Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В рамках формирования правового государства и гражданского общества в современной России продолжается и набирает темпы процесс глубоких и широкомасштабных реформ в различных направлениях государственного строительства как составная часть объявленного курса на модернизацию страны. Не обошли они стороной и область трансформаций, затрагивающих становление новой политической системы и создания оптимальной, эффективной модели местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 52.32 Кб (Скачать)

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных  бюджетов внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные  настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники  доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации  – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских  муниципальных образований, зачисляются  в бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Состав муниципального имущества  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с частями 1–3 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга[21].

Одной из серьезных проблем  современной России является неэффективное  местное самоуправление. Управление городами, которые, по выражению О. Генисаретского, являются «каркасной структурой России», определяется традициями городского управления, сложившимися еще в эпоху социалистического строительства. Трудности местного самоуправления во многом связаны с отсутствием ориентиров, объективных критериев, позволяющих адекватно оценивать эффективность деятельности муниципальной власти. В настоящее время в теории управления не выработаны универсальные, объективные критерии эффективности городского управления. Другая группа специалистов считает, что в России только выстраивается институт местного самоуправления – мы находимся в ситуации переходного периода – и какие-либо сопоставления невозможны и некорректны[22].

Таким образом, муниципальное  образование также рассматривают  как социальную систему, представленную в виде поселения. Городское поселение  – город или поселок с прилегающей  территорией, в которых местное  самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городской округ – городское  поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных  федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района. В  городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов  Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях.

 
 
 

2. Проблемы управления  городом как открытой системой

2.1 Управление градообслуживающей сферой города

Градообслуживающая сфера  – основа жизнеобеспечения муниципального образования. От правильности и обоснованности муниципального управления системами  жизнеобеспечения зависит уровень  муниципальных услуг, определяющих качество жизни населения. Муниципальное  управление градообслуживающей сферой представляет собой деятельность, определяемую согласованной совокупностью ориентиров и целей создания, развития и функционирования системы жизнеобеспечения территории, а также способов и механизмов их достижения.[23]

Цель муниципального управления градообслуживающей сферой заключается  в достижении установленных нормативов и стандартов обслуживания населения: предоставления жилищно – коммунальных услуг, содержания и ремонта жилищного  фонда, обеспечения надежности и  бесперебойности функционирования инженерной инфраструктуры, устойчивой работы городского транспорта, общегородских  коммунальных объектов, сфер торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, строительства и реконструкции  зданий, сооружений и коммуникаций на территории муниципального образования, безопасности функционирования всех систем жизнеобеспечения.

Каждая отрасль градообслуживающей сферы является, с одной стороны, сферой муниципальной деятельности и подсистемой общей системы  управления муниципальным образованием, а с другой стороны, подсистемой  соответствующей отраслевой системы  более высокого (регионального или  федерального) уровня. Например, городской  транспорт является подсистемой  системы жизнеобеспечения города и  в то же время региональной транспортной системы.

Любой город выполняет  определённый перечень функций. В каждой из функций города можно выделить два аспекта: внутренний и внешний (градообслуживающий и градообразующий). Внутренний аспект связан с тем, что  город должен обеспечивать условия  своего собственного функционирования и развития. Внутренний аспект обусловлен тем, что город, являясь звеном в  цепи территориального разделения труда, имеет определенные составляющие территориальной  социально-экономической системы. Основой  комплексной характеристики городского расселения служит выявление градообразующих  функций города, его место в  системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином регионе.[24]

Следует учитывать наличие  в большинстве отраслей городского хозяйства муниципальных, государственных  и частных субъектов деятельности. Муниципальная власть, ответственная  за обеспечение населения соответствующими муниципальными услугами, должна создавать  условия для деятельности субъектов  всех форм собственности, используя  как правовые, административные, так  и финансово-экономические и информационные методы управления. Поэтому при исследовании каждой такой подсистемы важно учитывать[25]:

– место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами;

– место данной подсистемы в отраслевой системе управления;

– взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно – правовых форм хозяйствования;

– законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.

Уровень развития градообслуживающей сферы определяется совокупностью  количественных и качественных показателей: объём услуг оказываемых населению, спрос и предложение на рынке  услуг, уровень потребления услуг  на одного человека, качество услуг, внедрение  инноваций, уровень использования  производственных мощностей и т.д.

Градообразующая сфера города включает в себя такие системы, как: общественная безопасность, ЖКХ, коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, потребительский  рынок, строительство, окружающая среда  и т.д.

