Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:11, контрольная работа
Становление и укрепление абсолютной монархии в России исторически очень длительный и противоречивый процесс.Поэтому процесс эволюции политических учений того времени позволяет проследить основные этапы развития абсолютизма в России.
Целью работы является изложение политических взглядов видных теоретиков политико-правовой мысли России конца 17-18 века.
Введение
1.Зарождение идеи абсолютной монархии в России
1.1.Идея просвещённого абсолютизма в учении Симеона Полоцкого
1.2.Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.
2.Политические теории периода становления абсолютизма.
2.1.Политические идеи Ф. Прокоповича.
2.2.Политическая программа И.Т. Посошкова
3.Политические учения второй половины XVIII века
3.1.Модель ограниченной монархии в учении М.М.Щербатова
3.2.Политические взгляды Е.С. Десницкого.
3.3.Политическая утопия Я.П. Козельского
3.4. Радикальные политические взгляды А.Н.Радищева.
Заключение
Список литературы
У Десницкого есть ещё и наказательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчётны губернскому суду,который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает. В дополнении к наказательной власти Десницкий присовокупляет ещё гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы самоуправления. Компетенция всех пяти властей должна быть строго определена законом.
К крепостному
праву Десницкий относился
В правовой сфере Десницкий предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное.
В области судопроизводства Десницкий настаивал на введении демократических принципов: равенства всех перед законом,равного наказания за совершение одинаковых преступлений, соразмерности тяжести наказания характеру и составу преступления. Применение смертной казни он считал допустимым только в двух случаях: умышленное убийство и измена родине.
В вопросах внешней
политики он придерживался мирной ориентации,
полагая, что все державы обязаны
развивать между собой
Политико-правовая
теория Десницкого оказала большое
внимание на развитие просветительских
идей в России. В целом его просветительская
доктрина была направлена не на утверждение"просвещённого
абсолютизма", а на создание конституционного
варианта монархического правления в
России.
3.3.Политическая утопия Я.П. Козельского
Я.П.Козельский принял активное участие в организованном Екатериной II просветительском мероприятии — «Собрании старающемся о переводе иностранных книг». Благодаря его трудам русское общество познакомилось с произведениями французских просветителей. Переводы, сделанные Козельским, впервые в русской литературной традиции снабжались предисловиями и обширными комментариями.
Я.П. Козельский в методологии своих рассуждений придерживался концепции естественных прав человека и договорного происхождения государства. Целью договора об образовании государства, по мнению Козельского, является достижение всеобщего блага; в том случае, если правители не соблюдают условия договора и не выполняют возложенных на них задач, народ имеет право на его насильственное расторжение,поскольку угнетенные могут бороться со своими угнетателями по естественному праву.
Рассматривая различные формы правления, мыслитель отдает предпочтение республике и просвещенной абсолютной монархией с которыми он связывает надежды на справедливые преобразования и, почти дословно следуя Платону, заявляет, что идеальная форма правления возникнет тогда, когда «правители станут философствовать или философы управлять».
Я.П. Козельский мечтал об обществе, в котором не будет ни богатых, ни бедных, а все люди станут жить своим трудом, работая по восемь часов в сутки. Здесь его симпатии явно на стороне эгалитарного утопического идеала. Частная собственность у него не ликвидируется, но существенно ограничивается с тем, чтобы ее обладателями смогли стать все члены общества.
Право он классифицирует на четыре вида: Божественное, натуральное (естественное),всемирное (международное) и гражданское (государственное).
В вопросах,касающихся определения внешнеполитического курса государства, Козельский придерживался традиционного для русской политической мысли осуждения захватнических войн, подчеркивая тезис о том, что войны приносят всем народам и странам бедствия, страдания и «повреждения». «Никто не имеет права подвергать землю опустошению, а народы истреблению». Армия в государстве должна содержаться только на случай «отражения несправедливого нападения».
Козельский настаивал
на равноправии всех народов, населяющих
землю, и, подобно И. Канту,мечтал видеть
их в будущем живущими в единой организованной
структуре, которая стала бы формой государственного
устройства для всего человечества. Реализацию
своего идеала Козельский ставил в зависимость
от распространения просвещения и наличия
«добровой воли» у монарха.
3.4.Радикальные политические взгляды А.Н. Радищева.
Александр Николаевич Радищев рассматривает самодержавие как состояние, "наипротивнейшее человеческому естеству". Царь,утверждал он "первейший в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель"Он не верил в возможность появления на троне просвещённого монарха. Радищев критикует бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращённость и продажность чиновников, окружающих трон.
Свою политическую схему Радищев конструирует, основываясь на исходных положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но появлением частной собственности это равенство нарушилось. Он считал, что возникновение государства связано с образование частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетённых. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство,так как это было бы противоестественно. Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве. "Если закон не имеет основания в естественном праве", он как закон не существует. тат как основанием права является справедливость, а не сила.
Крепостное право, по оценке Радищева,представляет собой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически не состоятельно, тат как подневольный труд непроизводителен; с ним связано и нравственное падение народа, причём как крепостников, так и крепостных. Радищев обращает внимание на отсутствие в законах юридического статуса крепостного крестьянина. Радищев признаёт право за народом на восстание в этом случае, если его естественные права грубо нарушаются.
Социальный идеал Радищева - общество свободных и равных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно тем,кто её обрабатывает. В таком обществе социальные привилегия отменяются,дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, где народ избирает магистратов, сосредотачивая всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются: в свободе мысли; в свободе слова; в свободе деяний; в праве собственности и др.
Организацию правосудия он представлял себе в виде системы земских судов, избираемыми гражданами республики. Он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совместные. похвально отозвался также и о судах присяжных. В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкций. Он также высказался против телесных наказаний.
Радищев придерживался мирной ориентации в международных отношениях и активно выступал против агрессивных войн и отстаивал идею равноправия всех народов.
Социальные и
политико-правовые идеи Радищева были
восприняты русской политической мыслью
и получили дальнейшее развитие в
трудах декабристов, а затем и
в революционно-
Заключение
В данной реферативной
работе мы рассмотрели эволюцию политических
воззрений учёных в период становления
и укрепления абсолютизма, которые
изменялись согласно социально-экономическому
и политическому развитию страны.
Если политико-правовая мысль конца
17 века рассматривала государя как
равноценного богу то впоследствии высказывалась
необходимость ограничения или даже упразднения
власти монарха.
В середине 18 века в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями экономического, социального и политического развития страны. Такие видные теоретики как Щербатов, Десницкий, Радищев обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков,отмечая общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможности дальнейшего экономического и промышленного развития России. В период просвещённого абсолютизма даже высказывались идеи социального равенства, что не характерно для более ранних этапов развития политической мысли.
Прогрессивная
мысль того времени служила теоретической
базой для реформ проводимых политическими
деятелями.
Список использованной литературы:
1.Ключевский
В.О. Курс русской истории ч.
III и ч. IV/ Ключевский В.О. М.: Мысль 1988
2.Посошков И.Т.
Книга о скудности и богатстве
М.:1997
3. Щербатов М.М.
Сочинения т.1 и т.2 М.: 1996
4.Радищев А.Н.
Путешествие из Петербурга в
Москву М.1992
5. Исаев И.А.
История политических и
11-20вв./Исаев
И.А. Н.М. Золотухина - М.: Юрист1995.
6. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. - М., 1993