Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, лекция
1. Конституционное право Республики Казахстан - совокупность юридических норм, регулирующих главные, коренные устои общества и государства Республики Казахстан.
2. Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского общества, взаимосвязей государства и личности, территориальной структуры государства, организации и деятельности его органов.
3. Содержанием конституционно- правовых отношений является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами.
4. Система конституционного права - совокупность конституционно- правовых институтов.
5. Конституционно-правовой институт - совокупность норм, регулирующих взаимосвязанные однородные общественные отношения.
председатель Всемирной ассоциации казахов
С 1969 года по 1973
год Нурсултан Назарбаев
С 1973 года по 1977
год Нурсултан Назарбаев
С 1977 года по 1979 год занимает должность второго секретаря обкома партии г. Караганда.
В 1979 году будущий
Президент Назарбаев
С 1989 по 1991 год Нурсултан Абишевич назначен на должность первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической Партии Казахстана. С февраля по апрель 1990 года он исполняет обязанности Председателя Верховного Совета Казахской ССР.
С апреля 1990 года Нурсултан Назарбаев становится первым Президентом Республики Казахстан.
Первые всенародные выборы Президента Республики Казахстан состоялись 1-го декабря 1991 года, по итогам выборов Нурсултан Абишевич Назарбаев набрал 98,7% голосов избирателей.
По итогам всенародного референдума, состоявшегося 29-го апреля 1995 года, полномочия Н.А. Назарбаева как Президента Республики Казахстан были продлены до 2000 года.
Альтернативные выборы Президента Казахстана прошли 10 января 1999 года, по их итогам Нурсултан Назарбаев набрал 79,78% голосов.
Последние выборы состоялись 4 декабря 2005 года, Н.А.Назарбаев остался на посту Президента Республики, набрав 91,15% голосов избирателей.
Супруга Нурсултана Назарбаева Сара Алпысовна Назарбаева возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Бобек».
Дочери Президента: Дагира, Динара и Алия Назарбаевы. Дагира – доктор политических наук, Динара является руководителем Фонда образования имени Н.А.Назарбаева. Алия является руководителем строительной компании «Элитстрой».
Шестнадцать
лет назад мы - граждане независимого
Казахстана, сделали свой выбор: приняли
Конституцию - Основной Закон страны,
закрепивший фундаментальные
30 августа
1995 года народ выразил свою
волю и стремление к
Конституция Республики Казахстан стала результатом цепи непростых событий в истории страны, преобразований первых лет становления независимого Казахстана. В итоге она закрепила целый комплекс наших побед и достижений и одновременно явилась основой модернизации всего общества.
Мы признали основной ценностью - жизнь, права и свободы человека, единство народа, объединение на казахстанской земле людей всех национальностей, связанных общей исторической судьбой.
За
время своего существования Конституция
показала свою эффективность, заслужила
признание, авторитет и в рамках
СНГ, и на международной арене. Основной
закон страны стал фундаментом демократического
законотворчества, который гарантирует
гражданам основные права и свободы,
и окончательно закрепил независимость
государства. Были решены основные задачи:
построено крепкое государство,
обеспечен рост благосостояния граждан
и достойное место в
Главной
гарантией дальнейшего
Глава
государства в числе
Сердечно поздравляю вас с Днем Конституции! Убежден, что мы можем с уверенностью и оптимизмом смотреть в будущее, понимая, что наша слаженная работа, сплоченность и созидательная энергия предопределяют дальнейшее поступательное движение Казахстана к процветанию и благополучию. Крепкого вам здоровья, счастья, добра и благополучия!
