Соотношение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Понятие государства и права…………………………………...……..5
1.2. Сущность права……….…………… …..……………………………12
2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1. Воздействие права на государство………………………………….20
2.2. Воздействие государства на право………………………………….23
2.2. Взаимодействие права и государства……………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………31
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ……………………………………………………………………..……33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА ……………………..…..34

Работа содержит 1 файл

Соотношение государства и права (Курсовая РФ).doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, который осуществляют определенные органы государства, с признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей  экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой – либо внешней силой обществу, не появляется по явлению каких – либо культурных героев. Оно, так же, как и государство, одно из условий осуществления политически организованного общества на этапе производящей экономики, и также как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных  теоретико–юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право.

 

 

1.2. Сущность права

 

 

Возникновение первых в  истории человечества государств было обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными интересами. Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Экономика первобытнообщинного строя прогрессировала по мере совершенствования орудий труда.

Первостепенное значение имеет крупное разделение труда. Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым - ремесло, позже обособился класс людей, занятых только товарным обменом - купцы. Это третье крупное разделение труда. Разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт. Его наличие позволило некоторым семьям, а точнее сказать их главам, а также старейшинам и военноначальникам сосредотачивать (накапливать) в своих руках орудия труда, запасы произведённых товаров, а позже и владеть обособленными участками земли.

Эта возможность реализовывалась в процессе обмена избыточного продукта, что повлекло за собой имущественное неравенство - межродовое и внутриродовое, появилась частная собственность. Общество раскололось на имущих и неимущих. Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт. На смену родовой общине пришла территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности.

В таких условиях усложнилась  задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего развития и функционирования. «Возникла необходимость во внешней власти, а, следовательно, в формировании государства, как особой организации политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением»3. В общей теории государства и права выделяются два пути возникновения государства – восточный и европейский. Оба пути отличаются друг от друга и имеют свою тенденцию к развитию. Так, например, не смотря на раннее возникновение восточных государств, “локомотивом истории” стали европейские государства.

Восточный путь. Самые древние государства  возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек, например Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы, т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счёт повышения урожайности резко (в десятки раз) повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объёму работ – устроительства каналов, дамб, водоподъёмников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Всё это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объём общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Однако сохранились сельскохозяйственные общины и, соответственно, общественная форма собственности на основное средство производства – землю.

«Восточный путь формирования государственности отличался тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной должности»4.

Европейский путь. В отличие от восточного пути, имевшего универсальный характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее исключением из общего правила. Однако надо иметь в виду, что именно западное общество стало “локомотивом истории”, именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в решающей степени определили весь ход человеческого прогресса. Ведущим государство образующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Здесь на стадии протогосударства, формой которого была “военная демократия”, происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства – скот, рабов.

В глубокой древности  наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Особую роль она сыграла в возникновении права у народов, где в производящем хозяйстве доминировали скотоводство и земледелие. Так, естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца. Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

В Древней Греции, Древнем Риме и у славянских народов, кельтов, германцев, где поливное земледелие было неразвитым, а полевые работы оставались делом сельской общины, календари природы и поклонение Солнцу не получили столь явного "огосударствления".

С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Постепенно возникает прецедентное право, т.е. решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

С развитием письменности появляются и первые писаные законы. Становление государства требовало все более прочного закрепления правовых норм, придания им высокой степени формальной определенности.

Формирующееся право  преследовало двоякую цель: с одной  стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого для всего населения страны порядка в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества. Установлению единого правового порядка у некоторых народов способствовали победоносные междоусобные или межгосударственные войны. Государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. Вырабатывались нормы, касающиеся межгосударственных союзов, установления таможенных правил и т.п.

На сегодняшний день существует несколько теорий происхождения  государства права. Традиционно выделяются теологическая, классовая, патриархальная, договорная теория, теория насилия, патримониальная теория, психологическая теория, расовая теория, органическая теория, а также и ирригационная теория.

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Несмотря на своё религиозное содержание, и эта теория, возникшая ещё в древности (Иудея), отражала определённые реальности, а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Патриархальная теория рассматривает  возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из власти отца над членами его семьи.

Значительной теорией происхождения  государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII – XVIII вв. В Голландии в XVII в. сторонниками этой теории были Гуто Гроцкий и Спиноза, в Англии – Локк и Гоббс, во Франции в XVIII в. – Руссо. В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749 – 1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху, и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Теория насилия в основу происхождения  государства кладёт акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство.

То же можно сказать и об ирригационной  теории, которую связывают с именем современного немецкого учёного К. Виттфогеля. И вместе с тем “ирригационная” теория (её ещё называют гидравлической), улавливает также лишь отдельные связи, отдельные стороны процесса государствообразования, но опять-таки гиперболизирует и универсализирует их.

«Патримониальная теория. Представители этой теории (Галлер) считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет».5

Классовая (марксистская теория) теория. Суть этой теории заключается в том, что развитие человеческого общества, и, прежде всего первичная научно-техническая революция, привело к тому, что люди начинают производить продукта больше чем нужно для поддержания жизнедеятельности. Появляются излишки, следовательно, появляется соблазн эти излишки присвоить. Углубляется социально-экономическое расслоение общества. Возникают противоборствующие социальные группы (классы).

Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Расовая теория берет  свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX - первой половине XX века. Она легла в основу фашистской политики и идеологии. Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас.

Органическая теория. Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность, возможно, понять из строения и функций этого организма.

Сущность права заключается  в регулировании общественных отношений в условии цивилизации, в достижении на нормативной основе такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности.

Высшее общественное предназначение права - гарантировать  в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.

Заканчивая первую главу, сделаем выводы.

Государство - это исторически  выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.

Внутренние функции  государства. 1. Охранительная функция. 2. Экономическая функция. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан. 4. Культурно - воспитательная функция. 5. Природоохранительная функция. Внешние функции. 1. Функция обороны страны. 2. Функция сотрудничества с другими странами. 3. Борьба с международной преступностью. 4. Участие в охране окружающей среды.

Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.

Информация о работе Соотношение государства и права