Соотношение государства и права, их историческое развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 16:12, реферат

Описание работы

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридической литературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Работа содержит 1 файл

Государство и право РЕФЕРАТ.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также формирование их правосознания в том направлении, при котором станет возможным их правотворчество.

     Нормативный акт — доминирующий источник права  во всех правовых системах мира. Он имеет  ряд неоспоримых преимуществ.

     1.         Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

     2.         Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

     3.         Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

     4.         Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

     Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

     а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

     б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

     в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

     Как видно из изложенного, в любом  современном государстве источники  права (и прежде всего законы, статуты  парламента) упорядочены, но вместе с  тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

     Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРАВОВОЕ  ГОСУДАРСТВО И  ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Понятие правового государства

Правовое  государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. 
Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

Признаки  правового государства

В правовом государстве  выделяют как минимум четыре основных признака: 
Разделение властей; 
Верховенство закона; 
Строгое соблюдение прав и свобод человека; 
Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого  иногда выделяют также и другие признаки правового государства: 
_Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;                                                             _Наличие развитого гражданского общества; 
_Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; 
_Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; 
_Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; 
_Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; 
_Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было; 
_Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности; 
_Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти; 
_Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки  правового государства отражают основные его черты, которые обязательно  должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство  закона означает, что государство  и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита  прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое  государство немыслимо без развитого  гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового  государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

Созданию  антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но тем  не менее она получается вечно  зависимой от народа, то есть государственная  власть не может быть суверенной ни в одном государстве. 
Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Формирование  обществом законодательных органов  может происходить в абсолютно  любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве. 
Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего 
113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская – 348,8 млн. голосов, демократическая – 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому  международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, “песни и пляски папуасов побережья Парагвая”. Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих “лагеря”: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства. 
Правомерно задать вопрос: в соответствие с каким законодательством 
(коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

Правовая  защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

Суд также  в любом государстве должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

Единство  прав и обязанностей граждан –  важный залог построения правового  государства. Правовое государство  просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие. 
Итак, мы выяснили, что основой правового государства являются, прежде всего, взаимоотношения общества и государства. Государство создается обществом и призвано обеспечить его гармонией существования в данном государстве. Основные принципы, условия и структура такого существования и отражены в пунктах первой главы. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, но по-моему мнению, основным принципом существования такого государства является все же взаимная ответственность государства и граждан. По мнению многих великих деятелей прошлого и настоящего, государство образовывалось, как естественная форма существования общества. 
Поэтому основными принципами правового государства нужно считать правовые концепции, основанные на идее справедливости, приоритете общечеловеческих ценностей и, таким образом, соответствующих своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон будет является правовым. Государство и общество должны признаваться, как равные субъекты правоотношений. Идея правового будет оставаться главенствующей во всех областях юридических наук, так как только при создании такого государства возможно существование цивилизованного общества.
 
 
 
 
 
 

СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Регулирование и охрану общественных отношений  право осуществляет с помощью  соответствующей системы.

        Система права – это внутренняя форма права, имеющая объективный характер построения, что выражается в единстве и согласованности всех ее норм, дифференцированных по правовым комплексам, отраслям, под отраслям, институтам и нормам права.

        Право состоит из многочисленных правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму для ее реализации, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам. Между ними существуют конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обусловленности и характерным признакам сходства (различий) правовых норм все право можно представить как определенную систему.

        Объективная обусловленность права  характеризуется тем, что, во-первых, оно – явление второстепенное  по отношению к экономике и  входит в надстройку общества; во-вторых, право включено в более широкую систему, которая называется правовой. Поэтому праву присущи такие объективные свойства:

  1. оно развивается посредством правоотношений, порожденных экономическими отношениями, а уже потом подтвержденных или санкционированных государством;
  2. под влиянием правоотношений и правосознания развиваются не только нормы права, но и правовая система и правовая надстройка;
  3. право не следует сводить только правовым нормам, его надлежит рассматривать во взаимодействии с  другими элементами правовой системы;
  4. система норм права является элементом системы правового регулирования, взаимодействия объективного и субъективного права, правоотношений и правосознания;
  5. степень развитости системных свойств права во многом зависит от развитости всей правовой системы. Это означает, что систему права следует изучать в пределах определенной правовой системы.

            К основным признакам системы  права следует отнести: разделение  всей совокупности норм права  на взаимосвязанные комплексы, отрасли, под отрасли, институты права; единство и согласованность между собой норм права, составляющих систему права; объективный характер построения системы права.

        Следовательно, для любого государства право функционирует как единственная юридически целостная, внутренне согласованная система общеобязательных правил поведения. Важным аспектом такой внутренней согласованности является структура права, как закономерная организация его элементов.

Информация о работе Соотношение государства и права, их историческое развитие