Создание, реорганизация и прекращение деятельности субъектов предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

В данной работе описаны такие актуальные в наши дни проблемы как создание, реорганизация и прекращение деятельности субъектов предпринимательства, которые раскрыты с помощью таких нормативных актов, как Конституция РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский, Налоговый, Уголовный кодексы РФ, а также с помощью Федеральных законов РФ, Постановлений Правительства РФ и Указов Президента РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА 5
СОЗДАНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ 7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА УЧРЕДИТЕЛЕЙ, ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ 7
ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ 8
ОФОРМЛЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ 8
РАЗРАБОТКА НАИМЕНОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 9
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАВНОГО (СКЛАДОЧНОГО) КАПИТАЛА, УСТАВНОГО (ПАЕВОГО) ФОНДА 10
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ 10
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕЧАТИ 12
РЕГИСТРАЦИЯ В ОРГАНАХ СТАТИСТИКИ 12
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ 13
ОТКРЫТИЕ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА В БАНКЕ 13
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДАХ 13
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ 13
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА 15
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации  в форме присоединения, с момента  государственной регистрации вновь  возникших юридических лиц. При  реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридической организации. Но фактически процесс реорганизации имеет свое продолжение в постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе и внебюджетных фондах, а в случае реорганизации акционерных обществ и в РО ФСФР.

Как правило, процедура реорганизации состоит из следующих этапов:

- Принятие  решения о проведении реорганизации  компетентными органами юридич. лица;

- Оповещение  всех кредиторов (в том числе  налоговой инспекции) о предстоящей  реорганизации, а также публикация  о реорганизации; 

- Составление  и утверждение разделительного баланса или передаточного акта;

- Проведение  общего собрания;

- Регистрация  реорганизации.

Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательского права

Ликвидация  представляет собой прекращение  субъекта предпринимательского права  без правопреемства, то есть без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены Гражданским кодексом РФ, иными актами. Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного иди муниципального предприятия может принять соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению Правительства РФ. В ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана, нецелесообразность дальнейшего существования. 

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только ГК РФ. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Среди них: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями Кодекса (ст. 25, 65). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают МАП РФ, МНС РФ, Минфин России, ФКЦБ, ЦБ РФ.

Ликвидационный  процесс проходит в несколько этапов:

  1. Сообщение о принятом решении регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в единый государственный реестр сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики, внебюджетные государственные фонды.
  2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом.
  3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; кто принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами (не может быть менее двух месяцев с момента публикации); способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).
  4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.
  5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения.
  6. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.
  7. Выход из состава участников других юридических лиц.
  8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.
  9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс подтверждает своевременность обращения соответствующего кредитора с требованием. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.
  10. Если денежных средств организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
  11. Снятие с учета в налоговом органе (ст. 84 НК РФ) и внебюджетных фондах.
  12. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в порядке, установленном ст. 64 ГК. РФ.
  13. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.
  14. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.
  15. Закрытие банковских счетов с уведомлением об этом налогового органа.
  16. Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.
  17. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (Министерство РФ по налогам и сборам), следующих документов:
  • а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
  • б) ликвидационного баланса;
  • в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Ликвидация организации и индивидуального предпринимателя считается завершенной, а указанные субъекты предпринимательского права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в государственный реестр.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Банкротство – несостоятельность должника (физического или юридического лица), т.е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) обеспечить уплату обязательных платежей.

Под денежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным законом, а к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды.

Внешними  признаками банкротства предприятия  является неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение  трех месяцев с момента наступления  даты их исполнения. Иными словами, если по истечении трех месяцев со дня исполнения платежей, они не осуществляются, то имеются формальные признаки признать предприятие банкротом.

Признание юридического лица банкротом судом  влечет его ликвидацию.

Согласно  ст.65 ГК РФ3 юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Добровольное  объявление о банкротстве должника является внесудебной ликвидационной процедурой при условии отсутствия возражения кредиторов. Основаниями для добровольного объявления о банкротстве и ликвидации предприятия являются:

  1. наличие у организации внешних признаков банкротства;
  2. принятие собственником решения о ликвидации предприятия-должника;
  3. наличие письменного согласия всех кредиторов.

    Следует отметить, что существует ответственность  за нарушение должником порядка  для добровольной ликвидации. В таких  случаях, как при сокрытии или  незаконной передаче своего имущества третьим лицам, собственник или руководитель предприятия-должника несут ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Последними такие требования могут быть предъявлены в течение 10 лет с момента ликвидации предприятия-должника. Любой из кредиторов в любой момент до завершения процедуры ликвидации предприятия-должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом и начале проведения процедуры банкротства.

