Система конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, лекция

Описание работы

1. Конституционное право Республики Казахстан - совокупность юридических норм, регулирующих главные, коренные устои общества и государства Республики Казахстан.
2. Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского общества, взаимосвязей государства и личности, территориальной структуры государства, организации и деятельности его органов.
3. Содержанием конституционно- правовых отношений является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами.
4. Система конституционного права - совокупность конституционно- правовых институтов.
5. Конституционно-правовой институт - совокупность норм, регулирующих взаимосвязанные однородные общественные отношения.

Работа содержит 1 файл

2ос.docx

— 50.34 Кб (Скачать)

председатель  Всемирной ассоциации казахов

С 1969 года по 1973 год Нурсултан Назарбаев выполнял партийную, комсомольскую работу в  городе Темиртау (Карагандинская область).

С 1973 года по 1977 год Нурсултан Назарбаев занимает должность секретаря парткома Карагандинского  металлургического комбината.

С 1977 года по 1979 год занимает должность второго  секретаря обкома партии г. Караганда.

В 1979 году будущий  Президент Назарбаев назначается  на пост секретаря Центрального Комитета Коммунистической Партии Казахстана. Данный пост Назарбаев занимает до 1984 года. С 1984 года будущий президент  становится Председателем Совета Министров  Казахской ССР. Данный пост Назарбаев  занимает до 1989 года.

С 1989 по 1991 год  Нурсултан Абишевич назначен на должность первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической Партии Казахстана. С февраля по апрель 1990 года он исполняет обязанности Председателя Верховного Совета Казахской ССР.

С апреля 1990 года Нурсултан Назарбаев становится первым Президентом Республики Казахстан.

Первые всенародные  выборы Президента Республики Казахстан  состоялись 1-го декабря 1991 года, по итогам выборов Нурсултан Абишевич Назарбаев набрал 98,7% голосов избирателей.

По итогам всенародного референдума, состоявшегося 29-го апреля 1995 года, полномочия Н.А. Назарбаева как  Президента Республики Казахстан были продлены до 2000 года.

Альтернативные  выборы Президента Казахстана прошли 10 января 1999 года, по их итогам Нурсултан  Назарбаев набрал 79,78% голосов.

Последние выборы состоялись 4 декабря 2005 года, Н.А.Назарбаев  остался на посту Президента Республики, набрав 91,15% голосов избирателей.

Супруга Нурсултана Назарбаева Сара Алпысовна Назарбаева возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Бобек».

Дочери Президента: Дагира, Динара и Алия Назарбаевы. Дагира – доктор политических наук, Динара является руководителем Фонда образования имени Н.А.Назарбаева. Алия является руководителем строительной компании «Элитстрой».

Нурсултан Назарбаев, президент  Казахстана

Конституция Республики Казахстан  − основной закон  страны

Шестнадцать лет назад мы - граждане независимого Казахстана, сделали свой выбор: приняли  Конституцию - Основной Закон страны, закрепивший фундаментальные принципы общественного и государственного устройства нашей молодой Республики.

30 августа  1995 года народ выразил свою  волю и стремление к утверждению  страны демократическим, светским, правовым и социальным государством.

Конституция Республики Казахстан стала результатом  цепи непростых событий в истории  страны, преобразований первых лет  становления независимого Казахстана. В итоге она закрепила целый  комплекс наших побед и достижений и одновременно явилась основой  модернизации всего общества.

Мы  признали основной ценностью - жизнь, права  и свободы человека, единство народа, объединение на казахстанской земле  людей всех национальностей, связанных  общей исторической судьбой.

За  время своего существования Конституция  показала свою эффективность, заслужила  признание, авторитет и в рамках СНГ, и на международной арене. Основной закон страны стал фундаментом демократического законотворчества, который гарантирует  гражданам основные права и свободы, и окончательно закрепил независимость  государства. Были решены основные задачи: построено крепкое государство, обеспечен рост благосостояния граждан  и достойное место в международном  сообществе. Мы, граждане независимого Казахстана, сами можем видеть, что  казахстанский путь показал, в чем  заключается подлинная мощь народа. Это единство и согласие, твердая  политическая воля, ясное понимание  приоритетов стратегии нашего развития.

Главной гарантией дальнейшего процветания  является единство нашего многонационального народа, вклад каждого из нас в  общее дело.

Глава государства в числе приоритетных выделил задачи максимального использования  потенциала действующей Конституции  и четкого использования предоставленных  Конституцией прав. Очевидно, что в  этом процессе ведущая роль отводится  активной гражданской позиции и  созидательному труду каждого казахстанца.

