Систематизация Нормативно-Правовых Актов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение темы «Систематизация нормативно-правовых актов».
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- дать определение и характеристику понятию «нормативно-правовые акты»;
- изучить определение и значение понятия «систематизация»;
- проанализировать виды систематизации нормативно-правовых актов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Нормативно правовые акты………………………………………….…5
Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………...……….…5
1.2 Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам……………...6
1.3 Классификация нормативно-правовых актов……………………………...11
Глава 2. Систематизация нормативно-правовых актов…………………….....12
2.1 Понятие и значение систематизации………………………………...……..12
2.2 Учет нормативных актов…………………………………………………....13
2.3 Понятие и виды инкорпорации………………………………………..……16
2.4 Консолидация законодательства………………………………………...….18
2.5 Кодификация. Виды кодификационных актов………………………….....19
Заключение………………………………………….………………………..…..21
Библиография………………………..…………………………………….…..…23

Работа содержит 1 файл

Систематизация нормативно-правовых актов.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

- текущие (обычные)  законы, принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах12, Гражданский кодекс13 и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.14

Подзаконные нормативные правовые акты – это письменные документы, принимаемые, как правило, органами исполнительной власти государства, которые основаны на законе и не могут ему противоречить.15

К подзаконным нормативным  правовым актам Российской Федерации относятся:

-нормативные постановления  палат Федерального Собрания  Российской Федерации;

- нормативные указы  и распоряжения Президента Российской  федерации;

- нормативные постановления  Правительства Российской Федерации;

- нормативные правовые  акты федеральных органов исполнительной  власти.

Подзаконный нормативный  правовой акт в юридической литературе понимается как разновидность нормативного правового акта, издаваемого компетентным органом на основе и во исполнение закона, для конкретизации и развития его положений.16

 

2. По субъекту  правотворчества:

- на акты законодательной власти, принимаемые федеральными законодательными органами, а также законодательными органами субъектов Федерации;

- акты исполнительной власти, принимаемые органами исполнительной власти на различных уровнях: Президентом, Правительством, министерствами, главами администраций субъектов Федерации;

- акты органов местного самоуправления;

- локальные нормативные акты, принимаемые в разного рода организациях (например, в вузах принимаются уставы).

3. По сроку  действия:

- постоянные – не ограничены в своем действии временными рамками;

- временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (годовой бюджет, ввод и отмена чрезвычайного положения и т.д.).

4. По сфере  действия:

- общегосударственные – действуют на всей территории страны;

- региональные – действуют на территории одного или нескольких субъектов Федерации;

- локальные – действуют на одном предприятии или в учреждении.

5. По предмету  правового регулирования – нормативные акты, регламентирующие отношения:

- в государственно-правовой  сфере;

- в уголовной  - правовой сфере;

- в гражданско-правовой  сфере и т.д.17

 

 

 

 

Глава 2. Систематизация нормативно-правовых актов

2.1 Понятие и значение систематизации

Система действующих  нормативных актов в современном  цивилизованном государстве является весьма сложной вследствие как значительного  числа органов, принимающих такие  акты, так и множественности актов, издающихся правотворческими органами. Кроме того, система нормативных актов подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, акт президента и иной источник права нередко вносит коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, а третьи признаются утратившими силу полностью или частично.

Чтобы в массе действующих  и изменяющихся источников российского  права оперативно находить нужные нормы, государственные органы, предприятия, да и работники, имеющие дело с нормативными актами, вынуждены постоянно заниматься работой по приведению их в упорядоченную совокупность, систему. Подобного рода деятельность охватывается понятием систематизации нормативных актов.18

Систематизация нормативно-правовых актов — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Систематизация включает в себя три составные части: предмет, содержание и результат. Предметом являются нормативные правовые акты, содержанием – их обработка и расположение по определенной системе, а результатом – сборники, кодексы, сводные акты.

Систематизация нормативно-правовых актов объективно необходима. Она  способствует: а) развитию законодательства, поскольку системное расположение нормативных правовых актов позволяет увидеть имеющиеся в нем противоречия, пробелы и создает условия для их устранения; б) совершенствованию процесса реализации и исполнения права, поскольку изложенное  в определенном порядке и последовательности законодательство становится более доступным и понятным гражданам, должностным лицам, юристам.19

Современная правовая практика знает и использует четыре способа  систематизации нормативных актов: сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности; издание различного рода сборников законов и иных нормативных актов; объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам, в один укрупненный акт; создание нового акта – кодекса или иного акта, приближающегося по своим юридическим качествам к кодексу, – путем переработки действующих норм права, а также дополнения их новыми нормативными установлениями.

Сообразно названным  способам систематизации нормативных актов выделяются ее четыре вида: учет, инкорпорация, консолидация и кодификация.

 

 

2.2 Учет нормативных актов

Как разновидность систематизации, учет законодательства и иных нормативных  актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет осуществляется практически  всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных  актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Как правило, государственные органы и юридические лица нуждаются в знании действующих норм по определенной теме. Но вполне возможны ситуации, когда требуются сведения только об официальных реквизитах нормативных актов (их наименовании, дате принятия, номере акта и др.) либо тексты актов, утративших силу.

