Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:38, реферат
Целью данной работы является раскрытие темы «Сравнительный анализ Конституции США и Российской Федерации».
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- рассмотреть сущность и содержание понятия «конституция»;
- перевести с английского языка Конституцию США и ознакомиться с её основными положениями;
- обобщить знания по Конституции РФ;
- провести сравнительный анализ обеих конституций, выявить сходства и различия, опираясь на дополнительную литературу: методические пособия, энциклопедии, учебники, газетные статьи, информацию в интернете;
- систематизировать полученные результаты.
I. Введение
II. Основная часть
III. Сравнительный анализ Конституции России и США
IV. Заключение
V. Список литературы
Это сравнительно короткий документ. Всего он состоит из 29 прав. I поправка содержит перечень основных свобод: вероисповедания, слова, печати, собраний, обращений с петициями к правительству. В разделе 9 статьи I содержится положение, не допускающее какой-либо приостановки действия Hebeas corpus – почерпнутого из английской практики правила, согласно которому человек может быть арестован только с санкции суда.
В других поправках содержатся основные правила неприкосновенности, противокриминальной защиты и привлечения к ответственности, а также осуществления судебного процесса. Интересно, что эти гарантии прав и свобод имеют целью прежде всего защиту от произвола властей, а уж потом – от иных посягательств. История показала, что это весьма мудро. Для примера стоит лишь вспомнить «расцвет» «холодной войны» и разгул «маккартизма», или знаменитое дело корреспондента «New York Times» Эллсберга о «разглашении государственной тайны».
Федерализм и суверенитет
Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные полномочия , кроме специально данных нации ( каковых было чрезвычайно мало). Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали как нечто похожее на лигу штатов.
Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет стать нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции утверждали, что правительство не может работать эффективно на уровне такого большого государства- нации. Они опасались консолидации власти в национальном правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может стать только деспотизм и тирания. Антифедералисты были уверены, что республиканское правительство, основанное на представительстве, может эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне. Однако федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США стали первым в истории федеративным государством, политическое устройство которого определено и закреплено в Конституции ( статьи IV и VI; позже и X поправка ).
Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму государственного правительства, в которой присутствует функциональное и территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной и конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в руках центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации – общий центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим суверенным членам, а вся полнота власти находится у них. В федерализме между центральным и местными правительствами существует установленное Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.
Составители Конституции США четко распределили полномочия, которыми было наделено федеральное правительство, а все «остальные» (без детализации и перечисления) отдали властям штатов. Таким образом, центральному правительству принадлежит исключительное право проведения внешней и оборонной политики, предоставления гражданства США иммигрантам, эмиссии денег и контроля денежного оборота, обеспечения внутренней безопасности, определения национальных приоритетов и ряд других.
В ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское и уголовное законодательство, организация народного образования, здравоохранения, обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов, и т.д. Некоторые функции, например налогообложение или экологическая безопасность, принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники поступления в бюджет, тем самым избегая конфликтного дележа.
Важно, что даже при наличии у штатов всех атрибутов суверенитета ( герб, флаг и т.п.), статья IV Конституции недвусмысленно устанавливает полный и истинный суверенитет только на федеральном уровне, все федеральные законы и договоры союза должны исполняться на всей территории США в любом штате. Первоначально это вызывало жесткие разногласия и даже привело к Гражданской войне 1861-1865гг, самой кровопролитной из когда-либо ведущихся на территории Америки, и посеявшей наибольший за всю историю раздор между гражданами страны. Однако, как кажется, с тех пор этот пункт неминуемо выполнялся штатами. Данное положение рассматривается как краеугольный камень существования и функционирования американской федерации.
Разделение властей, система сдержек и противовесов
Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства законов, а не правительства людей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными и беспристрастными правилами, а не предрассудками или пристрастиями, которые свойственны человеку. Для Адамса великой идеей к наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье, предотвратила злоупотребление властью путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном институте правительства. Амбиции одной ветви будут всегда сдерживаться амбициями других. Таким образом, независимая судебная система как один из примеров считалась ключом к предотвращению использования системы уголовного права для подавления политических оппонентов.
В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и судебной) функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем «встроенная» в этот принцип система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю как Мэдисоновская модель правительства.
Относительная независимость властей связана и с различным способом их формирования: Конгресс - прямым голосованием избирателей ( правда, на различные сроки для обеих палат); Президент – через избираемую прямым голосованием коллегию выборщиков.; Верховный Суд – пожизненным назначением судей Президентом с согласия Сената.
Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает «разброса» и не вызывает недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.
Нередко (например, при президентах Рейгане и Буше) большинство в Конгрессе принадлежало оппозиционной президенту партии. В аналогичном положении оказалась в 1995 г. администрация президента-демократа Клинтона.
Несмотря на многие проблемы, связанные со сложностью механизма разделения властей (например, затягивание на столетие принятия Закона об избирателях, который расовой дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградила США от диктатуры ( ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, к примеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основы демократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношении человеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмам являются одним из главных вкладов основателей в образование системы, которая была эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании.
Обратимся теперь к рассмотрению каждой отдельно взятой ветви власти как в США, так и в России.