Сердечно  поздравляю вас с Днем Конституции! Убежден, что мы можем с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее, понимая, что наша слаженная работа, сплоченность и созидательная энергия предопределяют дальнейшее поступательное движение Казахстана к процветанию и благополучию. Крепкого вам здоровья, счастья, добра и благополучия!

Е.Ж. Баспаев

Начальник Департамента Юстиции  Атырауской области

Основы  государства и  права Казахстана

 
   
 
   
Раздел II. ГОСУДАРСТВО КАЗАХСТАН, ЕГО УСТРОЙСТВО
Государство Казахстан 

В Конституции  Республики Казахстан государство  рассматривается с различных  сторон. В статье 1-й Конституции  говорится:

"Республика  Казахстан утверждает себя демократическим,  светским, правовым и социальным  государством, высшими ценностями  которого являются человек, его  жизнь, права и свободы".

Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства  вытекает из содержания Конституции  Республики Казахстан и из деятельности государственных органов. Демократизм  может быть формальным, т. е. закрепленным в правовых нормах. Демократизм может  быть не только формальным, но и реальным, т. е. обеспеченным всевозможными гарантиями. Демократический характер государства Казахстана определяется в конституционных принципах. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность главы государства, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом деятельности государства является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Сюда относятся, в частности, проведение референдума, процедура голосования в парламенте.

Демократичность государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает  демократические нормы, позволяющие  гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих  представителей, выражающих, и желающих, и способных отстаивать интересы народа в целом, интересы социального  и национального меньшинства, законные интересы отдельных граждан.

Демократичность государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума, который основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На референдум могут быть вынесены вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений. На референдум могут выноситься вопросы, связанные с решением иных наиболее важных вопросов государственной жизни Республики.

Демократизм государства Казахстан выражается и в возможности оказывать  гражданами, их объединениями влияния  на содержание управленческих решений  государственных органов и процессов  их реализации в своих интересах. Для этого Конституция предусматривает  определенные условия. Важнейшим из них является демократический политический режим.

Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм осуществления политической власти в обществе. Политический режим  характеризует сущность, формы государства, его отношения с обществом, с  отдельным человеком, урегулированные, в первую очередь, нормами конституционного права. Политический режим ярко показывает степень реального функционирования конституционных норм. Конституция  Республики Казахстан предусматривает  демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Дело, разумеется, не только в юридическом закреплении этих институтов, но и в том, чтобы они  могли действовать с целью  обеспечения участия граждан  в формировании государственных  органов, в определении политики государства, все реализации. Во-вторых, демократический политический режим  выражается в закреплении широких  гражданских прав и свобод и обеспечивании гарантии их реализации. Например, Конституция не только предусматривает свободу предпринимательской деятельности, но и создает, с одной стороны, правовую основу для нее, а, с другой стороны - защищает предпринимателя от незаконных действий должностных лиц. То же самое можно сказать 6 других гражданских правах, свободах. В-третьих, Конституция открывает дорогу для формирования независимых средств массовой информации. Политическая цензура (запрет, контроль), являвшаяся мощным средством тоталитарного режима, ушла в прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. Обеспечение независимости средств массовой информации позволяет высвечивать недостатки в работе государственных органов, нарушения закона должностными лицами и укрепляет законность. В-четвертых, политический плюрализм, многообразие политических движений, признанные Конституцией Республики Казахстан, позволяют формированию различных организаций, в том числе оппозиционных, критикующих действия государственных органов. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.

Одним из важнейших  принципов демократической организаций  государства является принцип разделения властей. Конституция Республики Казахстан установила, что государственная власть в Республике осуществляется в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов.

Система сдержек  и противовесов направлена на то, чтобы  органы государства, реализуя свои полномочия, не могли рассчитывать на безнаказанность  за их нарушение, за узурпацию полномочий других органов.

