Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:18, реферат
Экономическая безопасность как феномен жизнедеятельности общества имеет комплексный характер. В условиях постоянного усложнения общественной и хозяйственной жизни, ускорения темпов изменений правильный и своевременный учет взаимосвязей между социальными и экономическими аспектами становится важным преимуществом, а их недоучет, напротив, приводит к весьма ощутимым потерям. Так, на уровне общественной системы экономическая политика разрабатывается и существует в отрыве от социальной, а в социальной политике слабо просчитывается роль экономических факторов и последствий.
– предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание
и воспроизводство природно-
которого возникает опасность необратимого разрушения элементов
природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников
экономического роста, а также значительных территорий проживания,
размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого
ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.
Устойчивость любой системы определяется прочностью внутрен-них связей между ее элементами, в качестве которых выступают поли-тическая, экономическая, социальная, военная и другие подсистемы.
Одна из особенностей переходного
периода заключается в отсутст-
личности, общества, государства, а также между интересами различных
государств, в переходный период такие противоречия приобретают осо-бую остроту. Это обусловлено тем, что на одном и том же исторически
временном отрезке противоборствуют прежняя и формируемая новая
системы интересов в условиях кризисных процессов, приводящих к рез-кой структуризации общества по политическим, экономическим, нацио-нальным, этническим, конфессиональным, другим коренным интересам,
с интенсивным ростом противоречий между различными политическими
и социальными группами, регионами и субъектами Федерации.
Вместе с тем даже в столь противоречивой быстро меняющей об-становке возможно выделить ядро проблем, аккумулирующих жизнен-но важные интересы и потребности, удовлетворение которых надежно
обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития
каждого человека, общества, государства.
Определение круга жизненно важных интересов связано с тем, что
у каждого государства есть определенный набор критических парамет-ров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и может перестать существовать как таковое. Эти критические параметры
охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой
выживания, к которым относятся, прежде всего, международные от-ношения, внутригосударственные политические и социальные отно-шения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др. Совре-менная социально-экономическая ситуация в мире при всех межстра-новых различиях и особенностях позволяет выявить целый ряд про-блем и задач, решение которых стоит на повестке дня чрезвычайно
остро. Особую тревогу вызывает то, что связано с неравенством и но-выми формами бедности, возникающими вследствие роста техниче-ского прогресса, а в более широком смысле– качеством жизни и здо-ровьем детей, лиц старших возрастов, отдельных лиц и групп населе-ния, сталкивающихся с экономическими и социальными проблемами.
Решать эти вопросы становится сложнее в условиях меняющихся мо-делей трудовой и семейной жизни, а также социальных связей.
В основе новых подходов к преодолению этих проблем лежит
произошедшая во многих странах в последние годы переоценка соци-ально-экономических ценностей, а следовательно, и политических це-лей. При этом извечный спор социологов и экономистов о том, что
важнее, экономическое благосостояние или социальное единство, дол-жен, наконец, получить непротиворечивое разрешение.
Экономические, социологические, политологические исследования
показывают, что сообщества, основанные на доверии и сотрудничест-ве, способствуют реализации человеческого потенциала. В экономиче-ской литературе все шире признается тот факт, что социальные связи и
доверие играют важную роль в поддержке экономического развития.
Социальный капитал
теоретических гипотез[4].
Многие исследователи
изучают связь между
между некоторыми аспектами экономического прогресса и нарастанием
стрессов или ослаблением социальных связей. Однако новые условия
производства и труда
создают также и новые
благосостояния.
Социальные цели шире, чем стремительный рост экономического
производства, потому что: 1) важным является развитие совокупного, а
не только экономического благосостояния; 2) анализ вариантов поли-тических решений должен в качестве факторов включать долгосрочное
воздействие на экономические, экологические и социальные тенден-ции. Большую роль при рассмотрении текущих инвестиций и моделей
производства и ожидаемых будущих негативных последствий играет
измерение времени, поскольку неопределенность является характерной
чертой многих общественных и индивидуальных проектов. Для дости-жения высокого и устойчивого уровня благосостояния важно понять
влияние принимаемых решений не только на физическую и природную
среду, но и на человеческую и социальную.
Все экономические воздействия на социум важно подразделять на
два вида: поддающиеся экономической оценке и не поддающиеся тако-вой. В частности, исследования показывают, что с ростом благосостояния
возрастает спрос на нематериальные блага, т. е. на блага, которые нельзя
оценить в денежном выражении(право выбора места жительства, право
на свободу информации и свободу слова, возможность участия в решении
проблем страны или локального сообщества и др.) [5].
Быстрое изменение финансового положения страны застало врас-плох и население, и государство. Бизнес быстрее подстраивается под
меняющиеся внешние условия. Слабость общественного процесса при-нятия решений возлагает большую ответственность за выбор приорите-тов на бюрократические процедуры. Сегодня уже на правительственном
уровне актуальной признается проблема бюджетирования, ориентиро-ванного на результат, разработка показателей, по которым можно было
бы оценить эффективность деятельности в той или иной сфере, прежде
всего эффективность использования бюджетных средств.
