Социальная составляющая экономической безопасности государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

Экономическая безопасность как феномен жизнедеятельности общества имеет комплексный характер. В условиях постоянного усложнения общественной и хозяйственной жизни, ускорения темпов изменений правильный и своевременный учет взаимосвязей между социальными и экономическими аспектами становится важным преимуществом, а их недоучет, напротив, приводит к весьма ощутимым потерям. Так, на уровне общественной системы экономическая политика разрабатывается и существует в отрыве от социальной, а в социальной политике слабо просчитывается роль экономических факторов и последствий.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

 

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Галиуллин Д. Л. – канд. социол. наук, проф. кафедры«Социология, по-литология и социальная работа» (ТОГУ)

 

Экономическая безопасность как феномен жизнедеятельности  общества имеет комплексный характер. В условиях постоянного усложнения общественной и хозяйственной жизни, ускорения темпов изменений правильный и своевременный учет взаимосвязей между социальными и экономическими аспектами становится важным преимуществом, а их недоучет,  напротив,  приводит  к  весьма  ощутимым  потерям.  Так,  на уровне общественной системы экономическая политика разрабатывается и существует в отрыве от социальной, а в социальной политике слабо просчитывается роль экономических факторов и последствий.

Обеспечение национальной экономической  безопасности является стратегической проблемой и в конечном счете невозможно без выбора и  реализации  верной  стратегии  социально-экономического  развития страны. Необходимо учитывать такое важнейшее свойство социально-экономической системы, как целостность, когда изменение какого-либо элемента системы влияет на другие элементы и в конечном счете приводит к изменению всей системы. В настоящее время и экономическая, и социальная  политика  зачастую  слабо  учитывают  реальное  состояние объекта, на который направлены их воздействия, а в результате неэффективно расходуются экономические и социальные ресурсы общества.

Задача  социальной  безопасности  заключается,  прежде  всего,  в формировании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие социальных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния социальных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства.

Сегодня предпринимаются  попытки дать экономическую оценку связи между экономическими и социальными аспектами на основе сопоставления широко принимаемых затрат и результатов и с учетом определенных социальных ограничений [1]. В стремлении соизмерить экономические и социальные издержки с экономическими и социальными  выгодами предпринимаются  попытки  оценить  экономические потери, скажем, из-за наркотизации молодежи, широкого распространения пьянства в заброшенных селах и городах - «ловушках» и др.

Социальная сфера(как совокупность социальных отношений и институтов), а также разного рода социальные процессы не только влияют на экономику, но и сами зависят от нее, и этой зависимости нужно дать экономическую оценку. Обратное воздействие экономики на со-циум может быть весьма противоречивым. Оно может включать не только повышение уровня и качества жизни, но и приводить к развитию так называемых «болезней цивилизации» (из-за загрязнения окружающей среды, роста стрессовых нагрузок в связи с быстрыми изменениями в образе жизни и характере трудовой деятельности) [2].

Давая экономическую оценку воздействию социума на экономику или экономики на социум, так или иначе подспудно исходим или даже явно выходим на двустороннюю связь между ними, точнее, на воспроизводственный  аспект  их  взаимосвязи.  Осуществляя  поиск  приемов экономических оценок двусторонних связей между экономикой и социумом,  необходимо  соизмерять  производимые  затраты  с  достигаемыми результатами, оптимизировать соотношение выгод и издержек на основе сравнения альтернативных способов использования ограниченных ресурсов, но при условии соблюдения определенных социальных ограничений. Как справедливо отмечает группа  французских исследователей, «… мы не можем обеспечить сколь-либо долгосрочные

экономические эффекты, не создав длительно существующую, сильную  и  жизнеспособную  политическую  и  этническую  общность.

 В этом отношении политические и этнические элементы такой общности должны быть предпосланы экономическим– даже в решении экономических проблем, А сколь-либо устойчивая и жизнеспособная политическая общность, в свою очередь, не может существовать, не будучи на практике  работающей  социальной  общностью,  которая  основана  на разделяемых корневых ценностях и сходном понимании справедливости короче говоря, которая  является в то же время моральной общностью» [3].

Проведение модернизации современной России не сняло практических проблем обеспечения устойчивости российской экономики и

общества,  безопасности  их  жизнедеятельности,  которые  зависят  от

длинного ряда факторов возможного нарушения.

В этом списке стоят факторы  социально-экономического порядка,

имеющие источники возникновения  как внутри страны, так и за рубежом, но оказывающие значительное влияние на происходящие у нас

процессы. Тесная взаимосвязь  в обеспечении безопасности социально-го и экономического  пространств означает, что сама безопасность в

обществе  представляет  собой объективно  необходимое социально-экономическое явление и в этом смысле является предметом экономи-ческой теории.

