Системы органов государственной власти штатов Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 23:55, контрольная работа

Описание работы

В отличие от субъектов РФ, где высшее должностное лицо обычно является и главой высшего исполнительного органа власти, Конституция Индии четко разграничивает эти две должности. В России губернаторы субъектов федерации избираются населением не более, чем на 2 срока подряд, а в Индии они назначаются президентом на 5 лет на неограниченное число сроков подряд.

Содержание

Исполнительная власть в штатах.
Законодательная власть в штатах.
Государственная власть в Союзных территориях.
Институт федерального вмешательства в Индии.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Системы органов государственной власти штатов Индии.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Системы органов  государственной власти штатов Индии

Как и в Российской Федерации Конституция Индии  четко разграничивает федеральные  органы государственной власти и  органы государственной власти субъектов  федерации – штатов. Деятельность органов государственной власти штатов также строится на основе принципа разделения властей. Штаты сами определяют порядок формирования и деятельности своих органов государственной власти на основе принципов, закрепленных в Конституции. Таким образом, Конституция Индии – основной нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность органов государственной власти штатов.[17]

Исполнительная  власть в штатах.

В отличие от субъектов РФ, где высшее должностное  лицо обычно является и главой высшего  исполнительного органа власти, Конституция Индии четко разграничивает эти две должности. В России губернаторы субъектов федерации избираются населением не более, чем на 2 срока подряд, а в Индии они назначаются президентом на 5 лет на неограниченное число сроков подряд. Возможно назначение одного лица губернатором нескольких штатов. Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет, как и в России он не вправе занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, быть депутатом парламента Индии или легислатуры штата.

Губернатор обладает рядом важных полномочий, которые могут быть подразделены на несколько категорий:

1) Полномочия в области  законодательства: как и в РФ  губернатор созывает сессии легислатуры  штата, закрывает их, обладает  правом отлагательного вето, которое  преодолевается простым большинством голосов (в РФ двумя третями). Однако он также обладает рядом важных полномочий, нетипичных для РФ. Он назначает 1/6 членов верхней палаты легислатуры штата, решает вопросы о дисквалификации членов палат легислатуры. Он может в любой момент распустить нижнюю палату легислатуры. Губернатор резервирует на рассмотрение президента те законопроекты, для вступления которых в силу требуется, согласно Конституции, одобрение президента. В перерывах между сессиями легислатур он может издавать указы, имеющие силу закона, которые прекращают свое действие по истечении 6 недель с момента созыва легислатуры.

2) Полномочия в области  исполнительной власти: губернатор  является главой исполнительной  власти штата, вся исполнительная  деятельность правительства штата осуществляется от его имени. Он издает правила ведения дел правительством штата и имеет право на информацию об исполнительной деятельности правительства. Как и в РФ губернатор имеет право делать отдельные назначения: он назначает главного министра и по его совету остальных министров кабинета, генерального адвоката, председателя и членов комиссии по делам государственной службы.

3) Полномочия в области  финансов: как и в РФ губернатор  представляет на рассмотрение  легислатуры проект бюджета и  все финансовые законопроекты.[18] Фонд чрезвычайных расходов штата находится в его распоряжении.

4) Полномочия в области  правосудия и его отправления  нетипичны для губернаторов субъектов  РФ. Он имеет право помилования  осужденных, право приостанавливать  приведение приговора в исполнение, сокращать срок и смягчать меру наказания. Он назначает судей окружных судов.

Губернатор и правительство  штата. В качестве конституционного главы штата губернатор обязан действовать  по совету Совета министров штата. Таким  образом, многие полномочия, которыми он юридически наделен, на деле осуществляют его министры, по чьим советам он должен действовать.[19] Лишь в нескольких случаях он имеет право действовать по своему усмотрению: если он назначается управляющим соседней территорией, он осуществляет свои административные полномочия независимо от Совета министров; если происходит конфликт между федеральным правительством и правительством штата при наличии со стороны федерального правительства указаний действовать определенным образом. Это так называемая дискреционная власть губернатора.

В отличие от РФ, при формировании правительства штата, губернатор назначает  главу правительства не по своему усмотрению, а только лидера партии большинства в легислатуре штата.[20] Затем, по его совету, губернатор назначает остальных членов правительства. Правительство (Совет министров) несет коллективную ответственность перед легислатурой. Никто из министров не может оставаться в должности более 6 месяцев, не будучи членом легислатуры штата.

