Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:11, контрольная работа
Становление и укрепление абсолютной монархии в России исторически очень длительный и противоречивый процесс.Поэтому процесс эволюции политических учений того времени позволяет проследить основные этапы развития абсолютизма в России.
Целью работы является изложение политических взглядов видных теоретиков политико-правовой мысли России конца 17-18 века.
Введение
1.Зарождение идеи абсолютной монархии в России
1.1.Идея просвещённого абсолютизма в учении Симеона Полоцкого
1.2.Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.
2.Политические теории периода становления абсолютизма.
2.1.Политические идеи Ф. Прокоповича.
2.2.Политическая программа И.Т. Посошкова
3.Политические учения второй половины XVIII века
3.1.Модель ограниченной монархии в учении М.М.Щербатова
3.2.Политические взгляды Е.С. Десницкого.
3.3.Политическая утопия Я.П. Козельского
3.4. Радикальные политические взгляды А.Н.Радищева.
Заключение
Список литературы
План работы:
Введение
1.Зарождение идеи абсолютной монархии в России
1.1.Идея просвещённого абсолютизма в учении Симеона Полоцкого
1.2.Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.
2.Политические теории периода становления абсолютизма.
2.1.Политические идеи Ф. Прокоповича.
2.2.Политическая программа И.Т. Посошкова
3.Политические учения второй половины XVIII века
3.1.Модель ограниченной
монархии в учении М.М.
3.2.Политические взгляды Е.С. Десницкого.
3.3.Политическая утопия Я.П. Козельского
3.4. Радикальные политические взгляды А.Н.Радищева.
Заключение
Список литературы
Введение
Абсолютизм (от лат. absolutus — «неограниченный», «безусловный»),или абсолютная монархия, как тип государства, в котором власть безраздельно принадлежит государю, существовал в России с конца XVII столетия до февраля1917г.
Периоды абсолютизма пережили многие европейские страны в XVI—XVII вв., переходя в своём развитии от средневекового государства, в котором верховная власть принадлежала монарху, а всякое сословие имело закреплённые законом особые привилегии и обязанности, к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед лицом закона. В России синонимами слова «абсолютизм»служили понятия «самодержавие», «самодержавство», «самодержавная монархия».Выдающийся теоретик русского монархизма Иван Солоневич писал: «Монархия есть единоличная власть, подчинённая традициям страны, её вере и её интересам,иначе говоря, власть одного лица». Более трёх веков складывались основные черты российского абсолютизма: самим самодержцем, от его имени или по его поручению издавались законы, творился суд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В стране устанавливалась единая налоговая система.Монарх опирался на обширный административный аппарат, состоявший из профессиональных чиновников.
Становление и укрепление абсолютной монархии в России исторически очень длительный и противоречивый процесс.Поэтому процесс эволюции политических учений того времени позволяет проследить основные этапы развития абсолютизма в России.
Целью работы является изложение политических взглядов видных теоретиков политико-правовой мысли России конца 17-18 века.
1.Зарождение идеи абсолютной монархии в России
Во второй половине
17 века в развитии русской государственности
стали преобладать
1.1.Идея
просвещённого абсолютизма
в учениях Симеона
Полоцкого
С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Самуил Петровский Ситнианович . Наиболее известными его произведениями являются "Жезл правления", написанный к церковному собору 1666/1667г. и посвящённый облечению учений раскольников, "Вертоград многоцветный" - энциклопедическое, поучительное произведение (1668) и "Рифмолигон" (1679) - собрание стихотворений.Симеон выступил в своих произведениях проводником западной культуры и образованности.
Мыслитель защищал социальное неравенство, усматривая в его наличии проекцию небесных порядков на земле, Все люди обязаны выполнять свой долг, предопределённый судьбой, в чём и состоит главное назначение человека на земле, где каждому отведено своё место. Однако он призывал богатых заботиться о своих "подначальных" и не доводить их до скудности, а также управлять ими с разумом и кротостью, а не посредством"наложения язв".
Среди пороков русской жизни Симеон критикует лень, праздность и особенно пьянство. Тема обязательности труда постоянно присутствует во всех произведениях мыслителя.
Главной проблемой творчества Симеона было разрешения вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются. Большое внимание уделяется описанию образа царя. Прежде всего он должен быть образованным человеком, стремящимся к приобретению знаний из книг и бесед с "премудрыми людьми", а особенно царю читать книги по истории и усваивать исторический опыт других стран и народов. Царю необходимо не только просвещаться самому, но и просвещать свой народ.
Симеон полагает, что просвещённая монархия должна быть государством, деятельность которого основывается только на законах. Все люди в гражданстве должны бояться закона, подчинение которому укрепляет государство, и исключений из этого нет ни для кого, ни для царя, ни для его сына.
Мыслитель обращает также внимание на недопустимость жестоких санкций. Суд обязан восстанавливать правду, а не совершать месть, ибо отмщение бесчеловечно и, более того, противопоказана закону. Симеон мечтает о равном для всех суде, который будет "равно судить и мала и велика", невзирая на лица. организация судебных учреждений должна быть единообразной, способной осуществлять для всех единый суд. Судебные дела следует вершить своевременно и без волокиты.
