Сложноустроенные субъекты Российской Федерации. Конституционный статус. Проблемы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыв понятие нормативно-правового акта и изучив их классификацию, изучить юридические последствия и проблемы, связанные с действием нормативных правовых актов в пространстве.
Для этого поставлены задачи:
- раскрыть понятие нормативно-правового акта;
- изучить их классификацию;
- рассмотреть порядок действия нормативных правовых актов в пространстве;
- дать определение и охарактеризовать территориальный и экстерриториальный принципы действия нормативных актов;
- изучить и проанализировать современные проблемы, связанные с действием нормативно-правовых актов в пространстве, возникающие в результате объединения субъектов РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Нормативно-правовой акт ……………………………………..5
1.1. Понятие нормативно-правового акта
1.2. Классификация нормативно-правовых актов
Глава 2. Действие нормативных правовых актов в пространстве …....9
2.1. Территориальный и экстерриториальный принципы
2.2. Современные проблемы, связанные с действием нормативно-
правовых актов в пространстве, возникающие в результате
объединения субъектов РФ
Заключение……………………………………………..………………….18
Список использованных нормативно – правовых
актов и научной литературы ……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Курсовая КП.docx

— 46.27 Кб (Скачать)

 

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Западно-Сибирский Институт Финансов и Права»

 

 

 

 

Экономико-правовой факультет

Кафедра государственного и муниципального права

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

По  дисциплине: Конституционное право

Тема: Сложноустроенные субъекты Российской Федерации. Конституционный статус. Проблемы развития.

 

 

 

 

 

Выполнил: Ахмадеев Р.Р.

Группа: Ю-1232

Проверил: к.ю.н. Моисеенко М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск

2013

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1. Нормативно-правовой акт  ……………………………………..5

1.1. Понятие нормативно-правового акта

1.2. Классификация нормативно-правовых актов

 

Глава 2. Действие нормативных правовых актов в пространстве …....9

2.1. Территориальный и экстерриториальный принципы

2.2. Современные проблемы, связанные с действием нормативно-

       правовых актов в пространстве, возникающие в результате

       объединения субъектов РФ

 

Заключение……………………………………………..………………….18

 

Список использованных нормативно – правовых

актов и научной литературы ……………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях, когда идет становление новой правовой системы  России, когда идет непрерывный рост различных законов, подзаконных  актов, актов субъектов федерации, когда на их основе выносится все  больше правоприменительных решений, остро встает вопрос о границах действия всего этого многообразия правовых актов. Нередко от правильного учета  границ действия зависит правильное применение закона.

Актуальность  темы курсовой работы не вызывает сомнений. Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных  правовых актов. Для практического  воплощения в жизнь они должны быть реализованы конкретными субъектами в их взаимоотношениях между собой. При этом чрезвычайно важно установить временные, пространственные и субъектные пределы действия норм. Нормативные  правовые акты регулируют наиболее важные общественные отношения, и от того, как и в какой форме это  сделано, в немалой степени зависит  сама возможность достижения социально  значимых целей, для осуществления  которых созданы соответствующие  нормы.

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя  границы действия нормативных актов  во времени, писал, что «… закон, как  норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты  своего действия. Вопрос, с какого времени  закон начинает применяться и  с какого времени его не следует  более применять, чрезвычайно важен  в практическом отношении»1.

Цель  курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыв понятие нормативно-правового акта и изучив их классификацию, изучить юридические последствия и проблемы, связанные с действием нормативных правовых актов в пространстве.

 

Для этого  поставлены задачи:

- раскрыть понятие нормативно-правового акта;

- изучить  их классификацию;

- рассмотреть  порядок действия нормативных  правовых актов в пространстве;

- дать  определение и охарактеризовать  территориальный и экстерриториальный принципы действия нормативных актов;

- изучить  и проанализировать современные проблемы, связанные с действием нормативно-правовых актов в пространстве, возникающие в результате объединения субъектов РФ.

Объектом  исследования выступает общественные отношения, связанные с действием  нормативных правовых актов. Предметом  исследования являются нормы законодательства; доктринальные источники; судебная практика. В качестве методов исследования применялись исторический, формально-логический и системный методы научного познания.

Проблемам действия нормативных правовых актов  во времени, в пространстве и по кругу  лиц в общей теории государства  и права уделяется много внимания как российскими, так и зарубежными  учеными. В отечественном правоведении указанная проблематика исследовалась  такими учеными, как С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.К. Бабаев, Я.М. Брайнин, А.Г. Братко, А.Б. Венгеров, Н.В. Витрук, А.В. Демин, Е.А. А.В. Малько, Г.В. Мальцев, Г.Н. Манов, А.С. Мордовец, В.С. Нерсесянц, В.С. Основин, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, И.Н. Сенякин, Л.И. Спиридонов, В.М. Сырых, В.Д. Перевалов, А.Ф. Черданцев, А.Ф. Шебанов, В.В. Шейндлин, Л.С. Явич и др.

Однако  до настоящего времени нет единства по поводу понятия нормативного правового  акта, его действия во времени, в  пространстве и по кругу лиц.

