Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:46, контрольная работа
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав
граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями
политико-правовой теории.
Введение 2
Понятие государства и его основные признаки 5
Понятие права 7
Государство и право в их соотношении и взаимодействии 8
Влияние государства на право 9
Влияние права на государство 12
Заключение 15
Список использованной литературы
высоко развитая
форма государства –
непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что на достаточно
хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В
Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную
многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности
плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и на его развалинах
воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая
аристократия и плебс. У германских победителей Римской империи государство
возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий,
для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств.
Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается»,
ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними
племенами или
уже существующими
германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи
родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной
демократии, быстро переродилась в федеральное государство.
Право есть совокупность
(система) норм, т.е. правил поведения людей
в обществе. Это определенные эталоны,
модели человеческого поведения, обеспеченные
принудительным воздействием государства.
Характерная черта права - тесная связь
и взаимообусловленность всех действующих
норм, неразрывное единство последних.
Одни нормы могут развивать, дополнять
и конкретизировать другие, сужать или
расширять их смысл и сферу действия, устанавливать
исключения из общих правил и т.д.
Право представляет собой действенный
регулятор общественных отношений, средство
установления порядка в обществе. Такое
регулирование осуществляется в нескольких
формах.
В
любом случае регулятивный характер
права проявляется в
Нормы права принимаются
либо санкционируются
государством, не могут возникнуть и
существовать без законодательного решения
государственной власти. Другие же социальные
нормы создаются обществом в целом (обычаи,
мораль) либо какой-то его частью (корпоративные,
религиозные нормы) без участия властных
государственных структур. Право есть
единая система норм, которые обязательны
для всех, находящихся на территории государства,
в то время как другие нормы обязательны
лишь для отдельных социальных групп людей
либо не являются властными, категорическими
императивами для всех. Кроме того, юридические
нормы формально определены, т.е. формулируются
в официальных письменных документах
(законы, указы, судебные прецеденты и
др.), отличающихся наибольшей степенью
четкости, определенности и конкретности
по сравнению, например, с моралью, которая
состоит, в первую очередь, из общих принципов
поведения.
Наконец, характерная черта права проявляется
в том, что его предписания обеспечиваются
принудительной силой государства, применением
юридических санкций в случае их нарушения.
Для этого существует специальный аппарат
надзора и контроля, разрешения споров
и наказания правонарушителей, восстановления
нарушенного порядка. Другие же социальные
нормы охраняются от нарушений другими
средствами. Так, мораль обеспечивается
общественным мнением, реакцией коллектива,
а также внутренними стимулами (честь,
стыд, совесть).
Государство и право в их соотношении и взаимодействии
Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались
два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства над
правом. Согласно
этому подходу право
государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход
имел широкое
распространение в
к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству.
Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика,
склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой
являлось формально-
норм, издаваемых государством.
Другой
взгляд на соотношение
естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного
права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из
ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости
естественного закона и не отчуждаемости основанных на нем субъективных
публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит
безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до
образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая
власть не есть первоначальный источник права.
Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в
определенной
мере интегрировать взгляды
же время избежать крайностей в оценке связи государства и права.
Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь
однозначного
причинно-следственного
из права рождается государство. Она (связь) видится более сложной и носит
характер двусторонней зависимости: государство друг без друга не могут
существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи между
государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право
государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспечении
права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для
всей общественной практики.
Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет
исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к
пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при
данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это
вытекает их
некоторых концепций так
Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой. Связь
государства и права представляется иной: государство не порождает право, не
производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой,
а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его
потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве
средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само
право ему это позволяет.
Влияние государства на право
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений
и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное
значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она
присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей
государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует
абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право
исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или
атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной
самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями
формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению
к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в
качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в
той же мере является инструментом по отношению к праву.
Наиболее
ощутимое воздействие
правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном
участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько
завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные
юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный
прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной,
глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.
Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства,
характере экономического развития общества, его культуре, исторических
традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к
тому, что единственным и определяющим источником права признается
государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок
юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в
буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Вряд
ли можно согласиться с
взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве
(изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности
государства существовании права как институционного образования немыслимо.
Вместе с тем
роль государства в
специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный
процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в
отношении образования права заключается в следующем.
1)
В осуществлении
соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями
стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех
или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную