Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.
Следует обратить внимание на то, что, несмотря на схожесть выражения, нужно четко различать два понятия - «правовая система» и «система права». Первое - это взятые в единстве основные правовые явления данной страны - и собственно право, и правовая идеология, и судебная (юридическая)практика. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны. Обычно, в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, России, Великобритании, Китая. И вот в отношении той или иной страны использование понятия «национальная правовая система» очень важно потому, что в ней наряду с собственно правом могут играть определяющую роль либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология, от чего в свою очередь зависит весь строй, «весь мир»правовых явлений.
Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем: семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-
германское
право (в этих системах на первом месте
стоит закон);семья нормативно-
право Великобритании, США (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент); семья религиозно-традиционных, идеологизированных систем – мусульманское право, советское право (здесь главную роль играют религия, партийная идеология). Второе же, система права, касается только самого права, его строения.
Право как система характеризуется следующими признаками: Во-первых, система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно отражать потребности общества. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
Во-вторых, для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее
составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимной согласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости.
В-третьих, система права как целостное образование охватывает все нормы,
действующие в той или иной стране, и представляет собой сложный
многоуровневый комплекс, состоящий из норм права, правовых институтов и
отраслей права. В системе права действуют связи четырех уровней:
1)между элементами нормы права;
2) между
нормами, объединенными в
3) между
институтами соответствующей
4) между отдельными отраслями права.
Система
права - это внутреннее строение права,
которое выражается в единстве и согласованности
действующих в государстве правовых норм
и вместе с тем в разделении права на относительно
самостоятельные части.
1.3Соотношение
системы права и системы
В юридической науке, и даже в юридической практике категории «отрасль права» и «отрасль законодательства» нетождественны. Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой как внутреннее содержание и внешнюю форму. Система законодательства- объективация, конкретное выражение системы права. Система права- это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустановительной деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства наоборот- полностью является детищем законодателя, она подвержена не только воздействию субъективного фактора во всем его многообразии (от некомпетентности авторов законопроектов до прямого лоббизма).
Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников- она находит свое отражение не только в позитивном праве, но и также в обычном праве, в принцыпах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.
Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.
Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства- из нормативных правовых актов, поэтому и первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства- статья нормативного акта.
Среди отраслей законодательства можно
выделить: во-первых, одноименные с отраслями
права (уголовное, гражданское, семейное);
во-вторых, комплексные отрасли, состоящие
из комбинации норм различных отраслей
права; гражданского, уголовного, конституционного
и др. (хозяйственное, аграрное законодательство,
законодательство об охране здоровья,
об образовании, науке и т.д.); в – третьих,
отрасли, связанные с определенными сферами
государственного управления (законодательство
о водном транспорте, о таможенной деятельности
и т.д.). По этой причине количество отраслей
законодательства превышает количество
отраслей права.
Глава 2. Структурные элементы системы права.
2.1. Институты права: понятие и виды.
Первым элементом системы
Норма права - это «кирпичик права», исходный элемент всего здания права данной страны. Из этих «кирпичиков» складываются правовые институты т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях, а затем из блоков образуются отрасли права т.е. наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания.
Правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующих
относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов. По сравнению с нормами – первичными структурными элементами системы права – институты права являются более ёмкими по своему характеру и содержанию составными частями, вторичными структурными элементами системы права. Каждым в отдельности институтом права регулируются не все, а лишь однородные общественные отношения. Институты права существуют и функционируют в пределах отраслей права. Вместе с составляющими их нормами они формируют структуру каждой отрасли права.
Вместе с тем есть и такие институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов. Так, в уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, определяющие правовой статус одного из субъектов уголовно-процессуальных отношений. В гражданском праве имеется ряд институтов, которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовых отношений отдельная сторона. Это, в частность, институты представительства, исковой давности, защиты чести и достоинства гражданина, регламентирующие такие принципиально важные моменты всех гражданско-правовых отношений, как порядок назначения и права представителей субъектов правоотношения, определение сроков исковой давности, порядок и способы защиты чести и достоинства гражданина от любых порочащих его слухов и домыслов. Обычно правовой институт — это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. В то же время отдельные так называемые смешанные институты могут содержать
нормы, характерные для разных отраслей права. Например, институт, устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее право налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судебном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права.
Наличие смешанных институтов объясняется тем, что однородность регулируемых отраслью права отношений является отнюдь не стерильной. В ней всегда (в одних случаях больше, в других — меньше) присутствует некоторое количество иных отношений, отличных по форме, но тесно связанных с остальными по своему назначению. Так, в гражданском праве неизбежно присутствуют нормы конституционного, административного, финансового и иных отраслей законодательства. В трудовом праве— нормы конституционного, административного, гражданского и гражданско-процессуального законодательства.
Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи образуют новые компонент системы права - отрасль права. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, неприсущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов
права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные сними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.
Отрасль
права содержит полный набор юридических
средств, призванных обеспечить эффективное
действие как отрасли в целом, так и каждого
ее компонента на уровне правовых институтов
и конкретных норм права. При этом для
каждой отрасли характерен специфический,
только ей присущий набор юридических
средств правового регулирования, что
позволяет не только объединять нормы
права единое целое, придавать им упорядоченный,
системный характерно и отличать одну
отрасль права от другой. В крупных и сложных
по составу отраслях права имеется еще
один компонент — под отрасль права —
целостное образование, которым регламентируется
специфический вид отношений в пределах
сферы правового регулирования соответствующей
отрасли права. Так, в гражданском праве
в качестве подотраслей выделяют жилищное,
транспортное, авторское, наследственное
право. Имеются подотрасли в трудовом,
уголовном и других отраслях права.
В отличие от правового института под
отрасль не является обязательным элементом
каждой отрасли права. В небольших и тесно
консолидированных отраслях (например,
в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном
праве) подотраслей вообще нет. Таким образом,
система права представляет собой совокупность
действующих норм права, объединенных
по институтам, подотраслям и отраслям
в соответствии с характером и спецификой
регулируемых ими общественных отношений.
2.2
Предмет и метод правового
регулирования. Отрасли
права.
В основе деления на отрасли и институты, лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Первый из них считается главным, второй - вспомогательным.