Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:56, реферат
Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и тому подобными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью.
Введение
Наше
общество является продуктом взаимодействия
людей, представляющим собой сложную,
саморазвивающуюся систему
Современные
тенденции развития Украины придают
особое звучание теме ценности права.
Изменение системы социальных ориентиров
и потребностей обусловило необходимость
соответствующих преобразований во
всех областях общественной жизни. Изменяется
и право, роль которого в жизни
общества все более возрастает. Отражая
назревшие социальные потребности,
право, с одной стороны, вынуждено
"подстраиваться" под происходящие
изменения, а с другой – само выступает
инструментом, посредством которого
можно наиболее быстро и качественно
осуществить необходимые
Проблема определения ценности права на современном этапе развития украинского общества является весьма значимой, поскольку без ее должного исследования невозможно оптимизировать механизм правового регулирования, настроить правовую систему на социально плодотворную работу, что является одним из важных условий дальнейшего прогрессивного развития нашей страны.
Реферат посвящен исследованию социальной ценности права в системе ценностей современного украинского общества. Показано, что представления личности о праве как ценности оказывают существенное влияние на регулирование общественных отношений. От оценки права как средства достижения справедливости зависит эффективность действия правовых норм. Соответствие правовых установлений ценностным представлениям личности способствует ее правомерному и социально активному поведению, решает задачу формирования всесторонне развитой и гармоничной личности.
1.Ценность права в контексте системы ценностей
Ценности
права представляют собой важнейшие
и глубинные принципы, определяющие
отношения человека к праву. Анализ
ценностей права может
Как мы выяснили выше, в общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.
Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:
1)
Право обладает, прежде всего,
инструментальной ценностью.
2)
Ценность права заключается в
том, что оно, воплощая общую
волю участников общественных
отношений, способствует
3)
Ценность права определяется
и тем, что оно является
4)
Ценность права состоит также
в его способности быть
5)
Ценность права заключается и
в том, что оно выступает
мощным фактором прогресса,
6)
Несомненно, что в нынешних условиях
право приобретает поистине
Признание
правовых ценностей есть первый шаг
к достижению высокого правосознания,
активного правомерного поведения,
к охране и приумножению всех ценностей
общества.
2.Право
как неотъемлемый признак
и составляющая часть
человеческой цивилизации
Историческое
развитие и смена различных типов
и форм общественной жизни сопровождались
существенными изменениями
Для характеристики ценности права необходимо обратить внимание на позиции, характеризующие право как неотъемлемый признак и составляющую часть человеческой цивилизации, а именно на роль права в системе общественных отношений, особенности правого регулирования как способа воздействия на общественные отношения, конкретные функции и механизмы действия права. Известно, что любая социальная система (общество) нуждается в определенной организации общественных отношений, в их упорядочении, координации деятельности членов общества, согласовании результатов их действий. Упорядочение общественных отношений достигается путем установления определенных норм, выражающих систему ценностей общества. Политические, правовые, этические и другие нормы выступают по отношению к личности, социальной группе, обществу в качестве определенных ценностных ориентиров, регулирующих деятельность людей, организующих ее в определенном направлении. В любом развивающемся обществе существует своя правовая система, цель которой - поддержка и защита социально-экономического строя, воли и интересов различных классов, создание и поддержание правопорядка. Право занимает немалое место в культуре любого общества, хотя бы потому, что право - это видение обществом своего идеального состояния, своего рода программа-максимум, а не просто средство закрепления существующего порядка вещей. Право - один из действенных инструментов в руках государства, способ реализации его политики, в том числе политики, направленной на модернизацию общества.
В то же время не стоит абсолютизировать право в качестве самостоятельного фактора изменения общественной жизни, автономного от традиций и ценностей данного общества. Это связано не только с усложненным, формализованным порядком его изменения, с наличием специального законотворческого органа, уполномоченного изменять правовые нормы, достаточно серьезной и долгой подготовкой законопроектов, но и с тем, что нравственные идеалы общества и выраженное в праве представление о справедливости, изменяются весьма редко.
Резко расходятся мнения правоведов, философов, политиков о содержании, о ценности о целях, сущности права и его назначении. О сущности права написано много. Ее определяли по-разному: государственная воля, божественная воля, воля его императорского величества, возведенная в закон воля господствующего класса, общенародная воля, разграничение интересов, защита интересов, выражение общественных интересов и т.д. Рассматривая вопрос об истоках права, большинство ученых, по сложившейся традиции от Платона и Аристотеля, истоки права связывают с государством, а иные, следуя воззрениям Т. Гоббса - с социальными институтами, среди которых в качестве первичного принимается семья. Реже встречается стремление следовать концепции естественного права, в которой основной субъект – личность.
Право – сложный феномен. Оно содержит нормы, положения, природа которых различна. Будучи тесно связано с государством, всякое право отражает чьи-либо интересы. Развиваясь в пределах определенного региона с его историческими, социальными, национальными, культурными особенностями, оно их аккумулирует и выражает в правилах поведения, специфических для данного народа или общих для нескольких стран (например, европейские правовые традиции, мусульманское право).
Первичные принципы права были заложены еще в древности. Каждый из этих принципов складывался в сложной, длительной борьбе, вырабатывался как политический, философский и нравственный итог острых социальных противоречий. Например, в одном из наиболее разработанных источников права, Дигестах римского императора Юстиниана (VI в. н.э.), уже были сформулированы такие положения, как объективность суда (нельзя быть судьей в собственном деле), "бремя доказывания" (доказательство возлагается на того, кто утверждает, а не на того, кто отрицает), полнота доказательств ("один свидетель – не свидетель").
Еще
в недрах рабовладельческого, а затем
и феодального обществ начали
зарождаться и развиваться
С
ростом городов, развитием ремесленного
производства, возникновением капиталистических
отношений подобные гуманистические
идеи стали приобретать все более
широкое распространение и