Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:57, курсовая работа
В рамках формирования правового государства и гражданского общества в современной России продолжается и набирает темпы процесс глубоких и широкомасштабных реформ в различных направлениях государственного строительства как составная часть объявленного курса на модернизацию страны. Не обошли они стороной и область трансформаций, затрагивающих становление новой политической системы и создания оптимальной, эффективной модели местного самоуправления.
Перечень вопросов местного
значения, источники доходов местных
бюджетов внутригородских муниципальных
образований городов
Состав муниципального имущества
внутригородских муниципальных
образований городов
Одной из серьезных проблем современной России является неэффективное местное самоуправление. Управление городами, которые, по выражению О. Генисаретского, являются «каркасной структурой России», определяется традициями городского управления, сложившимися еще в эпоху социалистического строительства. Трудности местного самоуправления во многом связаны с отсутствием ориентиров, объективных критериев, позволяющих адекватно оценивать эффективность деятельности муниципальной власти. В настоящее время в теории управления не выработаны универсальные, объективные критерии эффективности городского управления. Другая группа специалистов считает, что в России только выстраивается институт местного самоуправления – мы находимся в ситуации переходного периода – и какие-либо сопоставления невозможны и некорректны[22].
Таким образом, муниципальное
образование также
2. Проблемы управления городом как открытой системой
2.1 Управление градообслуживающей сферой города
Градообслуживающая сфера
– основа жизнеобеспечения муниципального
образования. От правильности и обоснованности
муниципального управления системами
жизнеобеспечения зависит уровень
муниципальных услуг, определяющих
качество жизни населения. Муниципальное
управление градообслуживающей сферой
представляет собой деятельность, определяемую
согласованной совокупностью
Цель муниципального управления
градообслуживающей сферой заключается
в достижении установленных нормативов
и стандартов обслуживания населения:
предоставления жилищно – коммунальных
услуг, содержания и ремонта жилищного
фонда, обеспечения надежности и
бесперебойности
Каждая отрасль
Любой город выполняет
определённый перечень функций. В каждой
из функций города можно выделить
два аспекта: внутренний и внешний
(градообслуживающий и градообразующий).
Внутренний аспект связан с тем, что
город должен обеспечивать условия
своего собственного функционирования
и развития. Внутренний аспект обусловлен
тем, что город, являясь звеном в
цепи территориального разделения труда,
имеет определенные составляющие территориальной
социально-экономической
Следует учитывать наличие
в большинстве отраслей городского
хозяйства муниципальных, государственных
и частных субъектов
– место данной подсистемы в общей системе управления муниципальным образованием и ее взаимосвязь с другими подсистемами;
– место данной подсистемы в отраслевой системе управления;
– взаимоотношения внутри подсистемы между субъектами различных организационно – правовых форм хозяйствования;
– законодательные, экономические и иные возможности воздействия муниципальной власти на функционирование данной подсистемы и ее отдельных элементов.
Уровень развития градообслуживающей
сферы определяется совокупностью
количественных и качественных показателей:
объём услуг оказываемых
Градообразующая сфера города включает в себя такие системы, как: общественная безопасность, ЖКХ, коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, потребительский рынок, строительство, окружающая среда и т.д.
Это все те отрасли, которые обеспечивают инфраструктуру города.
Основными задачами в развитии инфраструктуры являются[26]:
1) достижение пропорциональности
в развитии основных, вспомогательных
и обслуживающих производств,
ускоренное наращивание
2) концентрация мелких
хозяйств инфраструктуры и
3) объединение ресурсов
для финансирования намечаемых
к строительству на территории
региона объектов
4) создание межотраслевых
и межхозяйственных
5) рационализация систем
управления развитием
6) координация деятельности
транспортных организаций,
Обеспечение безопасности – одна из глобальных проблем существования человеческого общества. Безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность.
Особенность услуг общественной
безопасности состоит в их преимущественно
профилактическом характере. Лучше
всего, когда потребность в обращении
к службам, предоставляющим данные
услуги, у граждан не возникает. В
то же время без обеспечения
В соответствии с Конституцией
РФ на органы местного самоуправления
возложено обеспечение
В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом и т. д[28].
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории города. Управление жилищно-коммунальным комплексом, согласно Федеральному закону 2003 года, относится в основном к компетенции поселений. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, – поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления – должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
Реформирование и
Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:
1. жилищное хозяйство;
2. водопроводно-канализационное хозяйство;
3. топливно-энергетическое хозяйство;
4. городской пассажирский транспорт;
5. благоустройство населенных мест.[29]
Реализация положений Жилищного кодекса РФ существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКК, избавит их от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий.
Управление общегородским коммунальным хозяйством включает деятельность органов местного самоуправления в таких сферах, как строительство и содержание улиц и дорог, обустройство и содержание мест массового отдыха, инженерная защита территории, ее санитарная очистка, благоустройство, озеленение, создание малых архитектурных форм, вывоз, утилизация и переработка бытовых и частично промышленных отходов, организация уличного освещения, банно-прачечное, гостиничное хозяйство, содержание мест захоронения, оказание ритуальных услуг и т.п.[30]
Повышение эффективности
муниципального управления общегородским
коммунальным хозяйством должно обеспечиваться
за счет совершенствования
Органы местного самоуправления также обладают определенными полномочиями в сфере охраны окружающей природной среды. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды[31]. Закон 2003 г. ранее также относил к вопросам местного значения организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. В связи с совершенствованием разграничения полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ данный пункт признан утратившим силу[32].
В системе городского транспорта
большинства российских городов
накопилось много сложных проблем.
Одна из них – проблема контроля
оплаты за проезд. Для ее решения
за рубежом и в некоторых городах
России устанавливают автоматические
турникеты, стимулируют покупку
проездных билетов различного срока
пользования с
Другая проблема – чрезмерный
износ подвижного состава. В большинстве
городов России муниципальный пассажирский
транспорт изношен практически
наполовину. Средств городского бюджета,
а также части выручки