Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 11:15, курсовая работа
Цель исследования: Выявить особенности форм (источников) права.
Задачи:
1. Проанализировать литературные источники по интересующей нас проблематике;
2. Рассмотреть соотношение форм и источников права;
3. Вычленить виды источников права;
4. Раскрыть характеристику нормативно-правового акта как основного источника романо-германской правовой семьи;
5. Рассмотреть договор нормативного содержания как источник права;
6. Проанализировать роль судебного прецедента в правовой системе России.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основы соотношения форм и источников права, виды источников права…………………………………………………..…………………….5
1.1. Соотношение форм и источников права……….…………………5
1.2. Виды источников права………………………….……………….10
2. Содержательный аспект источников права………….……………….16
2.1. Характеристика нормативно-правового акта как основного источника романо-германской правовой семьи……..………………16
2.2. Договор нормативного содержания как источник права………20
2.3. Роль судебного прецедента в правовой системе России……….21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27
6. Его выполнение обеспечивается государственным принуждением.
Нормативно-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативно-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.
Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера. Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания. Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.
Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.12
Исторические корни романо-германской правовой системы восходят к древнеримскому праву. В период раннего средневековья (XII-XIII вв.) и далее - в эпоху Ренессанса университетская наука континентальной Европы осуществила рецепцию - восприятие и адаптацию римского права времен императора Юстиниана. Причина такой правовой революции - в изменении социально-экономических условий жизни западноевропейских сообществ. Речь идет, прежде всего, о зарождении капиталистического способа производства, замене натурального хозяйства товарно-денежным, всплеске экономической активности, стремительном росте городов, ремесел, торговли. Феодальное право дискриминационного, кастового, вассально-крепостного типа устарело и уже не отвечало новым реалиям. Рыночная, конкурентная экономика требовала право, основанное на формально-юридическом равенстве и личной свободе субъектов. Все это западные правоведы нашли в римском частном праве. Однако речь идет о той части древнеримского права, которая распространялась лишь на так называемых свободных граждан, но не рабов. Поэтому именно римское частное право было приспособлено к новым условиям.
Ведущий
источник романо-германского права
- нормативно-правовой акт, а точнее
- закон. Закон имеет безусловный
приоритет перед иными
Для романо-германской правовой системы характерны писаные конституции, обладающие высшей юридической силой.
Повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативного материала. Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное, причем приоритет отдается последнему. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования.
Правовые
нормы как общие модели правомерного
поведения формулируются
В отдельные исторические периоды нормативизм ряда романо-германских правовых систем принимал крайние формы, абсолютизируя нормативно-правовой акт в качестве единственно возможного источника права и отрицая нормативную роль обычаев, прецедентов, договорного прав13а.
К
достоинствам романо-германской правовой
системы следует отнести четко
организованную, непротиворечивую, иерархически
структурированную систему законодательства.
К недостаткам - наличие пробелов и некоторую
оторванность от реальной жизни, поскольку
законотворчество объективно не может
предусмотреть все нюансы и изменения
социальных отношений, не всегда поспевает
за этими изменениями.
2.2.
Договор нормативного
содержания как
источник права
Нормативный договор - это соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза14.
Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространение в трудовом праве при заключении контрактов между работодателем и работником, в международном праве. В последние годы, указанные договоры стали применяться и в конституционном праве России.
Для того чтобы быть источником права, нормативный договор (в отличие от конкретно-индивидуальных договоров) должен быть рассчитан на широкий и заранее не персонифицированный круг адресатов, он должен порождать права и обязанности не только для договаривающихся сторон, но и для других физических (юридических) лиц.
Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор. Внутринациональный договор заключается на государственном уровне и становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть договоры между государством и государственными образованиями, между субъектами федерации, между правительствами, ведомствами, исполнительными органами субъектов федерации и так далее. Предметом таких договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы совместной деятельности.
Для
субъектов
Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права - государствами как сувереноносителями. Международный договор действует в иной системе права, нежели внутринациональный договор, - в системе международного права и является её источником.
Международные договоры могут приниматься в виде конвенций (например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года), деклараций (например, Всемирная Декларация прав и свобод человека и гражданина 1948 года), соглашений (например, Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме 1973 года) и так далее. Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых (суверенных) субъектов15.
Если
внутринациональный договор имеет
субординационную природу (по отношению
к национальному
2.3.
