Статус главы субъекта РФ (на примере Марий Эл)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Глава Республики Марий Эл — высшее должностное лицо Республики Марий Эл, возглавляющий исполнительную власть в республике.
Статус и полномочия Главы Республики Марий Эл определяются главой 4 Конституции Республики Марий Эл. Должность президента Республики Марий Эл была введена в конце 1991 года. С 1985 года, с приходом к власти Михаила Горбачёва, в СССР была объявлена политика Перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. Однако в конечном итоге это привело к углублению кризиса в стране.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

6. Будучи участником деятельности представительного органа власти субъекта РФ и законодательного процесса, высшее должностное лицо субъекта:

а) имеет право законодательной  инициативы.

б) вправе участвовать  в деятельности законодательной власти субъекта с правом совещательного голоса. Это значит, что он может присутствовать при обсуждении любого вопроса повестки дня и выступать. В зале заседаний представительного органа субъекта для главы исполнительной  власти отводится специальное постоянное место. Глава, как правило, имеет своего полномочного представителя в парламенте субъекта, может назначать своих представителей при рассмотрении тех или иных законопроектов;

в) вправе требовать созыва внеочередного заседания органа субъекта, созывать вновь избранный представительный орган субъекта на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией субъекта;

г) обнародует законы субъекта, удостоверяя их обнародование путем  подписания законов или издания  специальных актов, либо отклоняет  законы, принятые законодательным органом  субъекта.

7. Статус высшего должностного  лица проявляется и в его  возможностях в отношении граждан. Это его наградные полномочия: он награждает государственными наградами субъекта, присваивает почетные звания субъекта, представляет к государственным наградам Российской Федерации

4. Особенности статуса главы субъекта. Проблемы.

Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания в отношении порядка избрания глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако она предусматривает в ст. 3 (ч. 2), что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Из смысла этой статьи в ее взаимосвязи со ст. 32 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти, вытекает, что высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной власти, получает свой мандат непосредственно от народа и перед ним ответственно.

Таким образом, избрание или назначение высшего должностного лица Республики Марий Эл его законодательным органом нарушает конституционные принципы народовластия и разделения властей на законодательную и исполнительную.

При таком порядке замещения должности руководителя субъекта РФ он ставится в зависимость от законодательного органа, не позволяя обеспечить гарантированное ст. 10 Конституции РФ самостоятельное функционирование исполнительных органов. Кроме того, возникающая при этом ситуация политического торга в условиях современной российской действительности неизбежно ведет к коррумпированности в данной сфере. Создаются условия для стремительного роста коррупции в органах государственной власти субъекта РФ.

Здесь стоит согласиться  с В.А. Черепановым, который отмечает, что Конституция РФ, закрепляя  федеративное устройство как важнейший  конституционный принцип, выделяет два уровня государственной власти – федеральный и региональный. Частью 2 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Однако принятие решения депутатами по кандидатуре, предложенной Президентом РФ, под угрозой роспуска законодательного органа и лишения депутатов их депутатского статуса не может считаться свободным и является принудительным. А, следовательно, вопреки ст. 11 Конституции РФ, исполнительная государственная власть в субъекте РФ фактически формируется не самим субъектом РФ, а Президентом страны. Проводимые при этом консультации не более чем ширма для назначения кандидатуры, заранее определенной федеральным центром.

В руках Президента концентрируется  власть как по назначению и отрешению от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, так и замене его законодательного органа более послушным – полномочия, которые, согласно ст. 11 и 73 Конституции РФ, относятся к исключительной компетенции субъекта РФ. Настоящий закон превращает в фикцию конституционно закрепленную полноту государственной власти субъектов РФ по предметам своего ведения. Между тем наличие собственных предметов ведения у субъектов Федерации, выделение исключительной компетенции региональной власти – необходимый признак любой федерации. При его отсутствии регионы превращаются в автономные образования, а государство – в унитарное. В результате утрачиваются федеративные начала устройства Российского государства, закрепленные Основным законом страны.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан1 осуществлено конституционное толкование законодательных норм, изменивших систему государственной власти в субъектах РФ. По мнению заявителей (58 человек из 15 субъектов РФ), новый порядок замещения должности руководителя субъекта РФ нарушает их конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и тем самым противоречит ряду статей Конституции РФ. Однако Конституционный Суд не согласился с аргументацией заявителей и признал обжалуемые нормы не противоречащими Конституции. Однако с 2012 года все главы субъектов будут избираться гражданами Российской Федерации. Согласно поправке к закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, граждане субъектов Российской Федерации, в том числе и Республика Марий Эл, снова имеют право избрать главу своего субъекта.

 




Информация о работе Статус главы субъекта РФ (на примере Марий Эл)