Социальная ценность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 14:56, реферат

Описание работы

Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и тому подобными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью.

Работа содержит 1 файл

социальная ценность права реферат.docx

— 26.97 Кб (Скачать)

Введение

 

     Наше  общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и тому подобными отношениями  и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право.

     Современные тенденции развития Украины  придают  особое звучание теме ценности права. Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость  соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Изменяется и право, роль которого в жизни  общества все более возрастает. Отражая  назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено "подстраиваться" под происходящие изменения, а с другой – само выступает  инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно  осуществить необходимые преобразования.

     Проблема  определения ценности права на современном  этапе развития украинского общества является весьма значимой, поскольку без ее должного исследования невозможно оптимизировать механизм правового регулирования, настроить правовую систему на социально плодотворную работу, что является одним из важных условий дальнейшего прогрессивного развития нашей страны.

     Реферат посвящен исследованию социальной ценности права в системе ценностей современного украинского общества. Показано, что представления личности о праве как ценности оказывают существенное влияние на регулирование общественных отношений. От оценки права как средства достижения справедливости зависит эффективность действия правовых норм. Соответствие правовых установлений ценностным представлениям личности способствует ее правомерному и социально активному поведению, решает задачу формирования всесторонне развитой и гармоничной личности.

                        1.Ценность права в контексте системы ценностей

      

     Ценности  права представляют собой важнейшие  и глубинные принципы, определяющие отношения человека к праву. Анализ ценностей права может достоверно определить изменения, происходящие в  правоведении в результате исторических, политических, экономических, социальных и иных преобразований. В сознании личности ценности права представлены в виде понятий, способных стимулировать  проявление разнообразных чувств, оценок и отношений, побуждений к деятельности. В юридической литературе выделяют ценности права и ценности в праве. Под ценностями в праве понимаются те ценности, которые правом интегрированы. Право в данном случае соединяет  этические, политические, экономические, мировоззренческие и иные элементы социальной культуры. Ценности права – это ценности, "олицетворенные правом полностью или частично". К таким ценностям относятся свобода, справедливость, равенство, взаимопомощь. Эти ценности ориентируют человеческое поведение на достижение определённых целей, стандартов, образцов поведения. Эти ценности не были изначально "правовыми", присущими только праву как социальному регулятору, это ценности той культуры, в которой возникало право. Эти ценности "пронизывают" правосознание данного общества, играют роль высоких идеалов и таким образом становятся основными ценностями права.

     Как мы выяснили выше, в общесоциологическом  смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной  действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности  социального субъекта, необходимые, полезные для его существования  и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его  положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

     Можно отметить следующие основные проявления социальной ценности права:

     1) Право обладает, прежде всего,  инструментальной ценностью. Оно  придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает  их подконтрольность и тем  самым вносит элементы упорядочения  в общественные отношения, делает  их цивилизованными. Государственно  организованное общество не может  без права наладить производство  материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

     2) Ценность права заключается в  том, что оно, воплощая общую  волю участников общественных  отношений, способствует развитию  тех отношений, в которых заинтересованы  как отдельные индивиды, так и  общество в целом. Высшая общественная  ценность права заключается в  том, что оно оказывает воздействие  на поведение и деятельность  людей посредством согласования  их специфических интересов. Право  не нивелирует частный интерес,  не подавляет его, но сообразует  его с общим интересом. Ценность  права будет тем выше, чем полнее  оно будет отображать своим  содержанием эти специфические  или частные интересы.

     3) Ценность права определяется  и тем, что оно является выразителем  и определителем (масштабом) свободы  личности в oбществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы и меру этой свободы. Право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем, такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп. Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода.

     4) Ценность права состоит также  в его способности быть выразителем  идеи справедливости. Право выступает  критерием правильного (справедливого)  распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех  граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и прочее. Значимость права для утверждения справедливости столь очевидна, что это дало основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности.

     5) Ценность права заключается и  в том, что оно выступает  мощным фактором прогресса, источником  обновления общества в соответствии  с историческим ходом общественного  развития. Его роль особенно возрастает  в условиях крушения тоталитарных  режимов, утверждения новых рыночных  механизмов. Право в таких ситуациях  играет заметную роль в создании  качественно новой сферы, в  которой только и способны  утвердиться новые формы общения  и деятельности.

     6) Несомненно, что в нынешних условиях  право приобретает поистине планетарное  значение. Правовые подходы являются  основой и единственно возможным  цивилизованным средством решения  проблем международного и межнационального  характера. 

     Признание правовых ценностей есть первый шаг  к достижению высокого правосознания, активного правомерного поведения, к охране и приумножению всех ценностей  общества.  
 
 
 
 
 

     2.Право как неотъемлемый признак и составляющая часть человеческой цивилизации 

     Историческое  развитие и смена различных типов  и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также  и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т.д). Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право.