С учетом собственных информационных потребностей государственные органы, юридические лица осуществляют сбор законов Российской Федерации, актов  Президента России, постановлений Правительства, нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации и других актов.

Сбор подлежащих учету актов  осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов.

Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в

определенном порядке. Фонд, состоящий из нескольких сотен  или тысяч актов, расчленяется на разделы, как правило, по правотворческим органам. Внутри раздела акты размещаются в хронологическом порядке.

Чтобы знать, какие нормативные  акты действуют, какие в них внесены  изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учет, заносятся сведения обо всех их последующих изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.

Для быстрого нахождения нормативно-правового предписания, принятого по тому или иному вопросу (теме), создаются

информационно-поисковые  системы. Они могут создаваться  без какой-либо современной техники, с ручным поиском.

В настоящее  время, когда в сфере управления все шире применяется современная  техника, в том числе и высокопроизводительные компьютерные машины, открываются большие возможности для создания автоматизированных информационно-поисковых систем. В отличие от систем с ручным поиском автоматизированные поисковые системы позволяют значительно усовершенствовать поиск правовой информации и обеспечить наиболее полное удовлетворение в ней потребности государственных органов и юридических лиц.

Для автоматизированных информационно-поисковых систем по законодательству характерны: большой информационный фонд, состоящий из нескольких тысяч и десятков тысяч нормативных актов; высокая скорость поиска; качественно иной, более прогрессивный способ обработки нормативных актов, позволяющий осуществлять поиск по любой теме. Если в системах с ручным поиском информации поиск ограничивается совокупностью тех вопросов, которые отражены в словнике или рубрикатере системы, то в автоматизированной системе это ограничение снято.

В государственных  органах учетом и поиском нормативной информации обычно занимается специальная служба, именуемая кодификационным бюро, в составе одного или нескольких человек. В связи с тем, что для отдельной организации такой учет достаточно трудоемок, сложен и чреват многими ошибками при поиске, создаются разного рода коммерческие организации, которые осуществляют централизованный сбор и поддержание в контрольном состоянии нормативных актов федеральных органов государственной власти Российской Федерации и обеспечивают заинтересованных лиц необходимой им правовой информацией.

С мая 1992 г. в Российской Федерации введена государственная  регистрация ведомственных нормативных  актов. Государственной регистрации  в Министерстве юстиции подлежат нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер независимо от срока их действия и характера содержащихся в них сведений. По представленному на государственную регистрацию нормативному акту проводится правовой анализ соответствия его законодательству Российской Федерации.

 

В настоящее время  в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации создается  единый эталонный банк данных правовой информации, включающий в себя наряду с актами федеральных органов законодательной и исполнительной ветвей власти нормативные акты всех субъектов Федерации.20

 

 

2.3 Понятие  и виды инкорпорации

При инкорпорации законы, указы, постановления правительства и другие нормативные правовые акты объединяются полностью или частично в сборники или собрания законодательства и располагаются в определенном порядке – хронологическом, алфавитном, предметном, алфавитно-предметном и др. К числу таких сборников могут быть отнесены сборники по пенсионным, жилищным и др. вопросам.

При инкорпорации нормативно-правовое содержание актов не изменяется, хотя они подвергаются некоторой обработке. В первоначальный текст вносятся последующие официальные изменения, исключаются статьи и пункты, утратившие силу и имевшие временное значение, акты располагаются по определенной системе, в некоторых случаях отдельные статьи и главы разных актов группируются и т.д.21

Сборниками называются инкорпорированные издания законов  или иных нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов.

В подготовке и издании  собраний может принимать участие  достаточно широкий круг органов, организаций, учреждений. В зависимости от того, кто осуществлял инкорпорацию законодательства, в юридической литературе выделяют три вида собраний: официальные, официозные (полуофициальные) и неофициальные.

Официальным собрание признается в двух случаях: когда правотворческий орган сам подготовил и издал его либо утвердил или иным образом официально одобрил собрание, подготовленное иным органом.

Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения. Отсутствие такого утверждения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов актов их официальному тексту несет составитель собрания, например Министерство юстиции, а не правотворческий орган. 

 

К неофициальным относятся те собрания законодательства, которые издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.

Официальные собрания законодательства являются соответственно и источниками официального опубликования, тогда как официозные и неофициальные рассматриваются лишь в качестве обычного издания, на текст которого нельзя ссылаться при обращении в правоохранительные и иные органы государства.

Собрания законодательства могут быть систематическими и хронологическими. В систематических собраниях акты располагаются по предметному признаку, в зависимости от их содержания, в хронологических – последовательно, в зависимости от даты (времени) издания актов. Хронологические сборники уступают систематическим сборникам, которые являются более удобными для пользования нормативным материалом и более эффективными с точки зрения перспектив систематизации законодательства. Кроме того, собрания законодательства бывают полными, включающими все действующие акты (определенного уровня или типа), и частичными, включающими лишь часть, определенный массив актов.22

 

 

2.4 Консолидация  законодательства 

С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности — консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Информация о работе Систематизация Нормативно-Правовых Актов