Е.Ж. Баспаев
Начальник Департамента Юстиции Атырауской области
Основы государства и права Казахстана |
|
Раздел II. ГОСУДАРСТВО КАЗАХСТАН, ЕГО УСТРОЙСТВОГосударство
Казахстан
В Конституции Республики Казахстан государство рассматривается с различных сторон. В статье 1-й Конституции говорится: "Республика
Казахстан утверждает себя Казахстан - демократическое государство. Характеристика Казахстана как демократического государства вытекает из содержания Конституции Республики Казахстан и из деятельности государственных органов. Демократизм может быть формальным, т. е. закрепленным в правовых нормах. Демократизм может быть не только формальным, но и реальным, т. е. обеспеченным всевозможными гарантиями. Демократический характер государства Казахстана определяется в конституционных принципах. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность главы государства, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом деятельности государства является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Сюда относятся, в частности, проведение референдума, процедура голосования в парламенте. Демократичность
государства Казахстан Демократичность
государства Казахстан Демократизм
государства Казахстан Под политическим
режимом понимается система приемов,
методов, форм осуществления политической
власти в обществе. Политический режим
характеризует сущность, формы государства,
его отношения с обществом, с
отдельным человеком, урегулированные,
в первую очередь, нормами конституционного
права. Политический режим ярко показывает
степень реального Одним из важнейших
принципов демократической Система сдержек и противовесов направлена на то, чтобы органы государства, реализуя свои полномочия, не могли рассчитывать на безнаказанность за их нарушение, за узурпацию полномочий других органов. Проявлением
демократизма государства является
утверждение национального и
народного суверенитета. Национальный
суверенитет выражается в возможности
нации распоряжаться своей Идея поддержки национальной самобытности проживающих в Казахстане национальных групп была заложена в Декларации о государственном суверенитете Казахстана, принятой 25 октября 1990 г. "Возрождение
и развитие самобытной Чрезвычайно
важным в условиях современного Казахстана
оказался вопрос о языках. Хотя казахский
язык в период Советской власти наряду
с русским признавался Существенным
признаком суверенитета государства
является верховенство государственной
власти. Верховенство позволяет создавать
самостоятельную систему Другим признаком суверенитета является единство государственной власти. В Конституции Республики Казахстан отмечается, что "государственная власть в Республике едина" (статья 3, п. 4). Единство государственной власти выражается в существовании системы органов, объединенных в высшую государственную власть. Она разделяется на ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделяясь, эти ветви единой государственной власти в рамках своих полномочий выполняют функции всего государства. Наделение Парламента, правительства и судебных органов самостоятельными полномочиями не означает, что они абсолютно независимы друг от друга. Они являются органами одного государства. К тому же они оказывают влияние друг от друга. Например, Парламент может выразить недоверие правительству и т. д. Становление
правового государства в Первым показателем
правового государства является
верховенство закона, его господство
в общественной жизни. Наиболее важные
стороны общественной жизни должны
регулироваться посредством законов,
Конституция ориентирует Другим важным
принципом правового Важным принципом правового государства является неуклонное соблюдение законов гражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовые акты, устанавливающие Права, свободы и обязанности граждан. Для того, чтобы обеспечить знание законов Конституция предусматривает официальную публикацию законов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан. Печатание является обязательным условием их применения - это конституционное положение имеет большое значение в правовом просвещении граждан, поскольку они имеют возможность знакомиться с нормативными правовыми актами, касающимися их прав, свобод и обязанностей. Указанное конституционное положение должно обеспечить доступность для граждан многочисленных ведомственных актов, в которых конкретизируются права и обязанности граждан. Нередко государственные органы стараются не публиковать свои нормативные правовые акты, ограничивая доступ к ним граждан. Одна из причин этого - наличие в этих актах положений, нарушающих законные права и свободы граждан. Другим важным
условием выполнения гражданами положений
законов является формирование их правосознания.