Полномочия правительств штатов во многом аналогичны полномочиям высших исполнительных органов субъектов РФ: они осуществляют меры по реализации прав человека, борьбе с преступностью, охране общественного порядка; разрабатывают и исполняют бюджет и проекты социально-экономического развития; формируют иные органы государственной власти штата. Правительства штатов обладают рядом важных полномочий, нетипичных для субъектов РФ. Во-первых, Совет министров дает советы губернатору, на основании которых он обязан осуществлять свою деятельность (в том числе и о назначениях должностных лиц штатов). Во-вторых, Совет министров, не получивший вотума доверия от легислатуры штата, может обратиться к губернатору с требованием ее роспуска.

Важно отметить положение  главного министра, который фактически является главой исполнительной власти штата и сильно влияет на законодательную. Он председательствует на заседаниях кабинета, решает, какие вопросы будут поставлены на рассмотрение кабинета, координирует его работу, оказывает решающее влияние на назначения, которые формально возложены на губернатора (в случае назначения генерального адвоката, министров правительства и.т.д.). Он координирует законотворчество легислатуры, опираясь на поддержку партийного большинства.

Генеральный адвокат штата. Статья 165 Конституции содержит положения относительно генерального адвоката каждого штата, должности, нетипичной для субъектов РФ. Он назначается губернатором по рекомендации Совета министров. Генеральным адвокатом может быть назначено только лицо, обладающее квалификацией судьи Высшего суда. Его обязанности: давать правительству советы по всем правовым вопросам, выступать от имени правительства в Высшем суде по всем делам, в которых штат является стороной, представлять штат в Высшем Суде прирассмотрении апелляции по уголовному делу особой важности.

Должность генерального адвоката носит политический характер, и изменения  в правительстве штата ведут  к новому назначению на этот пост.

Законодательная власть в штатах.

Законодательная власть в штатах осуществляется легислатурами, состоящими из одной, либо двух палат: Законодательного собрания и Законодательного совета. Решение о создании или упразднении верхней палаты принимается двумя третями голосов нижней.[21]

Нижняя палата – Законодательное  собрание, как и в РФ, избирается гражданами на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Она состоит не более, чем 500 и не менее, чем 60 членов, соразмерно населению штата. В Законодательном собрании резервируются места для каст и племен пропорционально населению. Если по одномандатному округу выдвинут только 1 кандидат, он объявляется избранным без голосования – так называемые бесспорные выборы. В субъектах РФ такого не предусматривается.

Депутатами Законодательного собрания могут быть граждане, достигшие 25 лет, обладающие квалификацией, предписанной законом парламента. Как и в РФ, они не могут одновременно быть членами обеих палат легислатуры, членами легислатур нескольких штатов, членами федерального парламента. Депутаты легислатур штатов, в отличие от их российских коллег, не обладают неприкосновенностью. При выдвижении своей кандидатуры, они обязаны внести избирательный залог.

В Конституции Индии указаны  должности Спикера и его заместителя, избираемых Собранием из числа его членов. Спикер, после избрания обязан выйти из состава своей партии.[22] Он обладает широкими полномочиями: толкует регламенты палат, формулирует поправки припостановке их на голосование, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др.

Для формирования верхней  палаты легислатуры – Законодательного совета – применяется особый порядок, нетипичный для субъектов РФ.[23] Число  членов Совета не должно превышать 1/3 членов Законодательного собрания, но, во всяком случае, не может быть меньше 40. Он формируется путем применения сразу нескольких способов: прямых выборов, косвенных и назначения. Выборные члены Совета составляют 5/6 его членов, назначенные – 1/6. Косвенными выборами избираются 2/3 его членов: 1/3 – избирательными коллегиями, состоящими из членов органов местного самоуправления в штате, а 1/3 – другой палатой легислатуры штата (законодательным собранием), но из числа лиц, не являющихся ее членами.

В прямых выборах в Законодательный  совет участвуют граждане, составляющие особые избирательные курии: 1/12 часть его членов избирается лицами, окончившими университет и после этого проработавшими не менее 3 лет в данном штате; 1/12 – лицами, которые не менее 3 лет занимались преподавательской работой в учебных заведениях не ниже средней школы.

Остальных членов Законодательного совета назначает губернатор штата  из лиц, имеющих специальные знания в области науки, литературы, искусства, общественной деятельности. Каждые 2 года происходит обновление Законодательного совета на 1/3.