Проявлением демократизма государства является утверждение национального и  народного суверенитета. Национальный суверенитет выражается в возможности  нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической и духовной сфере. В условиях современного Казахстана национальный суверенитет имеет  свои особенности. Дело в том, что  в Казахстане имеется одна единственная нация - нация казахов, которая столетиями проживает на своей территории, и  здесь она сформировалась как  нация. Нигде в мире больше нет  казахской нации, хотя казахи проживают  во многих странах, и их насчитывается  несколько миллионов человек. Новая  Конституция Республики Казахстан 1995 г. признала и закрепила этот исторический факт, указав, что "создается государственность  на исконной казахской земле" (преамбула). Из этого естественно вытекает, что  казахская нация имеет право  самоопределяться в государственной  сфере, т. е. создавать свою национальную государственность. И признание  этого было провозглашено как  в законе Республики Казахстан о  государственной независимости, так  и в Конституции 1993 г. Однако в  Казахстане живут представители  многих других национальностей в  количестве, превышающем половину населения  страны. Несмотря на значительное количество, у них отсутствуют признаки нации. Например, в Казахстане живут в  большом количестве русские, украинцы, узбеки, корейцы, уйгуры, и т. д. У  каждой этой этнической группы есть исконная родина, где живут соответствующие  нации, но поскольку они являются гражданами Республики Казахстан, то они  имеют право на самоопределение  в государственной сфере. Но не будучи нациями на территории Казахстана, они находятся в политико-правовой связи с государством как часть населения, народа страны. В силу этого в условиях Казахстана следует говорить о самоопределении в государственной сфере не одной только казахской нации, а всего народа Казахстана. В политическом отношении национальный суверенитет сливается с народным суверенитетом и как таковой является источником государственной власти, государственного суверенитета. Этим самым снят опасный источник напряженности в межнациональных отношениях. Особое значение имеет национальный суверенитет в духовной сфере. Национальный суверенитет в условиях многонационального Казахстана реализуется путем предоставления права казахской нации, всем национальным группам возможности реализации их этнической, культурной, языковой самобытности, путем содействия их активному участию во всех сферах общественной и государственной жизни. Т

Идея поддержки  национальной самобытности проживающих  в Казахстане национальных групп  была заложена в Декларации о государственном  суверенитете Казахстана, принятой 25 октября 1990 г.

"Возрождение  и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление  национального достоинства казахской  нации и других национальностей,  проживающих в Казахстане, являются  одной из важнейших задач государственности  Казахской ССР".

Чрезвычайно важным в условиях современного Казахстана оказался вопрос о языках. Хотя казахский  язык в период Советской власти наряду с русским признавался государственным  языком, фактически сфера применения казахского языка сузилась до опасных  пределов. Из употребления в государственной  сфере он почти был вытеснен. В  силу необходимости поднятия его  значения, казахский язык был объявлен государственным. Однако в стенах Парламента, а также в средствах массовой информации вопрос о придании русскому языку также значения государственного превратился в острейшую проблему. Новая Конституция 1995 г. в этом вопросе  пошла на существенный компромисс, установив, что русский язык употребляется  официально в государственных органах  и организациях и в органах  самоуправления "наравне с казахским". Этот вопрос всесторонне отрегулирован в новом законе о языках.

Существенным  признаком суверенитета государства  является верховенство государственной  власти. Верховенство позволяет создавать  самостоятельную систему национального  права, которая регулирует важнейшие  стороны общественных отношений, устанавливает  единый на всей территории правовой порядок, определяет правовой статус государственных  органов, права, свободы и обязанности  граждан. Верховенство государственной  власти проявляется в верховенстве на территории Казахстана Конституции  Республики, затем законов и других нормативных правовых актов, принимаемых высшими органами государственной власти.

Другим признаком  суверенитета является единство государственной  власти. В Конституции Республики Казахстан отмечается, что "государственная  власть в Республике едина" (статья 3, п. 4). Единство государственной власти выражается в существовании системы  органов, объединенных в высшую государственную  власть. Она разделяется на ветви: законодательную, исполнительную и  судебную. Разделяясь, эти ветви  единой государственной власти в  рамках своих полномочий выполняют  функции всего государства.

Наделение Парламента, правительства и судебных органов  самостоятельными полномочиями не означает, что они абсолютно независимы друг от друга. Они являются органами одного государства. К тому же они  оказывают влияние друг от друга. Например, Парламент может выразить недоверие правительству и т. д.

Становление правового государства в Казахстане. Правовое государство создается  в процессе длительного исторического  развития. Поэтому в Конституции  Республики Казахстана записано, что  страна встала на путь формирования правового  государства.

Первым показателем  правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наиболее важные стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов, Конституция ориентирует законодательный  орган на это обстоятельство. В соответствии с Конституцией Парламент Республики Казахстан "вправе издавать законы, которые регулируют важнейший общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы" и т. д. Президенту могут быть переданы законодательные полномочия, и он может издавать указы, имеющие силу законов. В определенных случаях народ через референдум может принимать акты, имеющие силу конституционных и обычных законов. Расширение круга субъектов, имеющих право принимать законы, показывает намерение государства стать правовым.

