Статус судей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: является рассмотрение судебной системы в РФ, для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть административно - правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти;
- изучит понятие статуса судей в Российской Федерации;
- проанализировать общие проблемы статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации
Предмет исследования: деятельность, полномочия, работа и специфика ст

Содержание

Введение ………………………………………………………………3 ст.
1. Судебная система в РФ……..………………………………….…5 ст.
2. Понятие статуса судей в Российской Федерации…………….…8 ст.
21. Специфика статуса судей в РФ………………………….…8 ст.
2.2 Порядок назначения судей в РФ………………………….9 ст.
2.3 Полномочия судей………………………………………..14 ст.
2.4 Дисциплинарная ответственность судей………………..17 ст.
2.5 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи…18 ст.
3. Гарантии независимости судей…………………………………22 ст.
4. Органы судейского сообщества………………………………..26 ст.
4.1 Судейское сообщество на федеральном уровне……….26 ст.
4.2 Судейское сообщество на уровне субъекта федерации..29 ст.
5. Общие проблемы статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации………………………………………….32ст.
Заключение………………………………………………………….36 ст.
Список нормативных актов и литература…………………………...37 ст.

Работа содержит 1 файл

Статус судей РФ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

                          Курсовая работа по

                                               «Правоохранительным органам»

                                     Студента 1 курса 1 группы

                                                    Отделения сокращённой подготовки

                                    Заочной формы обучения.

                                                               Института (филиала) МГЮА в г. Кирове

                                       Ярыгин Владимир Олегович 
 
 
 
 
 
 

Статус  судей в РФ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярыгин В.О.

Кировская область, п.г.т. Оричи, ул. К. Маркса, 25 - 42 

Содержание  

       Введение  ………………………………………………………………3 ст.

       1. Судебная система в РФ……..………………………………….…5 ст.

       2. Понятие статуса судей в Российской Федерации…………….…8 ст.

           21. Специфика статуса судей в РФ………………………….…8 ст.

           2.2 Порядок назначения  судей в РФ………………………….9 ст.

           2.3 Полномочия судей………………………………………..14 ст.

           2.4 Дисциплинарная  ответственность судей………………..17 ст.

           2.5 Отзыв и досрочное  прекращение полномочий судьи…18 ст.

       3. Гарантии независимости судей…………………………………22 ст.

       4. Органы судейского сообщества………………………………..26 ст.

           4.1 Судейское сообщество  на федеральном уровне……….26 ст.

           4.2 Судейское сообщество  на уровне субъекта федерации..29 ст.

       5. Общие проблемы статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации………………………………………….32ст.

       Заключение………………………………………………………….36 ст.

     Список  нормативных актов и литература…………………………...37 ст. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

       В связи с введением в действие Закона РФ от 26 июля 1992 года о статусе судей в Российской Федерации» радикальным образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам контингент лиц, из числа которых могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей. Все это, в конечном итоге, направлено на совершенствование судебной системы, приданию судебной ветви власти большего авторитета и независимости.

       Особенно  актуально рассмотрение правового положения судей, как непосредственных отправителей правосудия в государстве в связи с курсом на построение «правового» государства, со стремлением государственной власти и всего общества как можно скорее прийти в русло «цивилизованного» общества, свободного от произвола как со стороны государства, в лице его чиновников, так и от произвола криминального. Россия - государство на протяжении многих веков своей истории испытывала на себе самые разнообразные проявления деспотизма со стороны правителей - самодержцев, а затем «вождей» пролетариата.

       «В  современном Российском государстве  впервые, пожалуй, за всю его историю, общество пришло к пониманию приоритета общечеловеческих ценностей над  интересами отдельных партий и классов. Осознание главенства человеческой жизни, интересов отдельного человека над перипетиями «вселенской борьбы классов» невозможно без коренного изменения существовавшей судебной системы, и, как следствие, - без формирования принципиально нового, поистине демократического корпуса судей - отправителей правосудия в государстве».

       Рассмотрению  данной проблемы, в свете проводимой в России реформы судебной власти и будет посвящена эта работа.

       Целью работы является: является рассмотрение судебной системы в РФ, для реализации цели были поставлены следующие задачи:

       - рассмотреть административно - правовое регулирование управленческих отношений в органах судебной власти;

       - изучит понятие статуса судей в Российской Федерации;

       - проанализировать  общие проблемы статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации

       Предмет исследования: деятельность, полномочия, работа и специфика статуса судей.

       Объект: судьи РФ. 

 

     1. Судебная система Российской Федерации 

     Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

     В Российской Федерации судебная система  построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.

     Субъекты  РФ вправе иметь собственное законодательство. В совместном ведении РФ и ее субъектов  находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

     В судебную систему страны входят как  федеральные суды, так и суды субъектов  РФ.

     Федеральный суд – орган государственной  власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

     К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
  • военные и специализированные суды;
  • федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

     Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.

     К судам субъектов РФ относятся:

  • конституционные суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

     Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов не существует.

     Судебная  система, существующая в настоящий  момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».

     Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:

  • соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;
  • независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти
  • доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;
  • рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;
  • действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;
  • право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;
  • право граждан на участие в осуществлении правосудия.

     Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют самостоятельность  органов судебной власти, независимость судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие статуса  судей в Российской  Федерации 

     21. Специфика статуса судей в РФ 

     Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции.

     Статус  судей в Российской Федерации  определяется Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в  Российской Федерации», являющемся основополагающим документом регламентирующим все стороны  осуществления судьями своих полномочий а также гарантии их независимости, социальные и правовые особенности их деятельности.

     Помимо  Закона «О статусе судей в РФ»  существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления  судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).

     В соответствии с Законом «О статусе  судей в РФ» судьи - носители судебной власти в государстве. Только судам  в лице судей, принадлежит вся  судебная власть в Российской Федерации. Это налагает огромную ответственность  на лиц, на которых законом возложено полномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные не только с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни.

     Согласно  ст. 2 Закона «О статусе судей в  РФ» «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной и правовой защиты, едиными нормами материального обеспечения». [6]

     Некоторые отличия от общих положений настоящего Закона имеется в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации, чей правовой статус установлен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». Характер этих отличий в статусе будет раскрыт в дальнейшем. 

     2.2 Порядок назначения судей в  РФ 

     Требования, предъявляемые к кандидатам в  судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе  судей, Законе о Конституционном  Суде и Законе об арбитражных судах.

     Часть из них условно можно было назвать  формальными. Они касаются гражданства  кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.

     Универсальными  для кандидатов в судьи всех судов  являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права». [6]

Информация о работе Статус судей в РФ