Автор: Maria Ivanova, 29 Ноября 2010 в 20:17, курсовая работа
цель работы заключается в том, чтобы изучить систему государственного управления. Цель достигается посредством раскрытия ряда вопросов, а именно:
- понятие термина «государственное управление»;
- специфика системы государственного управления;
- проблемы оценки эффективности системы государственного управления.
Введение
1. Понятие термина «государственное управление»
2. Специфика системы государственного управления
2.1 Системный подход к изучению государственного управления
2.2 Оценка функционирования системы государственного управления
3. Проблемы оценки эффективности системы государственного управления
3.1 Способы оценки эффективности системы государственного управления
3.2 Влияние процесса реформирования на эффективность государственного управления
3.3 Законность в сфере государственного управления
4. Государственные контроль, как один из видов оценки эффективности системы государственного управления
Заключение
Литература
Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно таких стран, как Япония, Франция. С опорой на государственный сектор оно способно придать ускорение и российской экономике. На основе индикативного плана гармонизируются интересы государства и частного капитала, возможны инвестиционные соглашения по крупным, имеющим национальное значение проектам, реализуемым в системе среднесрочных и долгосрочных программ.
Большинство таких проектов невозможно реализовать только в рамках либеральной экономики. Для этого нужен еще план консолидированных действий государства и отечественного капитала.
Индикативный план опирается на приоритеты. Одни из них (энергетика, авиация, космическая техника) являются очевидными, другие определяются в процессе планирования. Под обоснованные приоритеты создаются соответствующие механизмы стимулирования.
Разработка федеральных целевых программ осуществляется органами государственного управления РФ, а региональных программ -- органами государственного управления субъектов РФ. При разработке программ предусматриваются:
* приоритеты в решении важнейших задач;
* достижение конкретного
конечного результата и
* увязка материальных,
трудовых и финансовых
* согласованность
и комплексность решения
Целевые программы разрабатываются с учетом формирования соответствующих бюджетов, финансируются за счет государственного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников, привлекаемых под государственные гарантии. Они обеспечиваются также соответствующими условиями экономического стимулирования.
Правительство РФ определяет государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию программ. Государственным заказчикам выделяются необходимые финансовые ресурсы, включая валютные, и они являются ответственными за выполнение программ.
Программы, инициатором которых является Президент РФ, называются президентскими. В ряде случаев такой статус может получить уже утвержденная программа в целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач. Создан Центр президентских программ Администрации Президента РФ.
Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ принимают участие в постановке проблем и обосновании необходимости их решения на основе программ под патронажем Президента РФ. По поручению Президента РФ Центр президентских программ проводит экспертизу представляемых предложений. Прошедшие экспертизу предложения направляются Президентом РФ в Правительство РФ для дальнейшей проработки и реализации.
Президентская программа финансируется за счет средств Федерального бюджета, финансовых резервов предприятий, участвующих в их реализации, средств российских и иностранных инвесторов, специальных фондов.
Важную роль играют
мобилизационные планы
3.2
Влияние процесса
реформирования на
эффективность
В результате реформ общество становится открытым, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночной дисциплине, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень.
Основными мерами, осуществленными в процессе реформирования, являются:
1. Введение института
частной собственности на
2. Приватизация государственных и муниципальных предприятий, жилищного фонда.
3. Представление всем
предприятиям и гражданам, в
том числе иностранным,
4. Либерализация цен
при государственном
5. Реорганизация государственных
и сельскохозяйственных
6. Формирование рыночной
инфраструктуры (биржи, финансовый
рынок, рынок труда,
7.Утверждение независимости Банка России, введение конвертируемости рубля.
8. Либерализация личных доходов и расходов.
9. Введение платности
услуг здравоохранения,
10. Признание и гарантирование
политических прав и свобод
человека согласно
Сложность российских реформ состоит в том, что не существует ни теории, ни практического опыта (достаточно продолжительного и убедительного) перестройки общества, основанного на государственной собственности, в общество с частной собственностью на средства производства и свободой; предпринимательства. Имеющиеся научные школы исследуют роль государственного управления в сложившихся рыночных условиях и в регулировании экономики. Ошибочно функции государства, присущие рыночной экономике, распространять на переходный период, когда рынок еще нужно создать Лугвин С. «Переход к новой модели государственного управления в постиндустриальном обществе» // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №4..
