституционный Суд РФ, наряду с высшей законодательной и представительной властями, Президентом РФ, является одним из основных звеньев государственной власти. Он выполняет функцию высшего арбитра, чьи решения обязательны к неукоснительному исполнению, в случаях конфликтов между двумя другими ветвями власти, а также ветвями власти и Президентом». [15]
Впервые на уровне Конституции закреплен ряд прав граждан в сфере правосудия. Это:
- право на доступное правосудие для всех граждан Российской Федерации на равных условиях (ч.1 ст.46);
- право на рассмотрение дела в тех судах и теми судьями, к подсудности которых они отнесены законом (ч.1 ст.47);
-
право на рассмотрение
-
право на пересмотр приговора
суда первой инстанции
-
Право на участие в
Осуществление этих задач, стоящих перед судебной системой Российской Федерации невозможно без реформирования принципов ее функционирования и деятельности. В основе реформирования судебной системы лежит не только организационное переустройство основных звеньев, но и закрепление и, в главной степени, соблюдение принципов, гарантирующих права лиц, осуществляющих судебную власть в государстве - судей.
Основными новеллами, которые были введены в Российское законодательство с принятием новой Конституции стали принципы независимости, несменяемости и неприкосновенности судей в их деятельности. Именно соблюдение этих принципов позволит в дальнейшем гарантировать развитие судебной системы и правосудия в истинно демократических, цивилизованных рамках, свойственных странам с уже устоявшимися демократическими традициями.
Согласно действующей Конституции, законам, регламентирующим отправление судебной власти в Российской Федерации принцип независимости судей означает, что они осуществляют судебную власть помимо чьей - либо воли, подчиняясь только Конституции и закону.
Конституционные
новеллы, связанные с правами граждан
в сфере правосудия, лежат на пересечении
двух взаимосвязанных тенденций: совершенствования
юридического механизма защиты прав человека
и гражданина и усиления судебной власти
в государственной системе. Обе тенденции
в полной мере отвечают курсу на формирование
правового государства в России. Именно
суд в современных условиях призван стать
основным юридическим средством, гарантирующим
права и свободы как граждан, так и иностранцев
и лиц без гражданства, находящихся в России.
Закрепляя возможность использования
для защиты прав и свобод человека всех
способов, не запрещенных законом (ст.
45), Конституция акцентирует внимание
на универсальности судебной реформы,
снимает преграды на пути ее использования
для обеспечения конституционных прав
и свобод.
Заключение
Рассмотрев правовой статус судов и судей в Российской Федерации, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в Российской Федерации, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, я могу сделать вывод, что правовой статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.