 

 

 

1. Нормативно-правовой акт

 

1.1 Понятие нормативно-правового акта

 

Нормативный правовой акт является наиболее распространенным и основным источником права, в котором  содержатся нормы права, установленные  или признанные государством. Как  основной источник права нормативно-правовой акт относится к романо-германской правовой системе. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов  государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права.2

Нормативно-правовой акт характеризуется следующими основными признаками.

Во-первых, он имеет государственно-властный характер, так как исходит от государства. Нормативно-правовой акт создается  в результате нормотворческой деятельности органов государства. Государство  в лице компетентных органов обеспечивает реализацию правовых предписаний, содержащихся в нормативно-правовых актах. Государство  также осуществляет принудительное воздействие на субъекты правоотношений, нарушающих установленные правовые предписания. Нормативно-правовой акт  является односторонним актом выражения  государственной воли и этим отличается от нормативных договоров и судебных прецедентов.

Во-вторых, нормативно-правовой акт принимается  с соблюдением определенной процедуры. Так, например, Регламент Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации устанавливает порядок  внесения законопроектов и их рассмотрение в Государственной Думе. Статья этого  Регламента закрепляет положение, что  «рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях». Принятый федеральный закон направляется на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его.

В-третьих, нормативно-правовой акт имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. Он вступает в  силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом  нормативном акте, а утрачивает юридическую  силу с момента отмены данного  акта и принятия нового. Пространственное действие нормативно-правового акта связывается с его распространением на территории государства. Территориальные  пределы действия нормативно-правовых актов проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия нормативно-правового акта означает распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы.

В-четвертых, в нормативно-правовых актах содержатся правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует  отличать от индивидуальных юридических  актов, которые не являются источниками  права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация нормативно-правовых актов

 

Классификацию нормативно-правовых актов можно  произвести по различным основаниям: по юридической силе; по объему и  характеру действия; по содержанию; по субъектам, их издающим. По юридической  силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты.

Юридическая сила нормативно-правового акта определяет его место и значимость в общей  системе государственного нормативного регулирования. По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: на акты общего действия, которые распространяются на всю территорию государства; на акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного действия, которые реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий). По субъектам нормотворческой деятельности нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы), акты исполнительной власти (подзаконные акты), акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

По юридической  силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы:

Законы:

Конституция

Федеральные конституционные закон

Федеральный закон

Закон субъекта Федерации

Подзаконные акты:

Указы президента

Постановления правительства

Инструкции, приказы министерств и ведомств

Акты  органов государственной власти субъекта

Акты  органов управления субъекта РФ

Акты  муниципальных органов 

Локальные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической  силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой  каждый из каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Действие  нормативных правовых актов в  пространстве

 

2.1. Территориальный и экстерриториальный принципы

 

Немаловажным аспектом действия правового  акта является его действие в пространстве. Действия нормативных актов в  пространстве осуществляется с учётом территориального и экстерриториального  принципов, что позволяет определить пространственные пределы действия закона, сделать различие между актами различных государств, законом государства  и международным актом, наконец, между общегосударственной и  локальной нормами.

Под территориальным  принципом понимают действие нормативных  правовых актов в пределах государственных  или административных территориальных  границ деятельности правотворческого органа.

Введем  понятие территории государства. Это  – часть территории земного шара, находящаяся под суверенитетом  определенного государства, составными частями которой являются сухопутные, водные, подземные и воздушные  пространства, а также приравненные к ней объекты.3

В России, которая является федеративным государством (п.1. ст.1 Конституции РФ), как и  в иных федеративных государствах, регулирование общественных отношений  осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства, Конституция  Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (п.2 ст.4 Конституции РФ).

В целом  можно подразделить правовые акты на общегосударственные, действующие  на всей его территории, на действующие  на части территории и на международные, распространяющиеся на ряд государств. Следует сказать, что международные  договоры не могут приниматься государством без его согласия; тем самым  соблюдается государственный суверенитет. Договор, как правило, принимается  согласно установленной процедуре  законодательным органом и вступает в силу как часть правовой системы государства. В Конституции РФ, например, говорится о месте договора: при том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу», «если международным договором… установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».4 Это означает, что в Российской Федерации такой договор по своей юридической силе стоит всего порядком ниже Основного закона. Таким образом, соблюдаются начала суверенитета. При этом международные договоры России «являются составной частью ее правовой системы».5 Аналогичные нормы содержатся, например, в Основном законе ФРГ: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации».6 Таким образом, можно говорить о включении международного права в право конкретных государств и действии напрямую на их территории как «родного».

Акты  федеральных органов власти действуют  в пределах территориальных границ государства.

Акты  субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных  границ.

Статья 76 Конституции РФ гласит: «Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов.

Законы  и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии с  частями первой и второй настоящей  статьи. В случае противоречия между  федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон».

Информация о работе Сложноустроенные субъекты Российской Федерации. Конституционный статус. Проблемы развития