Членами Совета могут быть избраны лица, не моложе 30 лет, обладающие квалификацией, предусмотренной законом парламента. Как и в РФ никто не может быть членом сразу обеих палат легислатуры штата, двух или нескольких легислатур, федерального парламента Индии. Непосещение заседаний палаты в течение 60 дней ведет к объявлению депутатского места вакантным.

Законодательные советы являются очень слабыми законодательными органами. Законодательный совет  обязан рассмотреть законопроект, принятый нижней палатой легислатуры в течение 4 месяцев (финансовый – 14 дней). Отвергнутый ею законопроект вторично рассматривается нижней палатой и, будучи снова принятым, становится законом.[24] Губернатор обязан его подписать и опубликовать, если он не применяет право вето. Других полномочий у Законодательных советов нет.

Таким образом, господствующее положение в области  законодательства и финансов занимают нижние палаты легислатур – Законодательные  собрания. В целом, они обладают многими  полномочиями, характерными и для  высших представительных органов власти субъектов РФ. Они утверждают бюджет и программы социально-экономического развития штатов, устанавливают местные налоги и сборы, порядок распоряжения собственностью штатов, схему управления штатом, структуру высшего исполнительного органа штата, выносят вотум доверия или недоверия правительству штата. В то же время роль законодательных собраний штатов в целом в структуре государственной власти гораздо больше, чем роль высших представительных органов субъектов РФ. Фактически исполнительная власть в штатах формируется легислатурами (партией большинства) и несет перед ними полную ответственность.[25] Большинство в легислатуре может очень сильно влиять на своих однопартийцев в правительстве штата.

Государственная власть в Союзных территориях.

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных  территорий (столица страны и несколько  островов в Индийском океане). Рядом  союзных территорий единолично управляют  назначенные федеральным правительством администраторы, в других по решению парламента Индии при назначенных лейтенант-губернаторах создаются выборные собрания, которые могут принимать законы для территорий и образовывать правительства. Однако легислатура и местное правительство могут давать лишь необязательные советы управляющему, законы территории нуждаются в его одобрении. Управляющий полностью подчинен президенту и правительству, он вправе издавать правила, обязательные для территории. Высшую законодательную власть на территории осуществляет федеральный парламент.[26]

Институт федерального вмешательства в Индии.

В связи с  тем, что Индия – многонациональное  государство, в котором очень  сильны сепаратистские тенденции реакционных  сил, подогреваемых религиозным фанатизмом, особое развитие получил институт федерального вмешательства. Частые беспорядки в отдельных штатах и неспособность местных властей контролировать ситуацию приводили к частому использованию вмешательства на практике.

Федеральное вмешательство  имеет место в двух случаях: при введении режима чрезвычайного положения (как и в РФ) и прямого президентского правления.

При введении чрезвычайного  положения на территории какого-либо штата, что делается президентом  по указанию федерального правительства, парламент Индии получает право законодательствовать для штата, где объявлено чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть полностью берет под свой контроль административные учреждения штата.

Прямое президентское  правление вводит президент (по указанию правительства) по докладу губернатора штата или по собственной инициативе (опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии с конституцией, установленными ею средствами. На основе ст.356 Конституции президент путем издания особой прокламации может принять на себя функции правительства штата, а полномочия законодательного органа штата передать парламенту Индии. Законодательное собрание штата распускается, правительство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или специально назначенному губернатору либо иному полномочному представителю президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое правительство штата.

Заключение.

Индия и Россия - многонациональные федеративные государства, поэтому для них особую актуальность представляет вопрос об эффективной  деятельности органов государственной власти субъектов федерации. Каждая страна имеет свою особую систему данных органов. Две системы имеют схожие и различные моменты.

Основной критерий отличия - вопрос о том кто формирует  правительство субъекта федерации. В России это делает высшее должностное лицо субъекта, избираемое населением. В Индии же роль губернатора, назначаемого президентом, при формировании правительства носит чисто формальный характер, так как он обязан назначить председателем правительства лидера партии большинства в легислатуре штата, который и формирует правительство по партийному принципу. Таким образом, в Индии правительство штата может более эффективно осуществлать свою деятельность, опираясь на партийное большинство в легислатуре штата, которое может в любой момент обеспечить принятие нужных ему законов. В субъектах РФ нередки конфликты между законодательной и исполнительной ветвями власти, представляющими разные политические партии, что не лучшим образом сказывается на их деятельности. В связи с этим, я думаю, России было бы логично заимствовать у Индии принцип формирования правительств субъектов федерации.

Информация о работе Системы органов государственной власти штатов Индии