Способы приобретения и прекращения гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:20, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.

Теоретико-методологической основой дипломного исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системного анализа, социологический, логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, позволяющие учитывать всю многогранную взаимосвязь и взаимозависимость рассматриваемых правоотношений, систематизировать их, а также обеспечивающие комплексный подход к их научному анализу.

Работа содержит 1 файл

курс. раб. по гражданству.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Введение.

      В последние годы тема гражданства в нашей стране приобрела исключительную актуальность. Необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

      Существенно возрос интерес к гражданству  и в связи с провозглашением  в нашей стране прав и свобод человека как высшей ценности. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

      Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами.

      Проблемы  гражданства России, носившие в советский  период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня  стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

      Тема  гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания исследователей. 

      Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых, в том числе С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, И.Н. Глебова, Л.Д. Воеводина, Ю.А. Дмитриева, Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др.

      Нормативную основу составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и иные нормативные акты Российской Федерации.

      Объектом дипломного исследования является совокупность общественных отношений между личностью и государством, связанных с гражданством.  

      Предметом исследования является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих обеспечение права на гражданство в Российской Федерации.

      Цель данной дипломной работы – исследование способов приобретения и прекращения гражданства РФ.

      Теоретико-методологической основой дипломного исследования является общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системного анализа, социологический, логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, позволяющие учитывать всю многогранную взаимосвязь и взаимозависимость рассматриваемых правоотношений, систематизировать их, а также обеспечивающие комплексный подход к их научному анализу.

    Глава 1. Понятие гражданства

      Гражданство - один из основных элементов правового  статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.                Характеристику понятия гражданства в советской литературе впервые дал Г.В. Чичерин в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР. «Декларация прав человека и гражданина в 1789 году, - указывал он, - заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемого в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в советском государстве»1.

      В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регулируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002года.

      Понятие гражданства сформулировано в преамбуле  Федерального закона «О гражданстве  Российской Федерации». Оно определяется как «устойчивая правовая связь  лица  с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»2.

      В монархических государствах употребляется  термин «подданство», который формально  равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и законами. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

      В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

      В любом государстве проживают  люди, правовое положение которых  отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство - такие люди называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, то есть своих граждан.

      Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, то есть такому состоянию человека, когда  он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. Это предписано международной Конвенцией о сокращении безгражданства    1961г. (вступила в силу 13 декабря 1975г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Следуя этим международно-правовым актам, Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

      Гражданство   - правовое состояния, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать  как совокупность лиц, проживающих  на его территории. Гражданином государства  лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание государства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Оно выражается в их общем правовом нормировании и в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.

      Общее правовое нормирование заключается  в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым  то или иное лицо признается гражданином  государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

      В отношении каждого человека гражданство  юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами считаются паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

      Устойчивый  характер отношений гражданства  заключается в их постоянстве, длящемся от рождения до смерти гражданина, в  установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения  гражданства в одностороннем порядке.

      Определение в Федеральном законе Российской Федерации гражданства как связь  лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и  обязанностей, определило новую концепцию  взаимоотношений личности и государства.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Принципы гражданства. 
 

      По  мнению С.А. Авакьяна «гражданство - один из основных элементов правового  статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства  и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он не находился»3. Российское гражданство основывается на положения, общих для всех элементов конституционного положения личности, однако уточняется в ряде особых принципов. В их числе принципы единого гражданства, равного гражданства, экстерриториальности гражданства, защиты российских граждан за рубежом,  сокращения числа лиц без гражданства,  недопустимости лишения гражданства.

      1. Принцип единого гражданства. 

      Прежний российский закон о гражданстве  предусматривал наряду с общероссийским гражданством гражданство республик  в составе РФ, что вытекало из характеристики республик как государств. В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского гражданства и эффекта двойного гражданства не порождает. В силу данного принципа нельзя было иметь гражданство республики в составе РФ, не имея гражданства РФ. Для приобретения республиканского гражданства не требовалось проходить через какую-то особую процедуру приема в гражданство - достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на территории соответствующей республики. Действующий ныне ФЗ о гражданстве вслед за Конституцией 1993г. не предусматривает прямо республиканского гражданства, хотя и не отрицает его. Единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства РФЫ в качестве единственного в стране.

      2. Принцип равного гражданства.

      В рамках отношений гражданства принцип  равного статуса людей независимо от социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности дополняется установкой, согласно которой  все граждане РФ равны между собой  независимо от их времени состояния в российском гражданстве и основания его приобретения.

      3. Принцип экстерриториальности гражданства.

      Означает  сохранение гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом. Этот принцип означает, что обладание  российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не влечет автоматического прекращения гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

      4. Принцип недопустимости лишения  гражданства. 

      Россия  отказалась от лишения гражданства, известного законодательству ССР. Лишение  гражданства - одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение  государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан, процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако РФ вправе отменить ранее принятое решение о предоставлении гражданства РФ, если то было приобретено лицом на основании подложных документов, заведомо ложных сведений.

Информация о работе Способы приобретения и прекращения гражданства РФ