Обеспечение экономической  безопасности– это гарантия незави-симости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятель-ности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что эконо-мика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельно-сти общества, государства и личности, и, следовательно, понятие на-циональной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспо-собности экономики, её прочности при возможных внешних и внут-ренних  угрозах.  Поэтому обеспечение экономической безопасности

принадлежит  к  числу  важнейших  национальных  приоритетов.  При

этом речь идет не просто о словесных упражнениях и  не о поиске кра-сивых формул, различного рода классификаций опасностей– внешних

и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно  рас-крыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить на-дежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономиче-ская безопасность органически включена в систему государственной

безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надеж-ной  обороноспособности  страны,  поддержание  социального  мира  в

обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано,

и одно направление дополняет  другое: не может быть военной безо-пасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть

ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раз-дираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные

стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Эко-117

 

номическая безопасность традиционно рассматривается как качествен-ная важнейшая характеристика экономической системы, которая опре-деляет её способность поддерживать нормальные условия жизнедея-тельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития на-родного хозяйства, а также последовательную реализацию националь-но-государственных интересов.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показа-тели, а их пороговые значения. Пороговые значения– это предельные

величины, несоблюдение значений которых препятствует нормально-му ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к

формированию  негативных,  разрушительных  тенденций  в  области

экономической безопасности. В качестве примера(по отношению к

внутренним угрозам) можно  назвать уровень безработицы, разрыв в

доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населе-ния, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой вели-чине  свидетельствует о нарастании  угроз социально-экономической

стабильности  общества,  а  превышение  предельных,  или пороговых,

значений– о вступлении общества в зону нестабильности и социаль-ных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопас-ности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут

выступать  предельно  допустимый  уровень  государственного  долга,

сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость  на-циональной экономики и её важнейших секторов(включая оборонную

промышленность) от  импорта  зарубежной  техники,  комплектующих

изделий или сырья.

Критерий  экономической  безопасности– это оценка  состояния

экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущ-ность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасно-сти включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей

его развития; уровня эффективности  использования ресурсов, капитала

и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых

странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего

характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики;

целостности территории и  экономического пространства; суверените-та, независимости и возможности противостояния внешним угрозам,

социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения со-циальных конфликтов. Важнейшими элементами механизма обеспече-ния безопасности государства являются:

– непрерывный  комплексный пространственно-временной мони-торинг происходящих социальных явлений в обществе;

– разработка критериев, качественных и количественных индика-торов(пороговых значений) состояния социальной стабильности как

всего государства, так и  каждого субъекта;

– прогнозирование комплекса  факторов, определяющих угрозу со-циальной стабильности в обществе;

– создание моделей социально  значимых проектов; верификация

моделей и выявление случаев, когда модель и фактические параметры

социального развития приближаются к пороговым значениям;

– разработка комплексных  мер по выходу государства в целом  или

субъекта из зоны социальной опасности.

Кроме определения количественной характеристики индикаторов,

большую роль играет качественный анализ характера изменений их в

процессе мониторинга. При анализе процесса безопасности выделяют-ся обычно три области изменения индикаторов:

1) область плавного положительного  или отрицательного измене-ния состояния системы или предкризисная зона, в которой могут нака-пливаться факторы, способствующие снижению устойчивости и при-ближению кризиса;

2) критическая область– зона кризиса, в которой нарушается по-степенное изменение системы и могут начаться качественно новые из-менения в системе социальной стабильности общества;

3) послекризисная  область может характеризоваться как вновь

плавным  изменением  системы,  так  и  резким  неконтролируемым  по

скорости изменением системы.

Поэтому одной из задач  социальной и экономической безопасно-сти является необходимость определения критериев критического по-рога всего комплекса индикаторов как в общем, так и в отдельности

каждого.  Сегодня  уже  очевидно,  что  эффективность  национальной

безопасности зависит  не столько от объема накопленного военного по-тенциала, сколько от того, как своевременно разрешаются социально-экономические, политико-правовые и другие противоречия, затраги-вающие жизненно важные интересы и потребности личности, общест-ва, государства.

Система  показателей-индикаторов,  получивших  количественное

выражение,  позволяет  заблаговременно  сигнализировать  о  грозящей

опасности и предпринимать  меры по её предупреждению. Важно под-черкнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при усло-вии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых

границ своих пороговых  значений, а пороговые значения одного пока-зателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа

инфляции до предельного  уровня не должно приводить к повышению

уровня безработицы сверх  допустимого предела, или снижение дефи-цита бюджета до порогового значения– к полному замораживанию

капиталовложений  и  падению  производства  и  т.  д.  Следовательно,

можно сделать вывод, что  за пределами значений пороговых  показате-лей национальная экономика теряет способность к динамичному само-119

 

развитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках

становится объектом экспансии  инонациональных и транснациональ-ных монополий, разъедается коррупцией и криминалом, страдает от

внутреннего и внешнего грабежа  национального богатства.

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризо-вать  системой  показателей общехозяйственного  и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

– предельно допустимое снижение уровня и качества жизни  ос-новной массы населения, за границами которого возникает опасность

неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других

конфликтов;  создается  угроза  утраты  наиболее  продуктивной  части

национального«человеческого капитала»;

Информация о работе Социальная составляющая экономической безопасности государства