Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:25, контрольная работа
Глава Республики Марий Эл — высшее должностное лицо Республики Марий Эл, возглавляющий исполнительную власть в республике.
Статус и полномочия Главы Республики Марий Эл определяются главой 4 Конституции Республики Марий Эл. Должность президента Республики Марий Эл была введена в конце 1991 года. С 1985 года, с приходом к власти Михаила Горбачёва, в СССР была объявлена политика Перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. Однако в конечном итоге это привело к углублению кризиса в стране.
1. История.
Глава Республики Марий Эл — высшее должностное лицо Республики Марий Эл, возглавляющий исполнительную власть в республике.
Статус и полномочия Главы Республики Марий Эл определяются главой 4 Конституции Республики Марий Эл. Должность президента Республики Марий Эл была введена в конце 1991 года.
1985 года, с приходом к власти Михаила Горбачёва, в СССР была объявлена политика Перестройки, направленная на реформирование политической и экономической системы СССР. Однако в конечном итоге это привело к углублению кризиса в стране. В период 1988—1991 сильно увеличился товарный дефицит; впервые с 1947 года была введена карточная система. На территории СССР разгорелся ряд межнациональных конфликтов. Союзные республики вступили с центром в «войну суверенитетов», объявив о приоритете своих законов над союзными и прекратив отчисление налогов. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. 12 июня 1991 года был избран Президент РСФСР — Борис Ельцин. 19 августа от власти был отстранен Президент СССР Михаил Горбачев — в Москве начался Августовский путч. 20 августа Президиум Верховного Совета Марийской АССР обратился к гражданам республики с призывам сохранять конституционный порядок, спокойствие и выдержку, а также подтвердил приверженность Марийской АССР и далее оставаться в составе РСФСР. В условиях усиливающегося кризиса Верховный Совет Республики XII созыва подготовил решение о введении поста президента.
17 октября 1991 года на седьмой сессии Верховного Совета Марийской ССР было решено ввести в республике поста президента. Депутаты Верховного Совета считали, что этот пост поможет республике в условиях надвигающегося экономического и политического кризиса сохранить стабильность и необходимые социальные гарантии.
8 декабря 1991 года состоялись выборы. Первым президентом был избран Владислав Зотин, вице-президентом Виктор Галавтеев (председателем Верховного Совета Марийской ССР избрали Юрия Минакова, ранее работавшего председателем Йошкар-Олинского исполкома Городского Совета народных депутатов). 22 марта 1992 года Республика Марий Эл в числе других субъектов Российской Федерации подписала Федеративный договор. А с 8 июля республика официально стала называться Республика Марий Эл — депутаты Верховного Совета убрали слово «автономная» из названия республики, стремясь таким образом поднять её статус. Это, ранее немыслимое действие, в условиях ослабления центральной власти и противостояния союзной и российской властных элит стало возможным.
3—4 октября 1993 года в Москве произошёл разгон Верховного Совета. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом РФ Борисом Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент прекращает полномочия Советов всех уровней, а в декабре вступает в действие Конституция, закрепляющая новое положение вещей. 10 ноября 1993 года состоялась последняя девятнадцатая сессия Верховного Совета Марийской АССР XII созыва.
24 июня 1995 года Конституционным Собранием Республики Марий Эл была принята Конституция Республики Марий Эл в своей первой редакции.
В декабре 2004 года по инициативе президента России В. В. Путина избрание высших должностных лиц (в том числе и президента Республики Марий Эл) было заменено на назначение законодательными органами (Государственное Собрание Республики Марий Эл) по представлению Президента России. Действующие главы субъектов Российской Федерации получили возможность обратиться к президенту с просьбой о переназначении. Конституционный суд в 2006 году подтвердил конституционность назначения глав субъектов Российской Федерации, фактически пересмотрев свою правовую позицию 10-летней давности.
В 2009 году в Российской Федерации был изменён порядок формирования региональной власти: с июля право выдвижения кандидатур на должность глав республик, краев и областей перешло к партии, победившей на региональных выборах.
С июня 2011 года Президент Республики Марий Эл переименован в Главу Республики Марий Эл.[5]
2. Статус Главы Республики Марий Эл.
Глава Республики
Марий Эл является высшим
Гражданин
Российской Федерации
Полномочия Главы
Республики Марий Эл
а) его смерти;
б) отставки в
связи с выражением ему недоверия
Государственным Собранием
в) его отставки по собственному желанию;
г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
д) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;
е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
з) по иным основаниям,
предусмотренным федеральным
и) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
В
случае досрочного прекращения
полномочий Главы Республики
Марий Эл лицо, временно исполняющее
обязанности Главы Республики
Марий Эл, назначается Президентом
Российской Федерации в
3. Компетенция, функции Главы Республики Марий Эл.
