Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 15:23, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – выявить общие черты и особенности в развитии российского федерализма, для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1.выявить сущность понятий федерализм и федерация;
2.определить основные федеративные модели;
3.проследить начальный этап становления российского федерализма в РСФСР и СССР;
4.изучить опыт федеративного строительства современной России;
5.обозначить основные проблемы современного административно-территориального устройства Российской Федерации.
Объектом исследования является – федеративное административно-территориальное устройство Российской Федерации, предмет – исходные положения теории федерализма и федеративного устройства, принципы становления и развития федеративного устройства РФ, устанавливаемые конституциями, законами и подзаконными актами, а также практика их реализации.
Введение 3
I.Федерализм как социальное явление 5
1.1 Федерализм и федерация 5
1.2 Основные федеративные модели 9
II. Становление российского федерализма 15
2.1 Опыт федеративного строительства в РСФСР, СССР 15
2.2 Развитие федерализма в современной России 21
III. Основные проблемы российского федерализма 28
3.1 Проблема фантомного федерализма 28
в развитии российской государственности 28
3.2 Проблема количества субъектов федерации 31
Заключение 37
Список использованных источников 38
Заключение
Федеративное государство (федерация) — государственное устройство, состоящее из ряда территориальных образований (субъектов федерации), обладающих самостоятельным политическим статусом в рамках федерации. Для федерации характерно наличие двух уровней государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации.
Федерация возникает в случае признания данной формы государства выгодной для общества, т. е. отвечающей его социально-экономическим, этнополитическим, оборонным и прочим интересам.
Российский федерализм, так сложилось исторически, явился наследником развития государственности СССР, где функция федерализма носила иллюзорную «декоративную» роль в унитарной по существу государственно-правовой системе, а РСФСР представляла собой федералистский правовой каркас с унитарным наполнением. Выбор федеративной модели территориального устройства был на тот момент необходим: империя фактически распалась, потеряла управляемость. В результате это привело к созданию в Российской Федерации фантомного федерализма — модели государственного устройства, в которой правовая конструкция не совпадает с политическими, управленческими и экономическими реалиями.
На настоящий момент отечественная государственность переживает период становления федеративных отношений, вызревание которых в политической и правовой системе России было длительным и неоднозначным, что и вызвало новую актуализацию проблемы их реформирования.
Есть
несколько важных негативных аспектов
нынешней системы федеративных отношений,
которые должны быть преодолены в
процессе конституционной реформы.
Необходимо установить равноправие
субъектов федерации; построить
новую схему административно-
Список использованных источников