Роль судебного
прецедента в правовой
системе России
В
России традиционно нет прецедента
в его англо-американском понимании,
подразумевающем создание высшими
судами страны в ходе конкретного (индивидуального)
дела новых норм права и обязанность
остальных судов следовать
Согласно Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный суд РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики. Фактически законодатель закрепляет за высшими судами функцию рассмотрения материалов дела, изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативно-правовых актов, а также информирование нижестоящих судов РФ о результатах рассмотрения дел и обобщения судебной практики. Но это совершенно не затрагивает вопроса о том, какое реальное значение имеют решения высших судов для других судов, входящих в соответствующую судебную систему, будь-то арбитражные суды или суды общей юрисдикции. Если Высший Арбитражный Суд принимает решение по какому-то делу, он, тем самым, объясняет, как нужно применять определенный закон. Все другие арбитражные суды должны понимать, что если они будут иначе применять этот закон, то это грозит отменой их решений Высшим Арбитражным Судом по жалобам заинтересованных сторон. В сущности, суд низшей инстанции приказу не подчиняется, он рассматривает дело так, как сам считает правильным. Этого требует принцип независимости суда, и это чрезвычайно важно. Конечно, вышестоящий суд в процессуальном порядке может такое решение пересмотреть. Если к нему поступили жалобы или протест со стороны прокурора, этот вышестоящий суд может принять другое решение по делу. Но если он отменяет решение нижестоящего суда и направляет дело на новое рассмотрение, он не может обязать нижестоящий суд прийти к какому-либо определенному выводу. И нижестоящий суд может опять вынести такое же решение16.
Получается некоторое противостояние в судебной системе. Если вышестоящий суд видит ошибку в решении нижестоящего, у него есть только один способ ее исправить - самому разрешить дело. Разумеется, в пределах, предусмотренных процессуальным законом. Поэтому акты Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, принимаемые ими при рассмотрении конкретных дел (решения, определения, постановления), несмотря на то, что они окончательны, не подлежат дальнейшему обжалованию (опротестованию) и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не носят нормативного характера. Они издаются в целях единообразного понимания и применения норм права.
Как
отмечается в научной литературе,
«каждое судебное дело обладает своеобразием
и никогда не является точной копией
какого-нибудь другого, пусть и схожего
случая». Поэтому, решения Верховного
и Высшего Арбитражного судов РФ нецелесообразно
наделять обязательной юридической силой
для нижестоящих судов при разрешении
аналогичных дел. Акты судов общей юрисдикции
и арбитражных судов являются по своей
природе правоприменительными актами.
Решения данных судов не имеют общеобязательного
значения, и они не обязательны для других
судов по другим делам. В то же время суды
общей юрисдикции и арбитражные должны
обладать правом нормотворчества в форме
«судебной практики» в целях конкретизации
и детализации общих норм права, как это
происходит в континентальной правовой
системе права.
Заключение
Проведенный анализ литературных источников по интересующему нас вопросу, позволяет сделать следующие выводы:
Варианты решения вопроса соотношения форм и источников права: 1) два течения: а) равенство рассматриваемых понятий; б) уравнивает изучаемые понятия, но с целью обосновать непригодность термина «источник права» и заменить его понятием «форма права»; 2) сторонники полагают, что их понятия совершенно не совпадают друг с другом, а отражающие их термины далеко не равнозначны, их самостоятельность признаётся.
В теории права в качестве источников права различают: правовой обычай; рецепция права; правовая доктрина; естественное право; общие принципы права; юридический прецедент; нормативно-правовой акт; договоры нормативного содержания; референдум; религиозный памятник и др.
Нормативный правовой акт - это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками: содержит в себе нормы, затрагивающие правовой статус всех или многих субъектов-адресатов, и действует на конкретной территории, в течение определенного срока; имеет письменную форму; имеет внутреннюю структуру; имеет определенный предмет регулирования; обладает юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов; его выполнение обеспечивается государственным принуждением.
Ведущий источник романо-германского права - нормативно-правовой акт, - закон. Закон имеет безусловный приоритет перед иными источниками. Система нормативных актов составляет основу правопорядка. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни.
Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Виды: внутринациональный договор и международный договор.
В
российской правовой системе решение
вышестоящего суда дает некую ориентировку,
без которой невозможно добиться единства
судебной практики. Если смысл законов
не будет пониматься единообразно, то
не будет обеспечено равенство граждан
ни перед законом, ни перед судом. Но сегодня
звучат предложения придать решениям
Верховного, Высшего Арбитражного судов
обязательную для нижестоящих судов силу
при разрешении аналогичных дел. Собственно
придать этим решениям прецедентный характер.