     Для характеристики ценности права необходимо обратить внимание на позиции, характеризующие право как неотъемлемый признак и составляющую часть человеческой цивилизации, а именно на роль права в системе общественных отношений, особенности правого регулирования как способа воздействия на общественные отношения, конкретные функции и механизмы действия права. Известно, что любая социальная система (общество) нуждается в определенной организации общественных отношений, в их упорядочении, координации деятельности членов общества, согласовании результатов их действий. Упорядочение общественных отношений достигается путем установления определенных норм, выражающих систему ценностей общества. Политические, правовые, этические и другие нормы выступают по отношению к личности, социальной группе, обществу в качестве определенных ценностных ориентиров, регулирующих деятельность людей, организующих ее в определенном направлении. В любом развивающемся обществе существует своя правовая система, цель которой - поддержка и защита социально-экономического строя, воли и интересов различных классов, создание и поддержание правопорядка. Право занимает немалое место в культуре любого общества, хотя бы потому, что право - это видение обществом своего идеального состояния, своего рода программа-максимум, а не просто средство закрепления существующего порядка вещей. Право - один из действенных инструментов в руках государства, способ реализации его политики, в том числе политики, направленной на модернизацию общества.

     В то же время не стоит абсолютизировать право в качестве самостоятельного фактора изменения общественной жизни, автономного от традиций и  ценностей данного общества. Это  связано не только с усложненным, формализованным порядком его изменения, с наличием специального законотворческого  органа, уполномоченного изменять правовые нормы, достаточно серьезной и долгой подготовкой законопроектов, но и  с тем, что нравственные идеалы общества и выраженное в праве представление  о справедливости, изменяются весьма редко.

     Резко расходятся мнения правоведов, философов, политиков о содержании, о ценности о целях, сущности права и его назначении. О сущности права написано много. Ее определяли по-разному: государственная воля, божественная воля, воля его императорского величества, возведенная в закон воля господствующего класса, общенародная воля, разграничение интересов, защита интересов, выражение общественных интересов и т.д. Рассматривая вопрос об истоках права, большинство ученых, по сложившейся традиции от Платона и Аристотеля, истоки права связывают с государством, а иные, следуя воззрениям Т. Гоббса - с социальными институтами, среди которых в качестве первичного принимается семья. Реже встречается стремление следовать концепции естественного права, в которой основной субъект – личность.

     Право – сложный феномен. Оно содержит нормы, положения, природа которых  различна. Будучи тесно связано с  государством, всякое право отражает чьи-либо интересы. Развиваясь в пределах определенного региона с его  историческими, социальными, национальными, культурными особенностями, оно  их аккумулирует и выражает в правилах поведения, специфических для данного народа или общих для нескольких стран (например, европейские правовые традиции, мусульманское право).

     Первичные принципы права были заложены еще  в древности. Каждый из этих принципов складывался в сложной, длительной борьбе, вырабатывался как политический, философский и нравственный итог острых социальных противоречий. Например, в одном из наиболее разработанных источников права, Дигестах римского императора Юстиниана (VI в. н.э.), уже были сформулированы такие положения, как объективность суда (нельзя быть судьей в собственном деле), "бремя доказывания" (доказательство возлагается на того, кто утверждает, а не на того, кто отрицает), полнота доказательств ("один свидетель – не свидетель").

     Еще в недрах рабовладельческого, а затем  и феодального обществ начали зарождаться и развиваться гуманистические  идеи равенства перед законом, справедливого  обращения с лицами, нарушившими  закон, идеи предупреждения правонарушений. Греческий философ Демокрит (IV в. до н.э.) писал: "Тот, кто воспитывает... убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение". Почти через полторы тысячи лет восточный философ-гуманист Аль-Фараби (IX-Х вв. н.э.), развивая те же идеи, подчеркивал значение принципа личной ответственности и справедливого отношения к людям. В XVI в. Томас Мор, провозглашая ценность человеческой жизни, выступил против жестоких наказаний средневековья: "Бог запретил убивать кого бы то ни было, а мы с такой легкостью убиваем за отнятый грош" (Мор, 1978).

     С ростом городов, развитием ремесленного производства, возникновением капиталистических  отношений подобные гуманистические  идеи стали приобретать все более  широкое распространение и четкую социально-политическую направленность. Усилившееся внимание к человеку, его воспитанию и образованию, обсуждение проблем "свободы воли", причин человеческих поступков, рациональной организации общественной жизни  в век французского Просвещения  положительно сказались на содержании новых правовых представлений и  идей. Экономическая и социальная необходимость освободить человека от пут феодальных отношений, привести политическую и правовую надстройку в соответствие с возникающим  капиталистическим базисом осознавалась все более широкими слоями населения. Именно в этот период стали появляться первые разработки проектов законов  и кодексов, основанных на демократических  и гуманистических началах.  
 
 
 
 

Информация о работе Социальная ценность права