Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, лекция
1. Конституционное право Республики Казахстан - совокупность юридических норм, регулирующих главные, коренные устои общества и государства Республики Казахстан.
2. Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского общества, взаимосвязей государства и личности, территориальной структуры государства, организации и деятельности его органов.
3. Содержанием конституционно- правовых отношений является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами.
4. Система конституционного права - совокупность конституционно- правовых институтов.
5. Конституционно-правовой институт - совокупность норм, регулирующих взаимосвязанные однородные общественные отношения.
В вопросе 1.2. даны
определения конституционно-
Система конституционного
права - совокупность институтов, характеризующих
его внутреннее строение и обособляющие
его от других отраслей права.
Система институтов конституционного
права изображается следующим образом
(определяется значением и важностью общественных
отношений, регулируемых его нормами):
- основы конституционного строя;
- конституционный статус личности;
- административно-
- система органов государства.
Резюме
1.
Конституционное
право Республики
Казахстан - совокупность юридических
норм, регулирующих главные, коренные
устои общества и государства Республики
Казахстан.
2. Конституционно-правовая
норма - установленное государством
общеобязательное правило поведения,
которое регулирует отношения, вытекающие
из основ организации гражданского общества,
взаимосвязей государства и личности,
территориальной структуры государства,
организации и деятельности его органов.
3. Содержанием конституционно-
правовых отношений
является юридическая связь между субъектами
в форме взаимных прав и обязанностей,
предусмотренных данными нормами.
4. Система конституционного
права - совокупность конституционно-
правовых институтов.
5. Конституционно-правовой
институт - совокупность норм, регулирующих
взаимосвязанные однородные общественные
отношения.
Конституционное
право - одна из отраслей
системы права
Республики Казахстан.
Отрасль права - это
самостоятельная часть
правовой системы, совокупность
правовых норм, регулирующих
определенным методом
однородные общественные
отношения. В юридической
науке основными критериями
деления на отрасли
являются предмет и
метод правового регулирования.
Под методом правового
регулирования понимаются
особые приемы, способы
воздействия на общественные
отношения со стороны
государства (его органов)
с помощью правовых
норм.
Предмет правового регулирования
составляют качественно
однородные общественные
отношения. Предметом
конституционного права
являются общественные
отношения, регулируемые
нормами конституционного
права, образуют основу
устройства государства
и общества и прямо связаны
с осуществлением государственной
власти. По сравнению
с другими отраслями
права, предмет конституционного
права отличается существенными
особенностями. Конституционное
право регулирует отношения,
складывающиеся во всех
сферах жизнедеятельности
общества: политической,
экономической, социальной,
духовной и др., в то
время как другие отрасли
воздействуют на общественные
отношения в какой-либо
одной области жизни.
Особенность конституционного
права состоит и в том,
что его нормы регулируют
лишь определенный слой
отношений в указанных
сферах - те отношения,
которые можно назвать
базовыми в каждой из
указанных сфер.
Методы конституционного права,
как совокупность приемов
и способов регулирования
конституционно-правовых
отношений.
Различают:
1. Метод обязывания.
Применяется как в отношении
государственных органов,
так и в отношении физических
лиц во всех сферах их
деятельности (ст.ст.6, 18
Конституции Республики
Казахстан) .
2. Метод запрещения.
Применяется преимущественно
в отношении государственных
органов, общественных
образований, в ограниченных
случаях применяется
в отношении граждан (п.3
ст.39 Конституции Республики
Казахстан).
3. Метод дозволения.
Применяется для установления
статуса человека и
гражданина (ст.21 Конституции
Республики Казахстан),
также при определении
полномочий государственных
органов (п.4 ст.53 Конституции
Республики Казахстан).
4. Метод признания,
т.е. признание естественных
прав человека (п.2 ст.12
Конституции Республики
Казахстан).
В
общей теории права
под нормой права
понимается исходящее
от государства и
охраняемое им общеобязательное
и формально определенное
правило поведения,
представляющее участникам
отношений юридические
права и возлагающее
на них обязанности.
Это определение
приемлемо и для
конституционно-правовой
нормы. Но в чем
специфика, отличие
конституционно-правовой
нормы от норм других
отраслей права? Ответ
лежит в особенностях,
регулируемых конституционным
правом, общественных
отношений. Отличаются:
1. Содержанием (той
сферой общественных
отношений, на регулирование
которых они направлены) .
2. Обладание наибольшей юридической
силой; нормы, противоречащие
положениям Конституции
Республики Казахстан,
подлежат отмене.
3. Источниками, в которых они выражены
(наиболее значимые
нормы содержатся в
Конституции Республики
Казахстан).
