Статус главы государства в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:04, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить статус главы государства в зарубежных странах.
Задачи:
- представить общую характеристику правового положения главы государства и порядок замещения должности,
- раскрыть полномочия главы государства при различных формах правления.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика правового положения главы государства. Порядок замещения должности 5
2. Полномочия главы государства 15
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

конституционное право зарубежных стран.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Помимо полномочий, позволяющих воздействовать на зако­нодательный процесс в парламенте, глава государства во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных ак­тов. В парламентарных монархиях и республиках соответствую­щие полномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за них ответственность.

В странах, где глава государства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты, которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации.

В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. В результате, президент­ский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных осно­ваниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой деятельности.

Исключительно широки законодательные полномочия главы государства в странах с монократическими режимами.

Внешнеполитические полномочия. Объем внешнеполитических полномочий главы государства определяется действующим законодательством, а уровень и сте­пень их реального осуществления зависят от сложившейся поли­тической практики, обычаев и традиций политической жизни. Постановления, характеризующие статус главы государства в области внешних сношений и конкретизирующие его полномо­чия, встречаются преимущественно в конституциях, принятых после Второй мировой войны.

Несколько более специализированный характер носят правовые нормы, используемые в республиках со смешанной формой правления.

При установлении реальных внешнеполитических полномо­чий главы государства нельзя исходить только из конституцион­ного текста. В Основном законе ФРГ они определяются, напри­мер, значительно шире, нежели в американской Конституции, хотя действительность прямо противоположна.

Решающее зна­чение имеет практика функционирования конституционного механизма. В странах с парламентарными формами правления все полномочия главы государства осуществляются правитель­ством и его руководителем. В республиках со смешанной фор­мой правления в зависимости от расстановки политических сил возможно как единоличное руководство внешней политикой со стороны главы государства, так и определенное разделение пол­номочий между ним и главой правительства.

В президентских республиках глава государства занимает явно доминирующие позиции в области руководства и управления внешними дела­ми.

Таким образом, национальная практика в области осущест­вления  внешнеполитических полномочий  отличается  значи­тельным разнообразием. Тенденции к концентрации оператив­ного   руководства   внешними   сношениями   противостоит   в демократических странах тенденция к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшими органами. По­этому даже в президентских республиках, где глава государства располагает обширными полномочиями в области руководства внешней политикой, его возможности в определенной степени лимитированы. Только в странах с монократическими режимами деспотическим или абсолютистским правлением какое-ли­бо «конкурирующее» участие других государственных органов в осуществлении внешних функций государства практически от­сутствует.

Действующее законодательство, корректируемое практикой построения и функционирования государственного механизма, позволяет выделить и очертить компетенцию главы государства в сфере внешних сношений.

Это, во-первых, верховное предста­вительство страны в международных отношениях. Любое выступ­ление, заявление или акция главы государства, независимо от наличия специальных полномочий, обязывают государство. С этим же связано и право непосредственного обращения к гла­вам иностранных государств. Это право может осуществляться как путем посланий, так и посредством личных встреч. Практи­ка свидетельствует о том, что все более активный характер при­обретают личные контакты, визиты и встречи глав государств, а равно международные форумы с их участием. При выезде главы государства с официальным визитом за рубеж (в некоторых странах, например Мексике, с разрешения парламента) он имеет право на почетную встречу и пользуется особыми льготами и привилегиями.

Во-вторых, глава государства назначает руководителя ведом­ства иностранных дел и дипломатических представителей станы за рубежом. Глава государства скрепляет своей подписью верительные и отзывные грамоты. При нем аккредитируются иностранные дипломатические представители.

В-третьих, в ряде стран глава государства дает указания о под­готовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно-правовые акты. Его обязаны информировать о проведении переговоров и подписании актов, не требующих ра­тификации. Глава госу­дарства скрепляет своей подписью ратификационные грамоты, однако наиболее важные международные договоры ратифицируются на основе решения парламента (либо одной из палат).

В-четвертых, к компетенции главы государства во многих странах отнесено объявление войны и заключение мира. Особая значимость этого полномочия привела к тому, что в большинст­ве стран оно осуществляется на основе решения парламента или правительства.

Полномочия в судебной области. Государственно-правовая доктрина и конституционное зако­нодательство почти всех стран мира провозглашают независи­мость судебной власти. Вместе с тем за главой государства сохра­няются значительные полномочия, позволяющие оказывать серьезное влияние на деятельность судейского механизма.

Важнейшими полномочиями в этой области являются:

-назначение на судебные или высшие судебные должности;

-председательствование в высших консультативных учреж­дениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти ад­министративными вопросами, относящимися к судейско­му корпусу;

-осуществление права помилования.

Назначение, перемещение и карьера судейских чинов во многом зависят от деятельности различных консультативных дисциплинарных органов, руководимых главой государства. Во Франции, например, таким органом выступает Высший совет магистратуры, возглавляемый Президентом Республики.

Право помилования, которым наделен глава государства, трактуется обычно весьма расширительно и включает не только смягчение наказания, но и освобождение от преследования.

