Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:50, курсовая работа
Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).1
Раздел
I. Общая характеристика
законодательства
Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).1
Законодательство, как и право, есть также система, а не просто механическая масса различных актов. Элементы системы законодательства тоже обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.
В отличие от структуры права структура (система) законодательства. имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и федеративное строение. 2
Возможны две трактовки законодательства. При широкой трактовке в законодательство включают акты законодательных органов, а также подзаконные акты (акты органов управления и судов). При узкой трактовке в законодательство включают только акты законодательных органов (законы и постановления парламента).
Широкое понимание законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства - это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Вместе с тем понятие законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно.
Все зависит от того, для каких целей используется понятие законодательства. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.3
Признаки законодательства:
1.Является основным источником права.
2.Включает акты
законодательных органов и
3.Принимается законодательным органом или непосредственно населением
4.Регулирует
определенную сферу в
1.2.Виды законодательства
По отраслевому принципу деления существуют следующие виды законодательства:
Отраслевое
законодательство – совпадает с
отраслью права, например, семейное законодательство,
уголовное законодательство и др.
Внутриотраслевое законодательство –
представляет на практике нормы подотрасли
или института права, например, водное,
лесное законодательство, как элементы
земельного законодательства. Комплексное
законодательство – представляет нормы
различных областей права, регулирующих
общественные отношения, отличающиеся
по виду, но составляющие самостоятельную
общую группу, например, транспортное,
военное законодательство. Элементы
систем права и законодательства
не всегда совпадают. Например, один нормативно-законодательный
акт может содержать нормы
разных отраслей, а санкции их обеспечения
– в других.
По степени подчинённости виды законодательства
делятся (по нисходящей) на:
· Законы, принятые Госдумой;
· Указы Президента;
· Постановления Правительства;
· Нормативные акты министерств и ведомств;
· Законодательные акты органов муниципальной
власти.
По виду сферы действия общественных отношений
в виде законов, кодексов и т. п., законодательство
может быть:
· Гражданское,
· Административное;
· Трудовое;
· Семейное.
·Уголовное 4
Такой ученый как Р.З. Лившец предлагает свое разделение видов законодательства на блоки:
Первый блок – отрасли, регулирующие экономику. Сюда входят:
– гражданское законодательство (включая изобретательское законодательство);
– хозяйственное законодательство;
– законодательство о предпринимательстве;
– финансовое законодательство
(включая налоговое
– законодательство об инвестициях;
– патентное законодательство;
– другие отрасли.
Второй блок – отрасли регулирующие социальное развитие. Сюда входят:
– трудовое законодательство;
– авторское законодательство;
– законодательство о социальном обеспечении (включая пенсионное законодательство);
– жилищное законодательство;
– законодательство об образовании;
– законодательство о здравоохранении;
– брачно-семейное законодательство;
– другие отрасли.
Третий блок – отрасли, регулирующие охрану природы и окружающей среды. Сюда входят:
– сельскохозяйственное законодательство;
– земельное законодательство;
– законодательство о недрах;
– водное законодательство;
– законодательство о лесах;
– законодательство об охране животного мира;
– законодательство об охране атмосферного воздуха;
– другие отрасли.
Четвертый блок – отрасли, регулирующие охрану общественного порядка. Сюда входят:
– законодательство о судоустройстве;
– законодательство о прокуратуре;
– законодательство об органах безопасности и милиции;
– законодательство об адвокатуре;
– гражданское судопроизводство;
– арбитражный процесс;
– законодательство об административных правонарушениях;
– уголовное законодательство;
– уголовный процесс;
– исправительное законодательство;
– другие отрасли.
Пятый
блок – законодательство о международных
отношениях, об обороне и внешней безопасности.5
Раздел I I.Система законодательства.
2.1.Понятие и виды системы законодательства.
Система законодательства
— это упорядоченное множество
всех действующих нормативно-
Система законодательства- система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правових актов определенного государства , прежде всего законов ,которые являются формой существования правовых норм.
Система законодавства ,как и система права,имеет определенную структуру , которая определяется интересами государства, необходимость правового регулирования между институтами права.
Система законодательства
виражает правовые нормы, правовые институты,
сферы права, а так же принципы права. Кроме
того, по своему обьему законодательство
включает так же правовые поняття, заданния,
мотивы принятия нормативно-правових
актов, декларации , преамбули, программные
положения, механізм реализации нормативных
актов и норм права.
Система законодательства
имеет два основных вида: > отраслевой
(то есть за предметом правовой регуляции),
обусловленный конкретными
В зависимости от объекта правовой регуляции может складываться комплексная система законодательства, например, природоохранное законодательство, экологическое законодательство и тому подобное.7
Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение.образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей. Таковы, например, банковское, налоговое законодательство как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др. Формирование в современный период новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле. налогообложении и т.д.) - одна из основных тенденций совершенствования законодательства РФ.
В основе вертикальной
(иерархической) С.з. лежит разделение
нормативных актов по их юридической
силе и органам государственной
власти, их принявшим. По этим критериям
весь действующий нормативно-
В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности - административного, гражданского, трудового права.9
2.2.Виды систематизации законодательства.
Существуют два
вида систематизации: инкорпорация и
кодификация. Однако в научной литературе
выделяют и такой вид систематизации,
как консолидация. Инкорпорация –
это вид систематизации, то есть
такое упорядочение, которое, во-первых,
не затрагивает содержания инкорпорированных
правовых актов и, во-вторых, происходит
без учета отраслей права, которые
существуют объективно. Можно провести
инкорпорацию в хронологическом
порядке, но она может быть проведена
и по отраслям права. Инкорпорация –
это низшая форма систематизации,
при которой нормативные акты
объединяются в единые сборники или
собрания в определенном порядке: алфавитном,
хронологическом или
Высшая ступень
систематизации законодательства –
кодификация. Речь идет о создании кодексов.
Кодификацию осуществляют по отраслям
права. При создании кодексов происходит
обновление законодательства. Кодексы
создаются и по отраслям законодательства
(Трудовой кодекс РФ). Кодификация –
это деятельность нормотворческих
органов государственной
Информация о работе Соотношение системы права и системы законодательства