Система права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

система права.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

      Международное частное право—совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет: отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Частное  и публичное право. 

        Древнеримский юрист (III век н.э.)Домиций Ульпиан публичным правом считал все, что относится к положению государства, а частным - то, что служит пользе (интересам) отдельных лиц. Более конкретно свою позицию он сформулировал следующим образом: "Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное - то, что относится к интересам частных лиц". Такое понимание принципиальной разницы между двумя правовыми категориями безотносительно римского государства широко используется в теории права в современных условиях.6

В качестве образца частного права Д. Ульпиан  называл римское гражданское  право. Многие общественные отношения (например, экономические), складывающиеся в государстве между субъектами права, в силу их специфики одновременно носят как публичный, так и частный характер. С одной стороны, в них участвуют физические и юридические лица. С другой стороны, непосредственно государство и специально уполномоченные им государственные структуры. Соответственно они регулируются нормами публичного и частного права.

Идея  разделения права на публичное и  частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла через века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многих государств. Это в немалой степени связано с рецепцией рядом государств мира основных институтов римского права.

Необходимость деления позитивного права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли  различных эпох: французский философ Ш.Л. Монтескье; английский философ Т. Гоббс; немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Разделяли эту точку зрения и российские правоведы Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и другие.

С распадом СССР и признанием на конституционном уровне института частной собственности стали активно исследоваться проблемы содержания и соотношения частного с публичным правом в правовой системе России. Впервые в современной России в 1995 году был издан учебник публичного права. 7

Следует отметить, что по своей сути право  всегда носит официальный характер и содержит в своих предписаниях государственно-волевой императив  по регулируемым видам общественных отношений. Поэтому в широком  понимании оно имеет публичный  характер. Исходя из этого в юриспруденции под публичностью понимается властно-правовой характер, проявляемый государством в процессе достижения определенных целей. С учетом такого подхода понятие публичного права можно сформулировать следующим образом.

Публичное право - это часть национальной системы права, нормы которой регламентируют сферы общественных отношений, которые предназначены защищать интересы государства и общества.

Реализация  положений публичного права осуществляется в процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью обеспечения интересов всего общества или отдельных его социальных слоев.

Однако  это не означает игнорирование нормами  публичного права интересов отдельных  индивидов. В первом случае речь идет об обеспечении: общих интересов государства и общества; определении функций и полномочий органов государственной власти; возложении обязанностей на граждан по отношению к государству и др. В то же время нормы публичного права в обязательном порядке (универсальное качество права) содержат правовые предписания, предоставляющие субъектам возможность требовать от государства и его структур право (гарантию) на реализацию провозглашаемых прав и свобод.

Частное право (лат. jus priyatum) - это часть национальной системы права, нормы которой предназначены конкретизировать субъективные права индивидов (физических и юридических лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера. Это находит свое отражение в его принципах - независимость и автономия личности, законодательное признание защиты права частной собственности, свобода договора.

А.С. Пиголкин частное право определяет как "часть  системы действующего права, которая  обеспечивает интерес отдельной  личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана на договоре между равноправными субъектами".8

С распадом Советского Союза и возникновением на его основе новых государств произошли  резкие (революционные) изменения в  методах государственного управления, выразившиеся в отказе от директивного подхода к процессу планирования; приватизации государственной собственности и иных заимствованиях элементов рыночного механизма западных "цивилизованных" государств. В то же время в России и в бывших социалистических странах наступила эра другой крайности - по существу, неограниченное господство частного начала и частного интереса.

В пользу расширения частноправовых начал многих сторон нашей жизни несомненно свидетельствует  провозглашение Конституцией Российской Федерации в числе неотъемлемых прав человека право частной собственности и закрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Однако, согласно ст. 8 Конституции РФ, помимо частной собственности в России существуют и должны пользоваться равной поддержкой и защитой государства государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Разделение  системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права: частное - гражданское, семейное, трудовое право; публичное - все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а, напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.

Как и  при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслей права предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всех элементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования - дополнительный.

Точных, признаваемых всеми критериев разграничения  частного и публичного права пока не существует. Профессор Старилов Ю.Н., оговариваясь, что ни одна из существующих теорий не реализована на практике, все-таки привлекает внимание к следующим трем из них:

1. Теория  интересов - определяет интересы (частные или публичные), обеспечиваемые  образуемыми правоотношениями.

2. Теория  субординации (соподчинения) - в зависимости от проявляющихся интересов определяет характер взаимосвязей между субъектами возникающих правоотношений.

3. Теория  относительности и допустимости  правовых норм - являясь формальной  по своей сути, исходит из того, что публично-правовые нормы могут создавать правоотношения между точно установленными субъектами права, а число адресатов частноправового регулирования носит неограниченный характер.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Из вышеизложенного, можно сделать вывод о следующем:

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права. Она обладает своими чертами:

- ее  первичным элементом выступают  нормы права;

- ее  элементы не противоречивы, внутренне  согласованы, взаимосвязаны, что

придает ей целостность и единство;

-она  обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;

- имеет  объективный характер.

Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятиями «правовая

система» и система законодательства. Если под системой права, понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, то под правовой системой разумеется вся правовая структура страны, правовая организация всего общества, складывающаяся из совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, функционирующих в ее пределах. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т.п. Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно - правовых актов(законов, указов, декретов, постановлений правительства и др.) подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части. Правовая система шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Система законодательства по сравнению с системой права, в значительной мере подвержена целенаправленному воздействию со стороны правотворческих органов.

 Таким  образом, правовая система и  система права соотносятся как  целое и часть. Для деления  норм права на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового  регулирования. Простыми словами  говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует. Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль наиболее крупное подразделение системы права. Институт права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественных отношений, то институт -  лишь их вид.

        Для современной юридической науки основополагающее значение имеет деление права на публичное и частное (juspublicum и jusprivatum).  Впервые важность этого деления была осознана еще в Древнем Риме. Римский юрист Ульпиан так определял эту дефиницию: публичное право относится к положению римского государства, частное—к пользе отдельных лиц.

     Важно уточнить, что на частное и публичное разделяются не отрасли российского права, а все правовые нормы нашего государства. Таким образом, в состав отдельных отраслей и институтов российского права входят как нормы частного, так и публичного права, хотя для каждой отрасли права доля тех и других индивидуальна (в конституционном преобладают нормы публичного права, а в гражданском - нормы частного права).

     Сущность частного права и его принципы исходят из независимости и автономности личности, из признания защиты частной собственности, из свободы договора и т.д. Частное право защищает интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами, регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые государства ограничено. Индивид самостоятельно решает, какие права и каким образом ему использовать. В публичноправовыхотношениях стороны выступают как неравноправные в юридическом смысле. Одной из стороны выступает государство (либо его орган, либо должностное лицо, наделенные соответствующими властными полномочиями). Частное право—это область свободы и децентрализации, публичное—область необходимости и централизма.

     Итак, система права в целом состоит из систем публичного и частного права. Система публичного права состоит, в свою очередь, из конституционного, административного, финансового, уголовного, экологического, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права, а также части международного публичного права, которая выступает источником российского права. Система частного права состоит из гражданского, семейного, трудового, земельного, международного частного права.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система права