Другим важным принципом правового государства  является обязательность для всех государственных  органов, должностных лиц требований законов. Законы исходят главным  образом от государства, его органов. Следовательно, в первую очередь, само государство берет на себя обязательство  соблюдать требования законов. Во всех случаях реализация восходит к государству, его органам. Либо государственные органы следят за реализацией законов, либо они сами применяют законы, либо они обеспечивают применение законов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей и т. д. Следовательно, принимая законы, государство не только берет на себя обязательство выполнять требования законов, но и следит за всем ходом выполнения положении законов всеми субъектами. В число субъектов относятся государственные органы, служащие всех рангов и положений. Притом выполнение положений законов государством, его органами и должностными лицами имеет исключительное значение в становлении правового государства. "Правовое государство" - это не только государство где формируется право, принимается множество законов. "Правовое государство" вместе с тем такое государство, где деятельность государственных органов и учреждений основана исключительно на принятых законах. Нарушение положений действующих законов должностными лицами, государственными органами, тем более государством в целом ведет к тяжелым последствиям для самого государства. Даже при наличии большого числа хороших законов нарушение их государственными органами, с одной стороны отодвигает процесс формирования правового государства, а с другой стороны, порождает недоверие населения к нему. Нарушения законов государственными органами и должностными лицами всегда были и долго еще будут. Таковые имеют место даже в самых развитых государствах, которые можно считать правовыми. Но речь идет, во-первых, о масштабах нарушений, а во-вторых, о решимости государства постоянно к неуклонно бороться с ними. Если нарушения приобретают массовые масштабы и государство либо бессильно, либо не замечает их, тогда трудно вести речь о формировании правового государства. Особенно масштабными могут быть эти нарушения в переходные и кризисные периоды. Нарушения могут проявляться в злоупотреблениях служебным положением, в принятии незаконных решений исполнительными органами, в коррупции, во взяточничестве, в хищениях и т. д.

Важным принципом  правового государства является неуклонное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие Права, свободы  и обязанности граждан. Для того, чтобы обеспечить знание законов Конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Печатание является обязательным условием их применения - это конституционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан, поскольку они имеют возможность знакомиться с нормативными правовыми актами, касающимися их прав, свобод и обязанностей. Указанное конституционное положение должно обеспечить доступность для граждан многочисленных ведомственных актов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Нередко государственные органы стараются не публиковать свои нормативные правовые акты, ограничивая доступ к ним граждан. Одна из причин этого - наличие в этих актах положений, нарушающих законные права и свободы граждан.

Другим важным условием выполнения гражданами положений  законов является формирование их правосознания. Этому вопросу не уделялось должного внимания. Коренное изменение отношения  государства к вопросам правового  просвещения населения началось с постановления Президента Республики от 21 июня 1995 г. "О мероприятиях по осуществлению правового всеобщего  обучения" в стране. Это - акт большого политического значения, в его  основе лежит идея обеспечивания формирования правового государства. В нем предусматривается обучение правовым и нравственным нормам с дошкольного возраста. Правовым обучением охватываются граждане всех возрастов и всех слоев, независимо от сферы обучения, работы и служебного положения вплоть до министров. И законопослушные граждане, и безупречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законов формируются с детского возраста.

Соблюдая  требования законов, граждане конечно же должны чувствовать свою ответственность перед государством. Но это не означает, что ответственность должна носить односторонний характер. Не только граждане должны быть ответственны перед государством,, но и государство должно быть ответственно перед гражданами Раньше существовало представление, что права и свободы граждан - своеобразный дар государства гражданам. На самом деле многие права и свободы являются естественными, закрепляемыми в законах. Даже те права и свободы граждан, которые государство признает, объективно обусловлены. Государство несет ответственность за их охрану, создание условий для их реализации, Государство, его органы, учреждения, должностные лица должны обеспечивать реализацию прав и свобод граждан. При том они должны служить всему обществу, не деля их на классы, социальные слои, национальные группы. Они должны служить именно человеку, обеспечивать его законные права и свободы. И это одна из основных черт правового государства, о чем говорится в статье 1-й Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Во-первых, права  и свободы граждан, закрепленные в Конституции, не могут быть ограничены. Конституция допускает возможность  ограничения отдельных прав и  свобод в исключительных случаях. В  Конституции говорится, что "не допускается  ни в какой форме ограничение  прав и свобод граждан по политическим мотивам". Этим самым гражданин  огражден основным законом от возможного произвола государственных органов, должностных лиц. Вообще не допускается  ни в каких случаях ограничение  важнейших прав и свобод граждан. Таким образом, само государство  ставится в определенные правовые рамки  в отношении к гражданам.