Исполнительная власть
Президент США избирается населением страны путём косвенных выборов –через коллегию выборщиков, а Президент РФ – «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст.81). Прямой способ связывает Президента РФ с народом более тесно, чем косвенное избрание, но различие не носит очень уж принципиального характера с точки зрения демократизма. Главное состоит в том, что путём всеобщих выборов Президент получает мандат непосредственно от народа, что позволяет ему вести себя более независимо по отношению к парламенту. И Президент США, и Президент России избираются на 4 года. Конституция РФ не предусматривает пост вице-президента, в то время как в США этот пост существует. В России упразднение поста вице-президента в 1992 году явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские функции, которые в США выполняет вице-президент.
Каковы же Конституционные требования к кандидату на пост президента страны? В России им «может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет»; в США же – «Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединённых штатов на момент принятия настоящей Конституции, не подлежит избранию на должность Президента; равно как не подлежит избранию на эту должность какое-либо лицо, не достигшее возраста 35 лет и не проживающее в течение 14 лет в Соединённых Штатах». Как видно, различны требования постоянного проживания: в России – 10 лет, в США – 14 лет, но избрание одного лица более чем на 2 срока подряд не допускается в обеих Конституциях. Однако это правило было нарушено тридцать вторым Президентом США Франклином Делано Рузвельтом, который занимал пост президента с 4.03.1933 г. по 12.04.1945 г. и избирался четыре раза. Но XXII поправка (1951) восстановила конституционным путём старое правило, ограничив возможность пребывания на посту Президента 2 сроками. И в РФ, и в США при вступлении в должность Президент должен произнести в торжественной обстановке присягу народу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»; «Я торжественно клянусь, что буду добросовестно исполнять должность Президента Соединённых Штатов и в полную меру сил своих буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединённых Штатов». Как видно, в присяге Президента РФ на первом месте стоят права и свободы человека и гражданина, что подтверждает ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшеё ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». А это утверждает то, что сказано в ст. 1: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», так как в центре правового государства – человек с его интересами, правами, свободами. Как говорилось выше, США – президентская республика, а, как известно, для такого вида республики характерна сильная президентская власть, которая играет немаловажную роль, что, собственно, и понятно из присяги: «…буду добросовестно исполнять должность Президента Соединённых Штатов». В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом РФ или отставки, полномочия переходят к Председателю правительства РФ, который назначается Президентом с согласия Думы. Именно такой указ был издан 19 сентября 1996 г. Б.Н.Ельциным в связи с предстоящей ему хирургической операцией, который действовал до подписания Президентом Указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства обязанностей Президента РФ. В США же обязанности Президента берёт на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.
Полномочия президента и его обязанности
Хотелось бы в общих чертах сказать о полномочиях и обязанностях президентов двух государств. Так, в России Президент – глава государства, Верховный Главнокомандующий, охраняющий суверенитет страны, определяющий основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивающий согласованное функционирование органов государственной власти, представляющий РФ внутри страны и в международных отношениях. Он назначает Председателя правительства, высшее командование Вооружённых сил, выборы Государственной Думы, референдум; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, распускает Государственную Думу; принимает решение об отставке Правительства РФ. Президент США – глава государства, Главнокомандующий Вооружёнными силами, заключает договоры с иностранными государствами, назначает послов, министров, членов Верховного суда, заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись. Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании в обвинении в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления. Подобного рода институт, известный в зарубежном праве как «импичмент», является гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Он всегда предполагает сложную процедуру и применяется весьма редко – в США, например, за более чем двухсотлетнюю историю было только две попытки (одна из них в 1998 году в отношении Билла Клинтона) отстранения Президента от должности в порядке импичмента, но обе они закончились безрезультатно.
Законодательная власть
Теперь перейдём к законодательным органам. В Конституции РФ Федеральному Собранию посвящена V глава, в которой говорится, что Государственная Дума состоит из450 депутатов и избирается на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Тогда как в Конституции США – «Ни одно лицо не может быть представителем, если оно не достигло возраста 25 лет, не было в течении 7 лет гражданином Соединённых Штатов…», «Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах…». Председателем Палаты представителей является Спикер. Он считается третьим лицом в государстве после Президента и Председателя Верховного суда США. Таким образом, как и в случае с выборами президента, мы видим завышенные возрастные рамки в США по сравнению с Россией. «В совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ», «В состав Сената Соединённых Штатов входят по 2 сенатора от каждого штата, избираемые … сроком на 6 лет». Председателем Сената является Вице-президент. Интересно отметить, что Конституция США больше уделяет внимание Сенату, чем Конституция РФ Совету Федерации, так, например, оговаривается, что «ни одно лицо не может быть сенатором, если она не достигло возраста 30 лет, не было в течении 9 лет гражданином Соединённых Штатов». Выборность Председателя Совета Федерации из состава палаты подчеркивает его независимость от исполнительной власти, которой нет в США, где Председателем Сената, состоящего из представителей штатов является по должности вице-президент США, избираемый вместе с Президентом. В США такое положение объясняет необходимостью тесной связи и взаимодействия законодательной и исполнительной властей. Председатель Совета Федерации обеспечивает связь с Президентом РФ путём консультаций, но он не связан никакими обязательствами по отношению к главе государства, кроме уважения его конституционных прав и обязанностей.
Информация о работе Сравнительный анализ Конституции США и Российской Федерации