4. Своеобразием вида норм
(наличие норм-принципов,
норм-задач, декларативных
положений) .
5. Особым механизмом реализации
(регулируют лишь существенные,
главные стороны общественных
отношений)
6. Специфическим характером субъектов,
на регулирование отношений
которых они обращены (народ,
государство, нации,
высшие государственные
органы) .
7. Особенностями структуры
(обычно имеется гипотеза
и диспозиция и лишь
в отдельных случаях
- санкция)
8. Учредительным характером содержащихся
в них предписаний.
Основная классификация
конституционно-правовых
норм.
По характеру содержащихся предписаний:
По степени определенности содержащихся в них предписаний:
По назначению в механизме правового регулирования:
Совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, называют конституционно-правовым институтом. Примеры: институт гражданства, институт президентства, институт избирательного права и др.
В
общей теории права,
под правоотношением
понимается, возникающая
на основе норм права
общественная связь,
участники которой
имеют права и
обязанности. Это
определение приемлемо
и к конституционно-правовым
отношениям. Специфика
конституционных
отношений состоит
в следующем:
1) Их отличает особое
содержание, особая
сфера отношений, составляющих
предмет конституционного
права
2) Особый субъективный
состав. Среди субъектов
конституционно-правовых
отношений есть такие,
которые не могут быть
участниками других
видов правоотношений
3) Значительное разнообразие
видов правоотношений.
Наиболее классический
вид правоотношений -
конкретные конституционно-правовые
отношения, в которых
четко определены субъекты,
их взаимные права и
обязанности. Они возникают
на основе реализации
норм-правил поведения.
Другой вид - правоотношения
общего характера, в
которых конкретно не
определены субъекты
отношений, не установлены
конкретные права и
обязанности. Такие
отношения возникают
на основе реализации
норм-принципов, норм-деклараций,
норм-целей.
Особым видом правоотношений
являются правовые состояния.
Их субъекты четко определены,
но содержание прав
и обязанностей этих
субъектов конкретно
не определено, а выводится
из большого массива
действующих норм. К
правовым отношениям
такого вида относится
состояние в гражданстве.
Классификация конституционно-правовых
отношений.
1. По сроку действия
различают постоянные
и временные отношения.
2. По назначению в механизме
правового регулирования
различают материальные
и процессуальные
отношения.
3. По целевому назначению
различают правоустановительные
и правоохранительные правовые
отношения.
Возникновению, прекращению
или изменению правоотношения
предшествует юридический
факт - событие или действие.
Событие происходит
независимо от воли
субъекта, действие -
связанно с волеизъявлением
последнего. Действия
классифицируют на юридические акты
и юридические поступки.
Субъекты конституционно-правовых
отношений - это их
участники, между которыми
в соответствии с конституционно-правовыми
нормами возникают юридические
права и обязанности.
Круг субъектов очень
широк: ими могут быть
все, на кого правовые
нормы данной отрасли
возлагают обязанности
и предоставляют права.
Субъекты, как государство,
народ, депутаты, органы
государственной власти,
избирательные комиссии,
граждане, лица без гражданства
и т.д.
Под
источником права
понимаются формы, в
которых выражаются
нормы права. В
Конституции Республики
Казахстан 1995 года в
п.1 ст.4 перечисляются
источники конституционного
права. Нужно заметить,
что не все формы
нормативно-правовых
актов, указанных
в Конституции, являются
ее источниками. Одни
нормативные акты
содержат нормы только
конституционного права,
другие - нормы различных
отраслей права.
В зависимости от формы,
все источники конституционного
права подразделяются
на различные виды:
1. Конституция Республики Казахстан
- основной источник
конституционного права.
2. Конституционные законы.
Их принятие и перечень
предусмотрены Конституцией (например,
ст.92 Конституции). Принимаются
по важнейшим для государства
вопросам, специально
оговоренным в Конституции,
и в более сложном по
сравнению с обычными
законами порядке. Принимаются
2/3 голосов от общего
числа депутатов.
3. Обычные законы
принимаются, как правило,
депутатами Парламента
Республики Казахстан
простым большинством
голосов - 50% + 1 голос
Необычные законы
вносят изменения и
дополнения в Конституцию,
принятые Парламентом
большинством голосов
депутатов каждой из
Палат Парламента Республики,
и законы, вносящие изменения
и дополнения в Конституцию,
принятые референдумом.
4. Постановления Палат Парламента
РК.
5.Указы Президента РК,
в свою очередь, подразделяются
на:
a. Указы, имеющие силу
конституционного закона;
b. Указы, имеющие силу
закона;
c. Подзаконные нормативные
указы.
Но не все нормативные
указы Президента являются
источником конституционного
права, ими могут быть
только указы, которые
содержат конституционно-правовые
нормы.