Глава Республики Марий Эл согласно Конституции Республики Марий Эл:
а) обеспечивает реализацию прав и свобод граждан в Республике Марий Эл, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;
б) назначает половину состава Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл;
в) вправе обращаться с ежегодными посланиями к Государственному Собранию Республики Марий Эл о положении в республике;
г) возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Марий Эл и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Собранием Республики Марий Эл;
д) обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл;
е) формирует Администрацию Главы Республики Марий Эл и устанавливает структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл;
ж) по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл; вносит в его состав изменения;
з) разрабатывает и представляет Государственному Собранию Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл, обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении, представляет Государственному Собранию Республики Марий Эл ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Марий Эл;
и) представляет республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени республики;
к) назначает полномочных представителей республики;
л) награждает государственными
наградами и присваивает
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Марий Эл.
Он издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Главы Республики Марий Эл обязательны для исполнения на всей территории республики.
Глава
Республики Марий Эл формирует
высший исполнительный орган
государственной власти - Правительство
Республики Марий Эл. Правительство
Республики Марий Эл на
Компетенция,
структура и порядок
Перед лицом, вновь наделенным в установленном федеральным законодательством и Конституцией Республики Марий Эл порядке полномочиями Главы Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл слагает свои полномочия. Член Правительства Республики Марий Эл несет ответственность за свою деятельность перед Главой Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл вправе освободить члена Правительства Республики Марий Эл от занимаемой должности.
Таким образом функции главы субъекта складываются следующим образом:
1. Это лицо выполняет функции и задачи представительства субъекта РФ: глава исполнительной власти представляет субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов, иными органами государственной власти на территории своего субъекта, органами местного самоуправления. Более того, это лицо осуществляет представительство субъекта вне пределов Российской Федерации. При осуществлении внешнеэкономических связей он вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ.
Выполняя задачи представительства, глава исполнительной власти субъекта может обращаться к Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания, к Правительству РФ и отдельным федеральным органам исполнительной власти, а также с запросами в Конституционный Суд РФ. В определенной мере может инициировать внесение проекта федерального закона; вправе ставить любые общегосударственные и межрегиональные проблемы перед Президентом, Правительством, представителем Президента в соответствующем федеральном округе.
2. Глава Республики Марий Эл неизбежно призван отвечать за состояние дел в субъекте, это реальный руководитель внутренней политики субъекта (определять все параметры он может вместе с парламентом субъекта), консолидирующее лицо в политических и в целом общественных отношениях на территории субъекта. Высшее должностное лицо субъекта выполняет определенные задачи гаранта – он гарант конституции, призван заботиться об их действии и соблюдении. Он является также гарантом прав и свобод граждан, естественно не заменяя собой различные государственные органы на территории субъекта, но думая об объединении их усилий для защиты интересов граждан.
3. Глава исполнительной власти отвечает за управление народнохозяйственным и социально-культурным строительством на территории субъекта. Это осуществляется в разных направлениях: организация руководства объектами, находящимися в ведении субъекта; координация деятельности расположенных на территории предприятий и организаций федеральной собственности, частной собственности в интересах субъекта; контроль над соблюдением законодательства и законных интересов субъекта в действиях любых должностных лиц, предприятий и учреждений, расположенных на данной территории.
4. Данное лицо возглавляет всю систему исполнительной власти субъекта РФ. Оно вправе в соответствии с конституцией, уставом субъекта и в рамках своих полномочий определять структуру исполнительной власти, создавать и ликвидировать соответствующие органы, назначать на должность и освобождать от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта, своими актами определять полномочия и порядок деятельности подразделений исполнительной власти субъекта.
Кроме того, глава может участвовать в формировании иных государственных органов на территории субъекта. В частности, он вправе назначать половину членов избирательной комиссии субъекта.
5. Глава исполнительной власти обладает определенными возможностями в отношении подразделений федеральных государственных органов, расположенных на территории субъекта РФ. Ранее с субъектами нужно было согласовывать кандидатуры на должности по отдельным органам (например, прокурора субъекта, судей в составе федеральных судов на территории субъекта, руководителей некоторых подразделений федеральных органов исполнительной власти). Глава организовывал сотрудничество с указанными органами и лицами. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» возможности главы существенно расширены. Он наделен полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и территориальных органов МВД, МЧС, Минюста России, Федеральной службы исполнения наказаний. Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам (п. 1). Указом также установлено, что федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.
Информация о работе Статус главы субъекта РФ (на примере Марий Эл)