Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:21, курсовая работа
Теория Государства и права – это основная обще юридическая наука, которая рассматривает и изучает наиболее общие принципы и закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Чтобы глубоко и всесторонне понять сущность и особенности существующих ныне государств и правовых систем, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства и государственные образования возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА…...
II. ВОСТОЧНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Особенности развития государства в странах Древнего Востока.
2.1. Древний Египет………………………………………………………
III. ЗАПАДНЫЙ ПУТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
3.1. Общая характеристика государства в античном мире……………..
3.2. Древняя Греция……………………………………………………….
IV. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСТОЧНОГО И ЗАПАДНОГО ПУТЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВ…………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общин — основных социальных и территориальных единиц. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Древневосточные общины по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней
структуре они уже были новым явлением. Община утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу, другим общинам и государству. Она состояла из отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин.
Внутри
общин существовала имущественная
и другая дифференциация, выделились
богатая и знатная верхушка и
бедняки, арендаторы чужой земли. Богатые
и знатные общинники имели
в своем распоряжении рабов. Несмотря
на это община сохраняла коллективистские
формы жизни и производства, что
тормозило развитие частнособственнических
отношений. Устойчивость общинной организации,
коллективных начал в быту и производстве
объясняется особенностями
Необходимость
объединения и координации
Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организа
тора
системы искусственного орошения, а
в конечном итоге — всего земледелия
(а также ремесла и торговли),
государство рассматривало
Вместе
с тем значительная часть земли
была сосредоточена непосредственно
в руках древневосточного деспота
и зависимого от него жречества. На
этих землях были организованы крупные
царские и храмовые поместья, где
трудились рабы, рабочие отряды зависимых
лиц, многочисленные арендаторы. Таким
образом, в руках деспота
Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной, но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспотаважная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой.
Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развития здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Месопотамии – еще в IV-III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно - родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками.
Самовладеющая сельская община, упрочнению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.1
Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех классовых образований:
На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.
Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ – их традиционность.
В
своем политическом развитии страны
Древнего Востока прошли общий путь
– от небольших племенных
Таким
образом, можно сделать вывод, что
все восточные государства
Но, общие закономерности ,развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно–цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.
Характерные черты восточного пути развития я рассмотрю на примере государства Древнего Египта .
2.1. Древний Египет
Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нил. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано со строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов – военнопленных.
Для
Древнего Египта была характерна замедленность
эволюции социальной структуры, определяющим
фактором которой было почти безраздельное
господство в экономике государственного
царско-храмового хозяйства. В условиях
всеобщей вовлеченности населения
в государственное хозяйство
разница в правовом положении
отдельных слоев трудового люда
не считалась столь существенной,
как в других странах Востока.
Был термин, обозначающий простолюдина,
- мерет. Это понятие не имело четко
выраженного правового
Основной
хозяйственной и общественной ячейкой
в Древнем Египте на ранних этапах
его развития была сельскохозяйственная
община. Закономерный процесс внутриобщинного
социального и имущественного расслоения
был связан с интенсификацией
сельскохозяйственного
В
царских хозяйствах и хозяйствах
светской и духовной знати трудились
различные категории зависимых
подневольных лиц. Сюда входили бесправные
рабы-военнопленные или
Эксплуатация
«слуг царя», оторванных от средств
производства, строилась как на внеэкономическом,
так и на экономическом принуждении,
так как земля, инвентарь, тягловый
скот и прочее были собственностью
царя. Границы, отделяющие рабов (которых
в Египте никогда не было много) от
«слуг царя», были выражены нечетко.
Рабов в Египте продавали, покупали,
передавали по наследству, в дар, но
иногда наделяли имуществом, землей, требуя
с них часть урожая. Одной из
форм возникновения рабской
Системным
признаком организации
«Наряд» на постоянную
квалифицированную работу, например
архитектора, художника, относил «простого
человека» к категории
Информация о работе Сравнительный анализ восточного и западного путей возникновения государства