Чрезвычайные полномочия. Во многих странах глава государства наделен правом введения чрезвычайного положения или использования чрезвы­чайных полномочий. Чрезвычайное положение имеет довольно много разновидностей: осадное положение, военное положение, состояние повышенной опасности и т. п. Характеризующая их об­щая черта — это приостановка действия конституционных га­рантий, ограничение полномочий представительных учрежде­ний, расширение власти административных или военно-поли­тических   органов,   введение   в   ряде   случаев   превентивного заключения.

В условиях демократических стран применение чрезвычай­ных полномочий должно носить временный характер и исполь­зоваться исключительно в целях защиты основных прав и сво­бод, восстановления и утверждения законности и обеспечения нормального функционирования государственных властей.

Специфические черты института главы государства в развивающихся странах. В подавляющем большинстве этой группы стран преобла­дающей чертой является исключительно высокий уровень концен­трации власти. Ее верховным носителем в большинстве стран выступает глава государства. Лишь в немногих из них (Индия, Малайзия и некоторые другие) были использованы в той или иной степени парламентарные формы, определяющие преиму­щественно представительный характер функций и роли главы государства.

В монократических республиках, дуалистических и особенно абсолютных монархиях глава государства сосредоточивает в сво­их руках всю полноту власти и нередко наделяется почти неогра­ниченными полномочиями во всех сферах государственного ру­ководства и управления. Это подчеркивается зачастую и при­своением особых титулов и званий вроде «вождя всех вождей», «отца-основателя нации», «человека-народа» и т. п.

Обоснованию единоличной власти служат различные концеп­ции харизматического лидерства, в соответствии с которыми власть есть некое мистическое свойство, особый сверхъестест­венный дар, присущий отдельным выдающимся личностям. В силу этого харизматический национальный лидер может объе­динять вокруг себя широкие массы и представлять непосредст­венно их интересы, не нуждаясь в средствах правовой легитимации. Нередко истоки такой власти усматриваются в институтах традиционного, т. е. докапиталистического, общества или даже в проекции власти вождя на современное государство. Многие западные авторы и исследователи из освободившихся стран обосновывают необходимость «сильной власти» потребностями (императивами) развития, обеспечения стабильности и эффек­тивного управления. Практика, однако, показывает, что дикта­торские режимы по преимуществу неэффективны и нестабиль­ны. Достаточно отметить, что примерно за четверть века незави­симого развития в странах Африки имело место более 100 попыток государственных переворотов. Нередко деспотическое правление ставит национальное государство на грань полной дезинтеграции и развала (Чад, Уганда, Либерия, Сомали и др.).

Традиционные правовые средства ограничения власти главы государства во многих освободившихся странах малоэффектив­ны. В результате ни объем, ни срок полномочий главы государ­ства фактически, а зачастую и формально, не лимитированы, и возможности его легальной замены иным лицом в соответствии с процедурой, предусмотренной конституцией, сведены к мини­муму. Не случайно, например, почти во всех странах тропиче­ской Африки все смены главы государства происходили либо в связи со смертью последнего, либо в результате государственно­го (военного) переворота.

Глава государства в большинстве развивающихся стран — ос­новное и решающее звено всего механизма осуществления вла­сти. От его позиции во многом зависит решение важнейших во­просов внутренней и внешней политики государства. [5, c.201]

 


заключение

 

Реальная роль главы государства в механизме публичной власти в различных государствах определяется формой правления. Так, в абсолютных монархиях, он является единоличным правителем, которому принадлежит вся полнота государственной власти. В дуалистических монархиях и президентских республиках глава государства является весьма сильной политической фигурой и фактическим лидером страны, поскольку он одновременно с функциями главы государства выполняет функции главы исполнительной власти. В суперпрезидентских республиках роль главы государства является еще более сильной в ущерб парламенту как органу законодательной власти. Нередко и в смешанных полупрезидентских республиках центр тяжести государственной власти смещен в сторону президента.  В парламентарных странах глава государства в обычных политических условиях выступает слабой политической фигурой, играя резервную роль гаранта политической стабильности и демократизма.

 


список литературы

 

1.            Зорькин В. Роль конституционного суда в обеспечении стабильности и развития конституции // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. - 2004. № 3. - С. 83 - 87.

2.            Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, Д. Ю. Н., проф. Ю. И. Лейбо и д. Ю. Н., проф. Л. М. Энтина. —М.: Норма, 2004. — 832 с.

3.            Конституционное (государственное право) зарубежных стран:  В 4 т. Тома 1–2. Часть общая: Учебник /Отв. Ред. Проф. Б.А. Страшун – 3-е изд., обновл. и дораб.– М.: Издательство БЕК, 2000. - 784 с.

4.            Конституционное право государств Европы: Учеб. Пособие для студентов юрид. Вузов и фак. (отв. Ред. Д.А. Ковачев). - М.: Волтерс Клувер, 2005. – 376 с.

5.            Мартынов Ю.М. Конституционное право зарубежных стран                                        Москва    2009. 472 с.

6.            Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для вузов. Издание 14-е, переработанное и дополненное. М.: «Юстицинформ», 2008. – 414 с



Информация о работе Статус главы государства в зарубежных странах