Во-вторых, важным признаком правового государства  является наличие развернутых, подробных процессуально-правовых норм, позволяющих гражданам защищать права и свободы от их нарушений с чьей бы стороны не было. Права и свободы относятся ко всем сферам жизнедеятельности человека. Если в какой-либо сфере нет юридических процедур защиты прав граждан, то граждане не могут воспользоваться своими правами. Задача государственных органов состоит в восполнении возможных пробелов юридических процедур. Они должны оказывать гражданам правовую помощь для понимания и отстаивания своих прав. Из всего сказанного следует, что правовое государство не формируется стихийно. Оно организуется в процессе постоянной целенаправленной деятельности самого государства, его органов и учреждений, добросовестного выполнения государственными служащими своих обязанностей.

Важным признаком  правового государства является закрепление в Конституции принципа независимости суда. В правовом государстве  суд занимает особое место, поскольку  является одной из трех ветвей государственной  власти. Все спорные правовые вопросы  в основном решаются в суде. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, иных нормативных актов, международных  договоров республики. В статье 77 Конституции записано, что "судья  при отправлении правосудия независим  и подчиняется только Конституции  и закону. Какое-либо вмешательство  в деятельность суда по отправлению  правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону". Одной  из мер, направленных на обеспечение  независимости судей, является их пожизненная назначаемость. Однако, если судья нарушает закон, он освобождается.

Государство может признаваться правовым не только в силу наличия развитой национальной правовой системы, ее реального функционирования. Степень правового характера  государства определяется и тем, как относится государство к  международному праву, вбирающему в  себя наиболее демократические, прогрессивные  и гуманистические правовые идеи. Этому вопросу Конституция уделяет  особое внимание: в ней записано, что Республика Казахстан уважает  принципы и нормы международного права. В действующее право нашей  республики включаются международные  договорные и иные обязательства. Международные  договоры, утвержденные республикой, имеют  приоритет перед ее законами и  применяются непосредственно.

В Республике Казахстан строится социальное государство. Понятие "социальное государство" употребляется для обозначения  государства современного демократического типа, существующего в условиях относительно стабильной и развитой экономикой, означает способность государства  проводить социальную политику, выражающуюся в заботе о правах человека, о  создании системы здравоохранения, социального обеспечения, о поддержке  малоимущих и др.

Казахстан - унитарное государство. Территория любого государства делится на определенные составные части, которые в совокупности образуют внутреннюю структуру государства, которая называется территориальным  устройством. В рамках территориального устройства формируются территориальные  административные единицы. Складывается система отношений и связей между  высшими государственными органами и местными органами возглавляющими территориальные единицы. Характер этих отношений и связей зависит от статуса государства в целом и статуса территориальных единиц. Территориальная организация государства, характеризующая определенные правовые отношения и связи между высшими государственными органами и органами территориальных единиц, называется государственным устройством. Государства по своему устройству бывают унитарными и федеративными. В соответствии с Конституцией 1995 г. Казахстан является Унитарным государством.

Унитарным считается  такое государство, которое в  территориальной структуре не имеет  других государственных образований. Унитарное государство делится, как правило, только на административно-территориальные  единицы. Республика Казахстан является таким унитарным государством, состоящим  из административно-территориальных  единиц, из которых состоит административно-территориальное  устройство.

Пока Казахстан  находился в составе СССР особо  не акцентирировалось внимание на форме государственного устройства. Термина "унитарное государство" ни в Конституциях Казахской ССР 1937 г. и 1978 г., ни в законах не встречалось, хотя Казахстан был действительно унитарным государственным образованием. Ведь фактически СССР был унитарным, централизованным государством. В этих условиях казалось, что национальности, имевшие свои государственные образования в составе СССР, не придавали особого значения формам государственного устройства. Однако, как показала советская действительность, это было глубокое заблуждение. Те идеи, которые были закреплены в Декларации и Договоре об образовании СССР (1922 г.), хотя и формально гарантировали равенство объединившихся в Союз национально-государственных образований, отражали веками сложившиеся желания национальностей возродить свою национальную государственность. Сведение на нет внутренних элементов национальной государственности при сохранении ее внешних атрибутов, не смогло искоренить идеи политической самостоятельности. События декабря 1986 г. в г. Алматы показали недовольство казахского народа явными ограничениями политической самостоятельности. Конституция 1995 г. не ограничивается провозглашением унитарной формы государственного устройства, а закрепляет ее незыблемость. Ни на референдум, ни на рассмотрение Парламента нельзя вносить предложения об изменении формы государственного устройства. Установленная Конституцией унитарность государства не может быть изменена (статья 91, п.2).

Унитарная форма  устройства государства Казахстан  предполагает неприемлемость национально-государственных  и автономных формирований на его  территории.

Информация о работе Система конституционного права