Соотношение системы права и системы законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).1

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 47.58 Кб (Скачать)

Консолидация  является особым видом систематизации, при которой объединяются два  или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет  правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в  новый правовой акт. Консолидация может  послужить промежуточным этапом перед кодификацией.11

Структура системы  законодательства (ее внутреннее строение):

Структура системы  законодательства — внутренняя организация  упорядоченных нормативно-правовых актов, которая выражается в их согласовании и разделении на отрасли и институты  законодательства.

Структуру системы  законодательства можно классифицировать по таким критериям:

— предмету правового  регулирования (отраслевая),

— юридической  силе актов (субординационная),

— особенностям формы государственного устройства (государственно-организационная). Представим их на схеме: Структура системы законодательства Отраслевая (горизонтальная) — отражает предмет правового регулирования Субординационная, или иерархическая (вертикальная) —

отражает юридическую  силу актов Государственно-организационная (вертикальная) —

отражает особенности  формы государственного устройства — деление нормативно-правовых актов  по предмету регулирования: гражданское  законодательство, уголовное законодательство, административное законодательство и  др. — деление нормативно-правовых актов на

определенные  группы по их юридической силе: законы, указы, постановления правительства, нормативные акты местных органов  власти и др. — деление нормативно-правовых актов по территориальному значению: законодательство федеральное и  законодательство субъектов федерации.12

-отраслевая («горизонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное  и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные  с трудовыми);

-иерархическая  («вертикальная») – законы и подзаконные  акты, т.е. в системе законодательства  подсистемы нормативных актов  (законы, подзаконные акты) различаются  по юридической силе.       

 Разновидностью  иерархической структуры является  иерархическая структура  законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.13

система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. 

Раздел III.Соотношение системы права и системы законодательства

Система права-это  обьективное правовое явление,которое  формируется на основе общих закономерностей  общественной жизни.Являясь отражением реально сущетсвующей системы,общественных отношений система права строится не по произвольному усмотрению людей а на основе обьективной действительности.

Правотворческий орган не может по своему усмотрению произвольно,отнести изданную им норму  права к той или иной отрасли  права.Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений,то она обьективно входит в ту отрасль права,которая регулирует эти отношения.

Система законодательства строится по иному принципу.В ей формировании значительное место занимает субьективный фактор,обусловленный

Потребностью  правовой практики,необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Законодатель  должен учитывать обьективные потребности  общественной  жизни в своей  субьективной правотворческой деятельности,однако не волен изменять содержание правововых норм регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений.

Таковы общие  предпосылки соотношения системы  права и системы законодательства.В чем же их единство и различие?14

Система права и система законодательства не тождественны. Между ними

имеются существенные различия и несовпадения, которые  позволяют говорить об их

относительной самостоятельности.

Во-первых, это  выражается в том, что первичным  элементом системы права является

норма, а первичным  элементом системы законодательства выступает 

нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный

материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль 

законодательства. Но при построении каждой законодательной  отрасли этот

строительный  материал может употребляться в  разном наборе и в различном 

сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства

не всегда совпадают  с отраслями права и такое  несовпадение двояко.

Имеются так  называемые комплексные отрасли  законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них  является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система  законодательства по объему представленного  в нем материала 

шире системы  права, так как включает в свое содержание положения, которые в  собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные  положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в  основе деления права на отрасли  и институты лежит предмет  и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права  отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства,, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает  с внутренней

структурой системы  законодательства. Вертикальная структура  системы 

законодательства  строится в соответствии с юридической  силой нормативно-правовых

актов, компетенцией издающего их органа в системе  субъектов нормотворчества15

-структура системы  права - горизонтальная (отраслевая) структура, т.е. система права  состоит из отраслей права,  имеющих свой особый предмет  и метод регулирования, а те, в свою очередь, состоят из  институтов права, норм права;  система законодательства имеет  как горизонтальную (отраслевую), так  и вертикальную (иерархическую) структуру;

-первичный структурный  элемент системы права - норма  права , системы законодательства - нормативное правовое предписание,  т.е. юридически обязательная, грамматически  и логически завершенная часть  структурного подразделения нормативно-правового  акта (статьи, части статьи, абзаца, параграфа, пункта);

- система права  - это внутренняя форма права  (отрасли, институты, нормы права), система законодательства - это внешняя  форма права, т.е. форма внешнего  выражения, закрепления (объективирования) содержания права (норм права);

-система права  шире системы законодательства, поскольку законодательство охватывает  не все нормы права, т.е. является  формой (источником) не всех норм  права, есть и иные источники  (формы права);

-система права  возникает как результат объективно  существующих общественных отношений  (трудовых, имущественных, семейных), система законодательства - результат  деятельности законодателя (субъектов  правотворческой деятельности).16

Если  система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства - как внешняя форма права, система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены.17

Система права  характеризует взаимосвязи между  ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

Первичным элементом  системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт.

Система права  складывается исторически, в соответствии с общественными интересами и  отношениями, а система законодательства обусловлена волей законодателя;

Система права  выступает в качестве содержания, а система законодательства в  качестве формы права;

Система права  имеет первичный характер, является основой системы законодательства. Система законодательства носит  производный характер от системы  права.

Система права  имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (по вертикали). В связи с этим в системе  законодательства, в зависимости  от формы государственного устройства, выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные  акты, структурированные по юридической  силе.

Система права  и система законодательства различаются  по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения  норм, но строится по своему: общая и  особенная части, разделы, главы, статьи.

Несовпадение  системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при  наличии уже сложившейся системы  права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих  отраслей права.18

По мнению А.М.Васильева, система права - это правовая абстракция, которая служит для выражения  связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей. 19Принципиальным для раскрытия содержания данной категории является положение об объективных основаниях системы права, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особенностях регулируемых нормами права общественных отношений. Это определение наиболее научно, поскольку выражает основные, сущностные черты системы права, не претендуя на объединение в одной дефиниции всех (в том числе и вторичных) характеристик явления. Что же касается определения понятия "система законодательства", то вполне достаточно его обозначение как "многогранного образования с весьма сложной конструкцией, состоящего из совокупности законодательных актов и отдельных нормативных предписаний, распределяемых в зависимости от объекта регулирования на отрасли, подотрасли и институты законодательства. "В сущности, система права и система законодательства выражают один и тот же феномен - право, но с разных сторон - внутренней и внешней, отсюда их взаимообусловленности и общее социальное назначение20

Главное различие между системой права и системой законодательства заключается в  следующем. Каждая отрасль права  имеет единый предмет и метод  регулирования, поэтому нормы отрасли  права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяются только по предмету регулирования и  не имеют единого метода. Кроме  того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным, как  у отрасли права. Он может включать в себя весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В настоящее  время система отраслей законодательства выглядит следующим образом. В ней  имеется группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотраслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство (оно выделилось из земельного права) и некоторые другие. По происхождению они являются подотраслями "материнских" отраслей права, но по объему, значению, кодифицированности и степени развития рассматриваются как отдельные отрасли законодательства.

Информация о работе Соотношение системы права и системы законодательства