    При добровольной ликвидации предприятия-должника обязанности конкурсного управляющего исполняет председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). Механизм формирования конкурсной массы, порядок удовлетворений требований кредиторов и исключение предприятия из реестра юридических лиц соответствует процедурам конкурсного производства (принудительной ликвидации).

    Для отдельных категорий экономических  субъектов, таких как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые, кредитные  организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг, процедуры банкротства осуществляются с рядом особенностей, предусмотренных законодательством. Например, при продаже недвижимости должника – сельскохозяйственной организации – преимущественное ее право приобретения принадлежит сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам, расположенным в данной местности.

    Мировое соглашение – это процедура банкротства, заключаемая между должником  и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и позволяющая должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации, а путем получения отсрочки, рассрочки или скидки с долгов.

    Итак, процедуры банкротства затрагивают  интересы множества субъектов экономики. От государственных институтов в лице, например, налоговых органов до членов трудового коллектива предприятия-должника. Поэтому вводится персональная, вплоть до уголовной, ответственность руководителей предприятия за те или иные действия при проведении процедур банкротства.

    Современное российское законодательство относит процесс банкротства. С одной стороны, к Гражданскому кодексу и юрисдикции арбитражного суда в части описания процедур банкротства, а с другой стороны – к Уголовному кодексу, если выявлены нарушения при рассмотрении дела в арбитражном суде. Действующее российское законодательство предусматривает уголовное наказание за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и фиктивное банкротство. При этом преследуются цели защиты установленного порядка осуществления процедуры банкротства, которое является необходимым условием оздоровления экономики, обеспечения стабильности и этики предпринимательских отношений, также защиты прав и законных интересов собственников предприятий, должников и кредиторов. Сфера применения законодательства – предпринимательская деятельность юридических и физических лиц независимо от формы собственности.

    Неправомерные действия при банкротстве (ст.195 УК РФ) трактуется в  законе таким образом:

  1. сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, передачи имущества в иное владение, сокрытие, уничтожение, фальсификация учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства;
  2. неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам, а равно принятие такого удовлетворения кредитором, знающим об отданном ему предпочтении.

    Преднамеренное  банкротство (ст.196 УК РФ) – это преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия, обусловленное заведомо некомпетентным ведением дел. Нанесение собственником или руководителем предприятия ущерба в личных интересах.

    Фиктивное банкротство (ст.197 УК РФ) – заведомо ложное объявление о несостоятельности с целью получения от кредиторов отсрочки и/или рассрочки платежей, скидки с долгов или ликвидации предприятия как такового.

Заключение

Предпринимательство как способ хозяйствования находится в постоянном движении и развитии. Все более широко проникая в российскую экономику, оно обогащается новыми чертами и качествами. Соответственно изменяется его нормативно-правовая основа, обновляются еще недавно принятые указы Президента РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Эти обстоятельства обязывают каждого во избежание ошибок быть внимательным при изучении юридического механизма, регулирующего предпринимательскую деятельность, постоянно следить за происходящими в нем изменениями. Многими высказываются сетования по поводу частых изменений законодательства, что не способствует установлению стабильности в предпринимательских правовых отношениях, на российском рынке. С подобной критикой вряд ли можно согласиться. Ведь российское общество переживает переходный период. Это значит, что в нем продолжают еще ограниченно действовать законы и закономерности прежнего, советского строя, а новые не успели сложиться и проявиться в полной мере. При такой ситуации нельзя добиться устойчивости законодательства, его развитие объективно обусловлено теми или иными процессами, происходящими в обществе. Никто не может заранее сказать, когда переходный период закончится, окончательно сложатся и будут познаны объективные законы и закономерности пореформенной России. Ясно одно: временные границы и результаты переходного периода будут определяться экономикой, утвердившимися формами собственности и хозяйствования и, как следствие, сформировавшимися социальной структурой и политической системой общества. Пока же нам общими усилиями надо добиваться того, чтобы законодательство было адекватно реальному положению в экономике и обществе в целом, не тормозило их развития, не отставало от жизни, но и не забегало вперед, выдавая желаемое за действительное. На основании изложенного по данной теме можно сделать следующие выводы, что для эффективного функционирования экономической системы необходимо постоянное вливание в нее новых предприятий и выход из нее обанкротившихся. Разрешение проблем создания новых предприятий – одно из приоритетных направлений современной российской экономики. Для развития малого и среднего бизнеса на государственном уровне проводятся изменения в системе налогообложения, чтобы дать предпринимателям возможность успешно создавать и развивать свое дело. Необходимы также значительные изменения в порядке государственной регистрации для вновь создаваемых или реорганизуемых предприятий. Таким образом, силы предпринимателей на начальном этапе будут направлены не столько на согласование своей деятельности со всеми необходимыми инстанциями, сколько на решение многочисленных внутренних вопросов нового предприятия.

Информация о работе Создание, реорганизация и прекращение деятельности субъектов предпринимательства