Этому вопросу не уделялось должного
внимания. Коренное изменение отношения
государства к вопросам правового
просвещения населения началось
с постановления Президента Республики
от 21 июня 1995 г. "О мероприятиях по
осуществлению правового Соблюдая требования законов, граждане конечно же должны чувствовать свою ответственность перед государством. Но это не означает, что ответственность должна носить односторонний характер. Не только граждане должны быть ответственны перед государством,, но и государство должно быть ответственно перед гражданами Раньше существовало представление, что права и свободы граждан - своеобразный дар государства гражданам. На самом деле многие права и свободы являются естественными, закрепляемыми в законах. Даже те права и свободы граждан, которые государство признает, объективно обусловлены. Государство несет ответственность за их охрану, создание условий для их реализации, Государство, его органы, учреждения, должностные лица должны обеспечивать реализацию прав и свобод граждан. При том они должны служить всему обществу, не деля их на классы, социальные слои, национальные группы. Они должны служить именно человеку, обеспечивать его законные права и свободы. И это одна из основных черт правового государства, о чем говорится в статье 1-й Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Во-первых, права
и свободы граждан, закрепленные
в Конституции, не могут быть ограничены.
Конституция допускает Во-вторых, важным
признаком правового Важным признаком
правового государства является
закрепление в Конституции Государство
может признаваться правовым не только
в силу наличия развитой национальной
правовой системы, ее реального функционирования.
Степень правового характера
государства определяется и тем,
как относится государство к
международному праву, вбирающему в
себя наиболее демократические, прогрессивные
и гуманистические правовые идеи.
Этому вопросу Конституция В Республике Казахстан строится социальное государство. Понятие "социальное государство" употребляется для обозначения государства современного демократического типа, существующего в условиях относительно стабильной и развитой экономикой, означает способность государства проводить социальную политику, выражающуюся в заботе о правах человека, о создании системы здравоохранения, социального обеспечения, о поддержке малоимущих и др. Казахстан - унитарное государство. Территория любого государства делится на определенные составные части, которые в совокупности образуют внутреннюю структуру государства, которая называется территориальным устройством. В рамках территориального устройства формируются территориальные административные единицы. Складывается система отношений и связей между высшими государственными органами и местными органами возглавляющими территориальные единицы. Характер этих отношений и связей зависит от статуса государства в целом и статуса территориальных единиц. Территориальная организация государства, характеризующая определенные правовые отношения и связи между высшими государственными органами и органами территориальных единиц, называется государственным устройством. Государства по своему устройству бывают унитарными и федеративными. В соответствии с Конституцией 1995 г. Казахстан является Унитарным государством. Унитарным считается
такое государство, которое в
территориальной структуре не имеет
других государственных образований.
Унитарное государство делится,
как правило, только на административно- Пока Казахстан находился в составе СССР особо не акцентирировалось внимание на форме государственного устройства. Термина "унитарное государство" ни в Конституциях Казахской ССР 1937 г. и 1978 г., ни в законах не встречалось, хотя Казахстан был действительно унитарным государственным образованием. Ведь фактически СССР был унитарным, централизованным государством. В этих условиях казалось, что национальности, имевшие свои государственные образования в составе СССР, не придавали особого значения формам государственного устройства. Однако, как показала советская действительность, это было глубокое заблуждение. Те идеи, которые были закреплены в Декларации и Договоре об образовании СССР (1922 г.), хотя и формально гарантировали равенство объединившихся в Союз национально-государственных образований, отражали веками сложившиеся желания национальностей возродить свою национальную государственность. Сведение на нет внутренних элементов национальной государственности при сохранении ее внешних атрибутов, не смогло искоренить идеи политической самостоятельности. События декабря 1986 г. в г. Алматы показали недовольство казахского народа явными ограничениями политической самостоятельности. Конституция 1995 г. не ограничивается провозглашением унитарной формы государственного устройства, а закрепляет ее незыблемость. Ни на референдум, ни на рассмотрение Парламента нельзя вносить предложения об изменении формы государственного устройства. Установленная Конституцией унитарность государства не может быть изменена (статья 91, п.2). Унитарная форма устройства государства Казахстан предполагает неприемлемость национально-государственных и автономных формирований на его территории. |