Статус главы государства в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:04, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить статус главы государства в зарубежных странах.
Задачи:
- представить общую характеристику правового положения главы государства и порядок замещения должности,
- раскрыть полномочия главы государства при различных формах правления.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика правового положения главы государства. Порядок замещения должности 5
2. Полномочия главы государства 15
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

конституционное право зарубежных стран.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Подобная система создания коллегии электоров, которую в США именуют "системой общего списка" или "системой все или ничего", порождает резкие диспропорции между количеством голосов избирателей и количеством голосов выборщиков, полученных конкурирующими кандидатами. На выборах 1960 г. кандидат Демократической партии Д.Ф. Кеннеди при минимальном перевесе голосов избирателей (34 221 355 и 34 109 398) получил почти на сто выборщиков больше, чем его противник. На президентских выборах 1972 г. Р. Никсон собрал 49,5 млн. голосов и получил 521 выборщика, Дж. Макговерн - 28,4 млн. голосов и... 17 выборщиков. Аналогичная ситуация сложилась и на выборах 1988 г.: за кандидата Республиканской партии Дж. Буша проголосовали около 49 млн. избирателей (53,3%), и он получил 426 выборщиков; кандидат Демократической партии Майкл Дукакис собрал 42 млн. голосов (45,6%), что дало ему всего лишь 112 выборщиков. Таким образом, при небольшом преимуществе прямых голосов Дж. Буш получил почти в четыре раза больше выборщиков, чем М. Дукакис. К этому следует добавить, что в выборах приняли участие более 91 млн. избирателей, что составило 50,16% общенационального избирательного корпуса. Следовательно, 41-й Президент США прошел в Белый дом волей 26,7% американцев избирательного возраста.

Диспропорция между количеством голосов избирателей и числом выборщиков проявилась и на президентских выборах 1996 г.: демократ Билл Клинтон получил 45 590 703 голоса избирателей и 379 голосов в коллегии выборщиков; депутат от республиканцев Боб Доул - соответственно 37 816 307 и 159; за Росса Перо, выдвинутого Партией реформы, отдали голоса почти 8 млн. избирателей, но он не получил ни одного выборщика.

По результатам выборов 2000 г.: кандидат Демократической партии А. Гор получил на 0,2% голосов больше, чем его соперник, но кандидат Республиканской партии Дж. Буш (младший) набрал больше голосов выборщиков (271 против 266) и стал Президентом Соединенных Штатов Америки. [6, c.287]

В Конституции США сказано, что выборщики, будучи избранными, собираются в столицах соответствующих штатов и подают голоса за кандидатов в президенты и вице-президенты. Для избрания обоих высших должностных лиц государства необходимо абсолютное большинство голосов в коллегии выборщиков, в противном случае применяется процедура, предусмотренная XII поправкой к Конституции США: 1) если ни один кандидат в президенты не наберет абсолютного большинства голосов в коллегии выборщиков, то тогда его избирает Палата представителей из числа трех лиц, баллотировавшихся в президенты и получивших наибольшее число голосов. При этом экстраординарном порядке избрания Президента делегация каждого штата имеет один голос, а для избрания необходимо большинство всех штатов; 2) если ни один кандидат в вице-президенты не получит большинства голосов, то вице-президент избирается Сенатом из числа двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов, поданных сенаторами.

Система косвенных выборов могла бы действовать эффективно только в том случае, если бы выборщики были политически независимы и голосовали на основании своего внутреннего убеждения. Но так на практике не бывает. Выборщик голосует только за кандидата своей партии. За всю историю США выборщики голосовали за кандидата другой партии лишь 8 раз.

В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы Президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредуется в основном общенациональным представительным учреждением - парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Такой порядок избрания Президента принят в Израиле, Турции, Ливане. Согласно ст. 49 Конституции Ливанской Республики Президент избирается Палатой депутатов большинством в две трети голосов при тайном голосовании. В том случае, если в первом туре ни один кандидат не наберет квалифицированного большинства голосов, проводится второй тур, на котором требуется для избрания простое (абсолютное) большинство голосов.

2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления крупнейших административно-территориальных единиц. Наиболее типичный в этом отношении порядок устанавливает Конституция Итальянской Республики (ст. 83): "Президент Республики избирается Парламентом на совместном заседании его членов.

Анализируя существующие в настоящее время системы избрания главы государства, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем значительнее роль президента в осуществлении государственного руководства обществом. В чисто парламентарных республиках, где президент избирается общенациональным представительным учреждением (Италия, ФРГ, Индия), его роль в практической политике сугубо номинальна. В обычных условиях он действует только с санкции правительства. В парламентарных республиках с внепарламентской системой избрания президента (Финляндия, Австрия, Ирландия) его роль значительно весомее и потенциально может возрастать вплоть до превращения в личную диктатуру, примером чему могут служить некоторые президенты Финляндии. Здесь будет уместно заметить, что увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра, т.е. парламентарная система избрания президента является одной из важнейших гарантий против узурпации им полномочий правительства.

 


2. Полномочия главы государства

 

В подавляющем большинстве стран национальное законода­тельство наделяет главу государства обширными правами и пол­номочиями в различных областях государственной деятельно­сти. Практика функционирования конституционного механиз­ма,   реально   существующая   политическая   ситуация   вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий.

Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенден­ции. В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, кото­рые осуществляются за него правительством или главой правительства. В других — происходит расширение компетенции гла­вы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными ак­тами.