В определении
внешнеполитического курса
В истории политических
и правовых учений Симеон Полоцкий
выступил одним из первых серьёзных идеологов
просвещённого абсолютизма в России.
1.2.Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича.
Юрий Крижанич с 1659 по1678 занимался миссионерской деятельностью в России в целях достижения содружества славянских народов под эгидой Русского государства с единой церковью. В Тобольске он написал "Беседы о правительстве", известные как трактат"Политика".
В "Политике" много внимания уделяется исследованию вопросов о происхождении государства, его целях и задачах.
Крижанич отстаивал положение о божественности персоны носителя верховной власти. "Король подобен некому богу на земле..."
Цель государства Крижанич определяет как достижение общей пользы" для всех членов общества. "Долг короля обеспечить благочестие, справедливость, покой и изобилие... веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи король должен обеспечить своему народу, и для этого бог поставил его королём". Крижанич делит все существующие формы правления на три правильные и три неправильные.
Правильные: совершенное самовладство(абсолютная монархия), боярское правление и общевлавство или посадское правление (республика). Самовлавству противостоит тирания; боярскому правлению- олигархия и обществу анархия.
Всё управление государством должно сосредоточено в руках верховного правителя. На троне Крижанич предпочитает видеть короля-философа. Он считает обязательным наличие у правителя знаний;хорошо также, когда знания есть и у всего народа. Королям знания особенно необходимы, так как они не имеют права учиться на собственных ошибках, которые чреваты последствиями не только для них самих, но и для всего народа, обычно расплачивающегося за его ошибки. Крижанич отдаёт предпочтение наследственной монархии. Наследование трона должно переходить к старшему в роде сыну, который специально готовиться к выполнению этой миссии. Следует запретить в законодательном порядке наследовать трон женщинам и чужестранцам.
Абсолютный монарх должен просвещённым правителем, а не тираном. Крижанич выдвигает сумму гарантий, с помощью которых возможно предотвратить превращение "современного самовлавства" в тиранию. Прежде всего это наличие на троне монарха-философа, затем принятие и соблюдение хороших законов, соответствующих божественным и естественным установлениям, и наконец, нормативная регламентация всех сословий и чинов в государстве, согласно которой для каждого сословия будут определены обязанности в отношению ко всему обществу.
В обязанности
просвещённого монарха
Главной основной гарантией против тирании является наличие в государстве хороших законов и контроля за их исполнением. "Каковы законы - таков и порядок вещей в государстве."грабительские законы всегда и везде порождают непорядки. К деятельности законодателя Крижанич предъявляет серьёзные требования. Для составления новых законов недостаточно знать все законы и обычаи своей страны, а необходимо также изучить законы "долговременных государств" и позаимствовать их опыт.Все чиновники в своей деятельности должны строго следовать закону иначе "будь король архангелом, если слуги его не будут ограничены благими законами, нельзя помешать им чинить повсеместные и несчётные грабежи и всякое мародёрство"Но в тоже время, он ставит монарха над законом: "король выше всех человеческих законов".
В определении
курса внешней политики Крижанич
придерживается традиционной для русской
политической мысли ориентации.Он настаивал
на необходимости установления добрососедских
отношений с окружающими странами. Крижанич
не исключает возможности ведения справедливых
войн в целях защиты независимости страны,
поэтому он считает, что в государстве
должно быть большое и сильное войско
с мощным оружием. воины служат за плату
и обеспечиваются государством всем необходимым,
а в военачальники назначаются люди, сведущие
в военном деле и начитанные в военной
истории. При формировании армии следует
оказывать предпочтение национальному,
а не наёмному войску.
2.Политические
теории периода
становления абсолютизма.
К началу 18 века
тенденция превращения
2.1.Политические идеи Ф.Прокоповича.
Феофан Прокопович был ректором Киево-Могилянской академии, епископом поковским, архиепископом новгородским и вице-президентом Святейшего Синода.
Перу архиепископа принадлежит ряд,произведений, написанные на политические и религиозные темы: "Слово о власти и чести царской", "Духовный регламент", "Панегирики царствующим особам", трагикомедия "Владимир", "Слово похвальное о преславной над свейскими войсками победе", трактаты"Поэтика" и "Риторика" и ряд стихотворных поэм.
В истории русской
политико-правовой мысли он первый
обратился к исследованию процесса
происхождения государства,
Таким образом, высшая власть в обществе образовалась путём договора, при заключении которого народ полностью отказался от своего суверенитета и полностью вручил его верховной власти. При этом народ народ мог выбрать себе любую форму правления. Среди таких форм правления Прокопович называет монархию, аристократию, демократию, смешанную форму. Аристократия и демократия не вызывают его одобрения. В аристократиях своя корыстная борьба партий разоряет страну, а в демократиях часто вспыхивают мятежи и смуты. Кроме того, аристократия и демократия пригодны лишь для малого по численности народа, проживающего на небольшой территории.