Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:50, курсовая работа
Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).1
Консолидация
является особым видом систематизации,
при которой объединяются два
или несколько нормативно-
Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):
Структура системы
законодательства — внутренняя организация
упорядоченных нормативно-
Структуру системы законодательства можно классифицировать по таким критериям:
— предмету правового регулирования (отраслевая),
— юридической силе актов (субординационная),
— особенностям
формы государственного устройства
(государственно-
отражает юридическую
силу актов Государственно-
отражает особенности формы государственного устройства — деление нормативно-правовых актов по предмету регулирования: гражданское законодательство, уголовное законодательство, административное законодательство и др. — деление нормативно-правовых актов на
определенные группы по их юридической силе: законы, указы, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти и др. — деление нормативно-правовых актов по территориальному значению: законодательство федеральное и законодательство субъектов федерации.12
-отраслевая («горизонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);
-иерархическая
(«вертикальная») – законы и подзаконные
акты, т.е. в системе
Разновидностью
иерархической структуры
система законодательства
создается под большим влиянием
субъективного взгляда
Раздел III.Соотношение системы права и системы законодательства
Система права-это обьективное правовое явление,которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни.Являясь отражением реально сущетсвующей системы,общественных отношений система права строится не по произвольному усмотрению людей а на основе обьективной действительности.
Правотворческий орган не может по своему усмотрению произвольно,отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права.Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений,то она обьективно входит в ту отрасль права,которая регулирует эти отношения.
Система законодательства строится по иному принципу.В ей формировании значительное место занимает субьективный фактор,обусловленный
Потребностью правовой практики,необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.
Законодатель
должен учитывать обьективные
Таковы общие
предпосылки соотношения
Система права и система законодательства не тождественны. Между ними
имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их
относительной самостоятельности.
Во-первых, это
выражается в том, что первичным
элементом системы права
норма, а первичным
элементом системы
нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный
материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль
законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот
строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном
сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства
не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.
Имеются так
называемые комплексные отрасли
законодательства, которые возникли
из сочетания норм административного,
гражданского и некоторых других
отраслей права. Важнейшим из них
является хозяйственное
Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала
шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).
В-третьих, в
основе деления права на отрасли
и институты лежит предмет
и метод правового
В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней
структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы
законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых
актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества15
-структура системы
права - горизонтальная (отраслевая)
структура, т.е. система права
состоит из отраслей права,
имеющих свой особый предмет
и метод регулирования, а те,
в свою очередь, состоят из
институтов права, норм права;
система законодательства
-первичный структурный
элемент системы права - норма
права , системы законодательства
- нормативное правовое
- система права
- это внутренняя форма права
(отрасли, институты, нормы
-система права
шире системы законодательства,
поскольку законодательство
-система права
возникает как результат
Если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства - как внешняя форма права, система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены.17
Система права
характеризует взаимосвязи
Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт.
Система права
складывается исторически, в соответствии
с общественными интересами и
отношениями, а система законодательства
обусловлена волей
Система права выступает в качестве содержания, а система законодательства в качестве формы права;
Система права
имеет первичный характер, является
основой системы
Система права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (по вертикали). В связи с этим в системе законодательства, в зависимости от формы государственного устройства, выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты, структурированные по юридической силе.
Система права и система законодательства различаются по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по своему: общая и особенная части, разделы, главы, статьи.
Несовпадение
системы права и системы
По мнению А.М.Васильева, система права - это правовая абстракция, которая служит для выражения связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей. 19Принципиальным для раскрытия содержания данной категории является положение об объективных основаниях системы права, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особенностях регулируемых нормами права общественных отношений. Это определение наиболее научно, поскольку выражает основные, сущностные черты системы права, не претендуя на объединение в одной дефиниции всех (в том числе и вторичных) характеристик явления. Что же касается определения понятия "система законодательства", то вполне достаточно его обозначение как "многогранного образования с весьма сложной конструкцией, состоящего из совокупности законодательных актов и отдельных нормативных предписаний, распределяемых в зависимости от объекта регулирования на отрасли, подотрасли и институты законодательства. "В сущности, система права и система законодательства выражают один и тот же феномен - право, но с разных сторон - внутренней и внешней, отсюда их взаимообусловленности и общее социальное назначение20
Главное различие
между системой права и системой
законодательства заключается в
следующем. Каждая отрасль права
имеет единый предмет и метод
регулирования, поэтому нормы отрасли
права отличаются высокой степенью
однородности. Отрасли же законодательства,
регулируя определенные сферы государственной,
экономической, социальной жизни, выделяются
только по предмету регулирования и
не имеют единого метода. Кроме
того, предмет отрасли
В настоящее время система отраслей законодательства выглядит следующим образом. В ней имеется группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотраслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство (оно выделилось из земельного права) и некоторые другие. По происхождению они являются подотраслями "материнских" отраслей права, но по объему, значению, кодифицированности и степени развития рассматриваются как отдельные отрасли законодательства.
Информация о работе Соотношение системы права и системы законодательства