Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:53, курсовая работа
Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении правоохранительных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе необходимо решить следующие частные задачи:
1. определить понятие правоохранительных органов РФ;
2. рассмотреть виды и признаки правоохранительных органов РФ;
3. рассмотреть законодательство о правоохранительных органах РФ;
4. дать характеристику правоохранительным органам РФ.
Введение 2
Глава 1. Понятие правоохранительных органов 5
1.1. Понятие, виды и признаки правоохранительных органов 5
1.2. Законодательство о правоохранительных органах 10
Глава 2. Характеристика правоохранительных органов 18
2.1. Система правоохранительных органов 18
2.2. Задачи и функции правоохранительных органов 21
Заключение 25
Список литературы 26
Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
2.2. Задачи и функции правоохранительных органов
Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа.
При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют и задачи, которые они решают для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.
В совокупности эти функции
характеризуют распределение ко
Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.
Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.
Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.
Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).
Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение.6 Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ.
Функциями правоохранительных органов являются:
Итак, в общем представлении правоохранительные органы мы можем определить как государственные органы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме [14].
Заключение
Итак, мы определили понятие правоохранительных органов РФ, рассмотрели признаки правоохранительных органов РФ, рассмотрели законодательство о правоохранительных органах РФ, а также дали характеристику правоохранительных органов РФ.
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
Необходимо отметить
что вся система
Безопасность государства
никоим образом неотделима от безопасности
гражданского общества и его членов.
Поэтому система правоохранител
Основными принципами деятельности системы правоохранительных органов являются соблюдение законности, уважение и защита прав человека и гражданина.
В целом можно сказать, что в области улучшения деятельности системы правоохранительных органов предстоит ещё много сделать, чтобы она реально, а не только на бумаге отвечала потребностям современного демократического общества. Для этого на данном этапе нужны большие капитальные вложения, таковы реалии сегодняшнего дня и от этого никуда не деться.
Список литературы
1 Черников В.В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. М., 2001.
2 Иванов В. Д. Правоохранительные органы и судебная система в Российской Федерации.- М.: ПРИОР, 1999.
3 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. – М., 2006.
4 Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. - М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2002.
5 Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. - М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2002.
6 Воронцов С. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: История и современность. Под общ. ред. Н. А. Патрушева. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
7 Правоохранительные органы: Учебник для вузов. Под ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. М., 2006.
8 Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. - М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2002.
9 Правоохранительные органы: Учебник для вузов. Под ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. М., 2006.
10 Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы. Журнал российского права.. – 2002. - № 7
11 Правоохранительные органы: Учебник для вузов // Под ред. Н.А. Петухова и Г.И. Загорского. М., 2006.
12 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. М., 2006.
13 Наумов А. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как институт общего надзора. Российская юстиция. – 2002. - № 1.
14 Правоохранительные органы: Учебник для вузов. Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2007.
Информация о работе Система правоохранительных органов РФ: понятие, виды и основные задачи