Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа
Данная работа посвящена системе права. В работе рассматриваются понятие и структурные элементы системы права, различные классификации права. Также уделено внимание предмету и методу правового регулирования как основания деления права на отрасли, дается краткая характеристика основных отраслей Российского права. Последняя глава работы посвящена международному праву и его взаимодействию с системой Российского права.
Введение
1.Понятие и структурные элементы системы права. Отрасль права. Институт права. Публичное и частное, материальное и процессуальное право.
2.Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.
3.Характеристика основных отраслей Российского права.
4.Система Российского права и международное право.
Заключение
Список литературы
Следует сказать и о “смежных”
составах, ответственность за которые
предусмотрена в
Принятие УК РФ 1996 г., в текст которого были включены ранее неизвестные составы преступлений, поставило проблему соотношения отдельных норм уголовного права с нормами гражданского, финансового, налогового, таможенного права и других отраслей. К примеру, преступлением в сфере экономической деятельности признается уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ). В то же время подобное деяние предусмотрено в качестве налогового правонарушения в новом Налоговом кодексе РФ, первая часть которого принята в 1998 г. Согласно ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей. К налоговым правонарушениям, в частности, отнесены нарушение срока предоставления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ), неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) и др. Разграничение собственно налогового правонарушения и налогового преступления проводится с учетом такого критерия, как сумма неуплаченного налога. Уголовная ответственность наступает при условии неуплаты налога в крупном размере, каковым является сумма, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда (см. примечание к ст. 198 УК РФ). При этом для привлечения лица к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога требуется обращение к нормам налогового права, поскольку в уголовном праве не определяются понятие налога, порядок и сроки его уплаты и т. п. В этой части можно говорить о взаимодействии уголовного и налогового права.
Обращение к нормам гражданского права необходимо при квалификации воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, незаконного и лжепредпринимательства, незаконного использования товарного знака, заведомо ложной рекламы и др.
Уголовно-правовая наука представляет собой область знаний об уголовно-правовых явлениях (уголовном законе, преступлении, наказании, иных мерах уголовно-правового характера и т. д.), об истории уголовного права, тенденциях его развития, путях совершенствования, о зарубежном и международном уголовном праве.
Административное право - отрасль права регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности органов государственного управления. Или другими словами это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность уполномоченных государством органов по охране общественного порядка, прав и законных интересов граждан, управлении. Отраслями народного хозяйства, а также регулирующих другие общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного и общественного управления.
Источниками административного права являются: Конституция РФ, и другие законы; указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; кодексы (например, Кодекс об административных правонарушениях, таможенный кодекс, воздушный кодекс); уставы (дисциплинарный устав, устав внутреннего водного транспорта и другие); приказы, постановления и инструкции нормативного содержания, издаваемые министерствами, ведомствами и т.д.
Нормы административного права устанавливают правила организации государственных органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность; обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, государственных и негосударственных юридических лиц в области государственного управления. Выполнение правил, содержащихся в административных нормах, обязательно и обеспечивается силой государственного принуждения.
В ходе реализации административно-правовых норм возникают административно правовые отношения, характеризующие специальными субъектами административного права.
Субъектами административного права, то есть участниками административных отношений являются орган или должностное лицо государственного управления, с одной стороны, и с другой стороны ими могут быть как государственные органы и их должностные лица, так и отдельные физические (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) и юридические лица и их должностные лица. Особенностью административных отношений является и то, что часто они возникают по воле одной стороны - органа государственного управления (или его должностного лица) - носителя властных полномочий, т.е. отношений власти и подчинения. Данные отношения могут возникать и по инициативе граждан и юридических лиц. Юридическими фактами порождающими административные правоотношения, могут быть: издание закона или другого акта управления, действия людей и стихийные бедствия.
Как видим административно-правовое
отношения имеет следующие
Споры, возникающие из административно-правовых отношений, разрешаются в основном путем обращения к вышестоящему государственному органу управления, то есть в административном, а не судебном порядке.
В заключение несколько слов о различии конституционного и административного права. Необходимо сказать, что это различие, столь важное при разграничении предмета исследования, не затрагивает его сущности и не является основополагающим. Конституционное право не отличается по своему содержанию от административного. У них общие источники, они оба регулируют осуществление функций государственной власти. Оба являются частью целого, так называемого публичного права. Основное различие между ними заключается в том, что конституционное право имеет дело с организацией и функциями государственной власти в статике, тогда как административное право - в динамики. И даже это не совсем верно, т.к. нормы, относящиеся к избирательной системе и организации некоторых административных единиц на уровне местного самоуправления и созданных на основании подзаконных актов, считаются обычно административно-правовыми. В результате приходиться признать, что различия между ними скорее дело удобства и обычая, чем логики. Можно сказать, что административное и конституционное право вместе образуют публичное право современного государства, хотя современные юристы признают наличие специализированных отраслей публичного права, таких, как налоговое, финансовое и другие, которые считаются не подпадающими ни под одну из рассматриваемых нами в данном учебном пособие разделов.
В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Известно, что одна отрасль права
отличается от другой предметом и
методом правового
К предмету финансового права относятся
закрепление структуры
Входящие в предмет
Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-
При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового
права заметно проявляются в
круге государственных органов,
уполномоченных давать властные предписания
участникам финансовых отношений. Властные
предписания исходят в
Финансово-правовому
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.
Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.
Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.
Административное право
Финансовое право распространяе
Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.
Прослеживается связь
Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
Основное назначение экологического права - обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 148 млн российских граждан 109 млн проживают в неблагоприятных экологических условиях.