Это все те отрасли, которые  обеспечивают инфраструктуру города.

Основными задачами в развитии инфраструктуры являются[26]:

1) достижение пропорциональности  в развитии основных, вспомогательных  и обслуживающих производств,  ускоренное наращивание мощностей  производственной инфраструктуры;

2) концентрация мелких  хозяйств инфраструктуры и повышение  на этой основе уровня эффективности  производства в конкретных сферах;

3) объединение ресурсов  для финансирования намечаемых  к строительству на территории  региона объектов производственной  инфраструктуры;

4) создание межотраслевых  и межхозяйственных территориально-производственных  объединений в регионе;

5) рационализация систем  управления развитием производственной  инфраструктуры, передача нерентабельных  производственных подразделений  в систему региональных органов  управления;

6) координация деятельности  транспортных организаций, энергетики  и теплоснабжения, водопроводно-канализационного  хозяйства, объектов коммунального

Обеспечение безопасности –  одна из глобальных проблем существования  человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.

Особенность услуг общественной безопасности состоит в их преимущественно  профилактическом характере. Лучше  всего, когда потребность в обращении  к службам, предоставляющим данные услуги, у граждан не возникает. В  то же время без обеспечения общественной безопасности не может нормально  функционировать ни одно муниципальное  образование. При этом, чем крупнее  населенный пункт, тем большее значение приобретают вопросы обеспечения  общественной безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ на органы местного самоуправления возложено обеспечение общественного  порядка[27]. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования входит в обязанности органов милиции, которая находится в системе МВД и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Задачами последней являются обеспечение безопасности личности, охраны собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие некоторых категорий преступлений и розыск отдельных категорий лиц. К милиции общественной безопасности относятся службы участковых уполномоченных, подразделения ГИБДД, подразделения милиции вневедомственной охраны и некоторые другие.

В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в  городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек  в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и  т. д[28].

Уровень обеспечения населения  жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей  качества жизни на территории города. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону 2003 года, относится в основном к компетенции  поселений. Предприятия, входящие в  жилищно-коммунальный комплекс, – поставщики ресурсов, управляющие и подрядные  организации, органы регионального  управления и местного самоуправления – должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Реформирование и технологическая  модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности  предоставляемых услуг, предприятий  предполагают применение новых, более  совершенных организационно-экономических  и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно  коммунальной сфере.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

1.                 жилищное хозяйство;

2.                 водопроводно-канализационное хозяйство;

3.                 топливно-энергетическое хозяйство;

4.                 городской пассажирский транспорт;

5.                 благоустройство населенных мест.[29]

Реализация положений  Жилищного кодекса РФ существенно  повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавит  их от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить  расходы местных бюджетов на дотирование  предприятий.

Управление общегородским  коммунальным хозяйством включает деятельность органов местного самоуправления в  таких сферах, как строительство  и содержание улиц и дорог, обустройство и содержание мест массового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, создание малых архитектурных форм, вывоз, утилизация и переработка  бытовых и частично промышленных отходов, организация уличного освещения, банно-прачечное, гостиничное хозяйство, содержание мест захоронения, оказание ритуальных услуг и т.п.[30]

Повышение эффективности  муниципального управления общегородским  коммунальным хозяйством должно обеспечиваться за счет совершенствования организационного обеспечения, создания индикативного  экономического механизма и системы  мероприятий по достижению установленных  нормативов и стандартов качества содержания, внедрения современных технологий и технических систем и оборудования для снижения удельных затрат при  проведении работ.

Органы местного самоуправления также обладают определенными полномочиями в сфере охраны окружающей природной  среды. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды[31]. Закон 2003 г. ранее также относил к вопросам местного значения организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. В связи с совершенствованием разграничения полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ данный пункт признан утратившим силу[32].

В системе городского транспорта большинства российских городов  накопилось много сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения  за рубежом и в некоторых городах  России устанавливают автоматические турникеты, стимулируют покупку  проездных билетов различного срока  пользования с дифференцированной по сроку пользования и количеству поездок цене, проводят денежно-вещевые  лотереи по номерам купленных  билетов.

Другая проблема – чрезмерный износ подвижного состава. В большинстве  городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически  наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных  пассажирских предприятий не хватает  для должного ремонта. Повышение  стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный  транспорт работает вхолостую.

Информация о работе Современные проблемы управления городом: местное самоуправление и городское развитие