6. Декларация о государственном суверенитете
от 25 октября 1991 года,
провозглашающая принципы
суверенитета, закрепленные
в Законе о государственной
независимости Республики
Казахстан, в Конституциях 1993
г. и 1995г. и других конституционных
актах.
7. Постановления Правительства Республики
Казахстан, акты министерств и ведомств,
которые содержат в
себе нормативные предписания,
нормы права.
8. Решения Конституционного Совета
Республики Казахстан.
9. Нормативно-правовые акты местных
представительных органов и органов местного
самоуправления,
содержащие конституционно-правовые
нормы (решения, уставы,
положения) . Носят локальный
характер.
10. Международные договоры,
ратифицированные на
межгосударственном
уровне.
При коллизии норм внутригосударственного
права и норм международного
права приоритет отдается
последним.
Конституция
как результат
социально-экономического,
духовного и правового
развития общества на
определенном этапе
является документом,
фиксирующим уровень
развития демократии,
отражающим права
и свободы личности
в данном обществе,
закрепляющим отношение
к собственности
и формам хозяйствования,
характеризующим
общественную активность
народа и политическую
систему, определяющим
роль государства
в экономической
и социальной жизни.
Другими словами,
конституция не только
основной закон государства
и общества в целом,
но и является политико-правовым
документом, обладая
высшей юридической
силой, являясь нормативной
базой для всей системы
казахстанского права,
также занимает особое
место в системе признаков
современного, демократического
и правового государства.
Конституция Республики Казахстан состоит
из преамбулы и 9 разделов.
Преамбула указывает
на народ Казахстана,
как особый субъект,
принявший Конституцию;
раскрывает мотивы принятия
Конституции.
Раздел 1. «Общие положения»
посвящен принципам,
определяющим основы
государственного устройства.
Ст.1. Республика Казахстан
является демократическим,
светским, правовым
и социальным государством.
Ст.2. Республика Казахстан
является унитарным
государством с президентской
формой правления.
Ст.3. Единственный источник
государственной власти -
народ; закреплен принцип
разделения государственной
власти на три ветви:
законодательную, исполнительную
и судебную.
Ст.4. Дается определение
действующего права
в Республике Казахстан
и за Конституцией признается
высшая юридическая
сила.
Ст.5. Отражается принцип
политического и идеологического
плюрализма, также регламентируется
деятельность общественных
объединений.
Ст.6. Признается и защищается
государственная и частная
собственность.
Ст.7,8. Государственный
язык - казахский язык
и на основе принципов
международного права
Республика Казахстан
проводит политику сотрудничества
и добрососедских отношений
с другими государствами.
Раздел 2. «Человек и гражданин»
посвящен основам правового
статуса личности, в
этом разделе регламентируются
права и свободы человека
и гражданина, а также
основы института гражданства.
Раздел 3. «Президент»
в этом разделе закрепляется
президентская форма
правления, согласно
статье президент не
относится ни к одной
ветви власти, а является
главой государства,
символом и гарантом
единства народа и Конституции,
и обеспечивает согласованное
функционирование всех
ветвей государственной
власти.
Раздел 4. «Парламент»
определяет правовой
статус Парламента как
высшего представительного
органа, осуществляющего
законодательные функции,
закрепляет организационно-правовые
формы деятельности
Парламента и статус
его депутатов.
Раздел 5. «Правительство»
посвящен основам деятельности
Правительства, осуществляющим
исполнительную власть
в Республике, закрепляет
компетенцию Правительства
и Премьер-министра.
Раздел 6. «Конституционный Совет»
посвящен основам правового
положения Конституционного
Совета, одной из основных
функций которого является
дача официальных толкований
норм Конституции.
Раздел 7. «Суды и правосудие»
посвящен судебной системе,
закрепляет возможность
судов обращаться в
Конституционный Совет
с признанием нормативно-правового
акта неконституционным.
В этом разделе Конституция
отделяет дознание и
предварительное следствие
от суда и прокуратуры.
Раздел 8. «Местное государственное
управление и самоуправление»
согласно ст.85 местное
государственное управление
осуществляется местными
представительными
и исполнительными органами.
Согласно ст.89 в Республике
Казахстан признается
местное самоуправление,
задача которого - обеспечение
самостоятельности
населения при решении
вопросов местного значения.
Раздел 9. «Заключительные и переходные
положения» (ст. 90-98),
обеспечивающие процедуру
реализации отдельных
конституционных установлений.
Особенности Конституции Республики
Казахстан:
1) По способу принятия
и изменения является
жесткой
2) По юридической форме
- писанная
3) По времени действия -
постоянная.