Система правоохранительных органов РФ: понятие, виды и основные задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении правоохранительных органов Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в контрольной работе необходимо решить следующие частные задачи:
1. определить понятие правоохранительных органов РФ;
2. рассмотреть виды и признаки правоохранительных органов РФ;
3. рассмотреть законодательство о правоохранительных органах РФ;
4. дать характеристику правоохранительным органам РФ.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие правоохранительных органов 5
1.1. Понятие, виды и признаки правоохранительных органов 5
1.2. Законодательство о правоохранительных органах 10
Глава 2. Характеристика правоохранительных органов 18
2.1. Система правоохранительных органов 18
2.2. Задачи и функции правоохранительных органов 21
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Правоохран.органы.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

Кафедра гражданского и трудового  права

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Правоохранительные органы

на тему: «Система правоохранительных органов РФ: понятие, виды и основные задачи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Барнаул

2013 
Оглавление:

 

Введение           2

Глава 1. Понятие правоохранительных органов     5

    1. Понятие, виды и признаки правоохранительных органов  5
    2. Законодательство о правоохранительных органах   10

Глава 2. Характеристика правоохранительных органов   18

2.1. Система правоохранительных органов     18

2.2. Задачи и функции правоохранительных органов    21

Заключение          25

Список литературы         26

 

Введение

 

Принятие в 1993 г. Конституции  Российской Федерации, закрепившей новые для нашего общества права и свободы, отразившей коренные изменения во взаимоотношениях личности и государства, вступление России в Совет Европы, требующее признания и соблюдения международно-правовых стандартов в области прав человека, не могло не отразиться на развитии российского законодательства.

Одно из приоритетных направлений правовой реформы в  России — усиление правовой защищенности личности. Статья 2 Конституции РФ объявляет  права и свободы человека высшей ценностью, подчеркивая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.

Все вышеуказанное не могло не сказаться на состоянии  российской правоохранительной системы, которая в прошедшие годы претерпела значительные изменения. Эти изменения  обусловлены двумя обстоятельствами: с одной стороны, необходимостью соблюдения международных стандартов в области прав и свобод человека, предоставления максимальных прав и свобод отдельной личности, усиления роли и авторитета суда, а с другой — необходимостью принятия адекватных мер по противодействию преступлениям и разного рода правонарушениям, бурный рост которых буквально захлестнул российское общество в последние годы.

Цель данной контрольной  работы состоит в рассмотрении правоохранительных органов Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе необходимо решить следующие частные задачи:

  1. определить понятие правоохранительных органов РФ;
  2. рассмотреть виды и признаки правоохранительных органов РФ;
  3. рассмотреть законодательство о правоохранительных органах РФ;
  4. дать характеристику правоохранительным органам РФ.

Объект исследования – правоохранительные органы РФ.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с рассмотрением правоохранительных органов РФ.

 

Глава 1. Понятие правоохранительных органов

 

    1. Понятие, виды и признаки правоохранительных органов

 

Государство осуществляет свои функции в различных сферах общественной жизни. Важнейшими задачами государства выступают обеспечение  законности, правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных прав и интересов общества в целом, различных организаций, осуществление борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Конституция РФ в ст. 2 устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека. Эта функция государства именуется правоохранительной функцией. Для ее реализации государство создает специально уполномоченные на то органы, наделенные соответствующими полномочиями и осуществляющие свою деятельность в установленных законом формах. Эти органы именуются правоохранительными органами.

Правоохранительные органы — специально создаваемые государством органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.

К числу отличительных  признаков правоохранительных органов необходимо отнести следующие их характерные черты:

1. Правоохранительные органы являются специально уполномоченными государственными органами. Основная функция правоохранительных органов заключается в обеспечении и защите прав и свобод человека, интересов общества и государства в сфере соблюдения законности и охраны правопорядка.

2. Правоохранительные органы правомочны применять юридические меры воздействия, к числу которых относятся различные меры государственного воздействия и меры взыскания и наказания [1].

3. Правоохранительные органы функционируют в рамках строго определенного правового поля: порядок их организации и деятельности четко регламентирован нормативно-правовыми актами, свои действия они осуществляют в строгом соответствии с предписаниями закона.

4. Правоохранительные органы соблюдают установленные законом процедуры, процессуальные правила при осуществлении своей деятельности.

Правоохранительная деятельность неоднородна, ее осуществляют различные  органы, перед которыми стоят свои собственные, отличные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные средства при осуществлении правоохранительной деятельности.

Различные виды правоохранительной деятельности объединяются только общими признаками (общая цель, жесткая регламентация организации и функционирования и т.д.), а также тем, что все органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействую между собой.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на:

• органы суда (суды),

• иные правоохранительные органы.

Суды в свою очередь  состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных  судов. В системе судов общей  юрисдикции в свою очередь могут  быть выделены: система общих судов и система военных судов. Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия.

В систему иных правоохранительных органов входят:

Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Также иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуроре) [2].

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД РФ [3].

ФСБ России является федеральным  органом исполнительной власти, в  пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области  обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. На нее также возложено обеспечение информационной безопасности Российской Федерации, координация контрразведывательной деятельности федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление, и непосредственная реализация основных направлений деятельности органов ФСБ России, определенных законодательством РФ [4].

Органы ФМС России созданы в целях регулирования  миграционных процессов, противодействия  незаконной миграции, осуществления  контроля за соблюдением правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию РФ [5].

Органы по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ и их прекурсоров (далее — органы наркоконтроля) представляют собой совокупность федеральных и территориальных органов исполнительной власти, на которые законодательными и иными нормативными правовыми актами возложена обязанность обеспечивать на территории РФ контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — наркотических средств) и осуществлять меры по противодействию их незаконному обороту [6].

Внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения  безопасности Российской Федерации. Она представляет совокупность специально создаваемых государством органов — органов внешней разведки РФ — и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз, используя при этом определенные законом методы и средства [7].

Частью сил обеспечения  безопасности России являются таможенные органы РФ. Защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства  они осуществляют путем ведения таможенного дела, представляющего собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ч. 2 ст. 1 Таможенного кодекса) [8].

Министерство юстиции  Российской Федерации (Минюст РФ) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти [9].

 

 

 

1.2. Законодательство о  правоохранительных органах

 

Традиционно все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов можно классифицировать по нескольким основаниям.

Если взять за основу содержание нормативно-правовых актов  о правоохранительных органах, то их можно разделить на следующие  группы.

1. Акты общего действия:

1) международно-правовые  акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

К числу таких актов  следует отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию прав и свобод человека и гражданина, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов, Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, Резолюцию Экономического и Социального совета ООН от 24 мая 1989 г. № 1989/60. «Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов», Европейскую хартию о законе «О статусе судей», «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы», законодательство о Европейском суде по правам человека и др. [10];

2) Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой и носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории РФ. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2,15,19,22,24, 29,48,49,122 и др.) [11].

2. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д.

Информация о работе Система правоохранительных органов РФ: понятие, виды и основные задачи