Соответственно в первом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделен глава государства, а во втором — их существенное расширение. Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в со­временном мире.

Представительские функции. Олицетворение (персонификация) государства монархом в период феодализма породило доктрину, согласно которой в су­верене воплощаются основные права и обязанности государства. Становление либерального государства внесло существенные изменения в правовое положение его главы, однако именно за ним сохранены функции верховного представительства государ­ства. Он осуществляет эти функции в соответствии с правилами и традициями, многие из которых восходят к средним векам. Однако даже в этой области самостоятельность главы государст­ва в парламентарных монархиях и республиках в значительной степени ограничена. В принципе он не может позволить себе выступление, противоречащее политике правительства или ее осуждающее.[5, c.196]

Глава государства председательствует на торжественных це­ремониях, выступает с официальными обращениями к парла­менту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содер­жат анализ внутренней и внешней политики государства, фор­мулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко рас­пространена в большинстве президентских республик. В США ежегодные президентские послания по вопросам положения в стране рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обращаются с посланиями к парламенту и нации главы государств во Франции и ряде других стран.

Исключительно большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Он счи­тается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполно­мочии.

Полномочия главы государства в области государственного управления. Глава государства играет важную роль в формировании пра­вительства. Однако степень его воздействия на правительствен­ную политику и круг реально осуществляемых в области государ­ственного управления полномочий значительно различаются.

В парламентарных республиках и монархиях глава государст­ва не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно за­мещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически. Монарх связан ре­зультатами выборов. Однако если ни одна из партий не получила большинства мест в парламенте или если внутри партии нет об­щепризнанного лидера, то роль главы государства в формирова­нии правительства заметно возрастает. Он получает возмож­ность маневрирования и может отдать предпочтение одному из кандидатов.

Значительна роль главы государства в формирова­нии правительства в странах, где обычно ни одна из партий не располагает большинством в парламенте.

В странах, в которых глава государства наделен правительст­венной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки.

В президентских и монократических республиках (США, многие страны Латинской Америки, значительная часть разви­вающихся стран) президент является единоличным носителем правительственной власти. Члены правительства рассматрива­ются обычно как помощники и советники президента, им на­значаются и увольняются.

Однако случаи отказа в утверждении кандидатур, предложенных президентом, сравнительно редки. Правило парламентского большинства в этих государствах не действует. Более того, президент может принадлежать к партии, которая не располагает большинством в парламенте или одной из палат.

В странах, в которых глава правительства выступает как еди­ноличный носитель исполнительной власти, он играет решающую роль в определении программы правительственной дея­тельности; ему принадлежит право принятия окончательных ре­шений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти.

Полномочия главы государства в области правительственной деятельности включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности.

Полномочия в сфере законодательной деятельности. Возможность и степень участия главы государства в законо­дательном процессе неодинаковы в различных группах стран. Есть страны, где глава государства наряду с палатами рассматривается как составная часть парламента (Ве­ликобритания, Канада, Австралия, Индия и др.). Однако эти формально-правовые различия не всегда имеют практическое значение и порой почти не затрагивают возможность воздейст­вия главы государства на законодательный процесс.

В парламентарных монархиях и республиках (за редким ис­ключением) главе государства принадлежит формально право открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран — право досрочного роспуска парламента или од­ной из его палат и назначения внеочередных выборов.

Правами досрочного роспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращения законопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора, законодательной инициативы в конституционной сфе­ре обладает глава государства в республиках со смешанной фор­мой правления. Степень реальности осуществления этих прав хотя и зависит от расстановки сил в парламенте, однако остается в целом значительно более высокой, нежели при парламентар­ной форме правления.

В странах, в которых глава государства правом созыва и рос­пуска парламента не обладает (например, в США), это формаль­но мотивируется независимостью законодательной и исполни­тельной власти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в данной группе стран сохраняются весьма значи­тельные средства воздействия на парламент, используемые гла­вой государства. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом.

Различают две основные разновидности вето: абсолютное и отлагательное (относительное). Абсолютное вето означает окон­чательное отклонение главой государства законопроекта, одоб­ренного парламентом. На практике абсолютное вето, при­знанное в большинстве монархических государств (исключение составляют Япония и Норвегия), в настоящее время не исполь­зуется. Отлагательное вето представляет собой право главы госу­дарства на возвращение переданного ему на подпись законопро­екта для повторного обсуждения в парламенте.

Вето обычно распространяется на законопроект в целом. Од­нако в ряде стран (Франция, Аргентина, Мексика) президент имеет право наложить вето на отдельные статьи и положения за­конопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавли­вается, как правило, усложненная процедура. Фактически разновидностью абсо­лютного вето стало так называемое «карманное вето» президен­та, используемое в американской практике. Суть его состоит в том, что законопроект, одобренный Конгрессом в последние 10 дней до окончания сессии, не вступает в силу, если президент отказался его подписать, и не подлежит обязательному возвра­щению в Конгресс. Использование президентского вето на зако­ны, принимаемые Конгрессом, приняло столь частый характер, что вызвало вмешательство Верховного суда, признавшего «кар­манное вето» антиконституционной практикой. В то же время, поддерживая принцип сдержек и противовесов, Верховный суд признал антиконституционной практику принятия Конгрессом управленческих решений.

Информация о работе Статус главы государства в зарубежных странах