Оценки человеческой жизни и частичной утраты здоровья в ряде
развитых стран выступают важным элементом экономической полити-ки, обусловливающим серьезный социальный эффект. При адекватной
оценке стоимости человеческой жизни компаниям становится выгодно
инвестировать в безопасность людей, а при заниженной— у них осла-бевают стимулы к подобного рода деятельности.
В настоящее время Министерство транспорта США руководствуется
оценкой стоимости жизни«условного» американца в3 млн долл. Это та
сумма, которая признана достаточной для того, чтобы авиаперевозчикам
выгоднее было обеспечивать перелеты людей на хороших самолетах, чем
платить за их гибель[6]. В других регионах мира стоимость жизни оцени-вается ниже, хотя и по-разному: от400 тыс, долл. в Португалии или Испа-нии до1 млн долл. — в высокоразвитых странах[7].
Оценка стоимости человеческой жизни должна быть значитель-ной, дабы побуждать проектировщиков рассчитывать свои конст-рукции так, чтобы избежать впоследствии строительных катастроф;
делать выгодной модернизацию угольных шахт, не дожидаясь гибе-ли людей в ходе систематических аварий; стимулировать авиапере-возчиков к модернизации самолетостроения и совершенствованию
эксплуатации воздушных судов и др. Это необходимо и для измене-ния отношения государства к здравоохранению, и для грамотной
борьбы с терроризмом, и пр. При этом важно, чтобы каждый от-дельный гражданин мог предъявить счет виновным и наказать за
проявленную халатность любого, вплоть до самых высокопостав-ленных чиновников[8].
Последовательная и комплексная социально-экономическая по-литика призвана постепенно повернуть все отрасли хозяйства к более
бережному отношению к человеку, к сохранению и развитию(рас-крытию) человеческого потенциала, содействовать тому, чтобы со-циальные аспекты заняли ведущее место в социально-экономическом
развитии.
Формирование рыночной экономики не самоцель, а средство дос-тижения целей более высокого порядка— повышения уровня и каче-ства жизни россиян, увеличения продолжительности их здоровой жиз-ни и пр. Учет и умелое использование социальных факторов при раз-работке и реализации экономических стратегий само по себе может
стать важным источником экономического развития, а невнимание к
ним, напротив, существенным социальным ограничителем.
Многие страны превратили порой прямо противоположные осо-бенности своей социальной организации и культуры в важные пре-имущества своей экономики. К социальным особенностям России в
первую очередь можно отнести: 1) относительно низкий уровень жиз-ни и относительно невысокие притязания массовых групп населения,
сложившиеся еще в советский период и в значительной степени вос-производящиеся и по сей день; 2) долготерпение как национальную
черту; низкий протестный потенциал и неразвитость структур граж-данского общества; 3) доминирование трудовой ориентации над ры-ночной в массовых представлениях о социальной справедливости в
распределении общественного богатства; 4) невысокий уровень право-вого сознания и поведения; 5) низкую ценность самостоятельности и
независимости в актуальном жизненном пространстве россиян; 6) де-ление общества на два больших класса: правящий и народный; особое
качество правящего класса, отдаляющее его от рациональной бюро-кратии стран с развитой демократией и рынком, и пр. [9].
Социальные особенности находят отражение прежде всего в меха-низмах выбора приоритетных целей государственной политики, а так же в тех усилиях, которые прилагают(или не прилагают) власти к дос-тижению общественного согласия по поводу этих приоритетных целей
и способов их достижения.
В России стабильность и экономическая безопасность поддержи-ваются в первую очередь усилиями властных структур. Именно от
правящего класса в только от него до сих пор зависит, будет ли он при
разработке проекте в тех или иных программных документов консуль-тироваться с представителями гражданских организаций, представ-ляющих интересы как бизнеса, так и других групп. Именно от правя-щего класса зависит, будут или не будут учитываться в государствен-ной политике данные мониторинга общественного мнения по актуаль-ным вопросам общественной жизни, равно как и то, будет ли этот мо-ниторинг вообще осуществляться.
Другая серьезная угроза социальной стабильности и экономиче-ской безопасности— избыточные экономические неравенства. Дефор-мация распределительных механизмов в России сегодня такова, что
экономический рост только
углубляет неравенство и
рублей прироста валового регионального продукта в расчете на душу
населения бедные получают прирост на 5 рублей, а богатые— на 200
рублей, то есть разница между богатыми и в40 раз[9]. На основе ми-рового опыта исследователи утверждают, что в случае восьмикратного
и выше превышения доходами10 % наиболее обеспеченных групп на-селения доходов10 % наименее обеспеченных общество погружается в
состояние социально-экономической нестабильности.
Стабильное состояние экономики и общества требует для реализа-ции и поддержания высокой степени интеграции всех частей и подсис-тем, гармонизации личного и социального начала, единства или, по
крайней мере, однонаправленности интересов.
Восемь лет бурного экономического роста изменили страну,
возникли условия к формированию долгосрочных стратегических
Информация о работе Социальная составляющая экономической безопасности государства