Для условий перехода
к экономической демократии от централизованной
системы управления, т. е. когда рынка
в общепринятом смысле этого понятия
еще нет, можно достоверно утверждать
лишь то, что роль государства в
России возрастает, хотя бы потому, что
долго остаются неясными социально-экономические
перспективы и осложняется
Мировой опыт учит, что страны, желающие догнать развитые страны, нуждаются в более сильном государственном управлении. Именно оно обеспечило в короткие сроки вхождение СССР в состав не только мировых держав, но и сверхдержав. Без сохранения за государством значительной доли собственности, без индикативного планирования, без стимулирования государством совокупного спроса невозможно не только догнать развитые страны Запада и Востока, но и восстановить экономику. Государство способно проводить самые что ни на есть либеральные реформы, но все зависит от того, как оно это делает.
Поэтому в процесс реформирования вносятся коррективы в целях повышения эффективности государственного регулирования. Они предполагают:
* усиление контроля за монополиями, развитие конкуренции, поддержку малого бизнеса;
* повышение инвестиционной активности, ускорение структурных преобразований, развитие АПК;
* переход к приватизации по индивидуальным проектам с учетом возможностей привлечения инвестиций для развития предприятия;
* обеспечение интересов
государства в акционерных
3.3 Законность в сфере государственного управления
Государственное управление всегда отражает наиболее динамичную и многообразную деятельность государства. Само предназначение управления и всей исполнительной власти - действовать на основе и во исполнение закона. Такова незыблемая конституционная доминанта любого вида государственной деятельности.
К сожалению, государственное управление пока грешит забвением закона, а его субъекты часто превышают меру легально разрешенного и дозволенного: то игнорируют и нарушают положение Конституции и уставов, то обостряют противоборство исполнительных органов с представительными и местным самоуправлением, то подзаконный акт «подавляет» нормы закона, то самоуправство и произвол государственных служащих вызывают резкое недовольство граждан Тихомиров Ю. «Законность в сфере государственного управления» // Законность. - 2000. - №6.. Одна из причин в том, что в статутных законах и положениях о министерствах и иных органах задачи обеспечения законности и соответствующие средства выделяются редко и очень скупо.
Президент РФ в посланиях Федеральному Собранию, в своих выступлениях не раз обращал внимание на плохую работу органов исполнительной власти, порождающую правонарушения и преступность. Выдвинутая формула «управление на основе закона» должна стать основой для всех видов государственной деятельности.
Пока же уровень законности в сфере государственного управления очень низок. Причины правонарушений здесь весьма разнообразны, но их можно в укрупненном виде выразить следующим образом:
- слабая правовая урегулированность управления;
- низкая управленческая
квалификация и правовая
- коррумпированность
части государственных
- боязнь новых решений и перестраховка, бездействие;
- противопоставление
законности и целесообразности
в процессе деятельности, принятия
решений, оценки ситуаций и
функциональных поступков
- преувеличенная роль
административного усмотрения
Эти причины довольно
устойчивы и не исчезают в ходе
больших и малых
Разумеется, в государственном управлении решающим является человеческих фактор, т.е. служащие, знающие своим задачи, полномочия и умело их выполняющие. В сфере государственного управления важнейший вопрос его правового обеспечения - правильное установление компетенции государственных органов и ее строгое соблюдение. Во - первых необходимо прежде всего в специальных законах и положениях опр6еделить статус каждого органа - его задачи, функция, полномочия, ответственность. Во - вторых, объединение в понятие «полномочие» прав и обязанностей исполнительного органа диктуется тем, что он не может реализовать свои права и обязанности и наделен легальными средствами для использования возложенных на него задач. Ведь государственный орган является «правообязанным» не только перед государством и обществом, но и перед гражданином.
Первостепенное значение имеет стабильный порядок подготовки, принятия и выполнения правовых актов. Приходится преодолевать устойчивые противоречия между законом и подзаконными актами. Ряд требований к подзаконным актам, которые необходимо соблюдать:
- они издаются строго в пределах компетенции ( полномочий), установленных законом;
- подзаконные акты
по форме должны
- органы исполнительной власти обязаны принимать те виды актов, которые названы в законе или положении об органе;
- подзаконные акты
издаются для решения тех
- акты должны быть
изменены или отменены в
4. Государственные контроль, как один из видов оценки эффективности системы государственного управления
Государство осуществляет контроль за соблюдением организациями, юридическими и должностными лицами, гражданами законодательства, общественного порядка, дисциплины, используя меры по предотвращению нарушений, выявлению их на ранней стадии, привлечению при необходимости виновных к ответственности, компенсации ущерба Государственное управление. Основы теории и организации. - М.: Под ред. Козбаненко В.А.- «Статус».: 2000..
Контроль предполагает
предварительное наделение
Информация о работе Специфика системы государственного управления