Система конституционного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 12:54, лекция

Описание работы

1. Конституционное право Республики Казахстан - совокупность юридических норм, регулирующих главные, коренные устои общества и государства Республики Казахстан.
2. Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского общества, взаимосвязей государства и личности, территориальной структуры государства, организации и деятельности его органов.
3. Содержанием конституционно- правовых отношений является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами.
4. Система конституционного права - совокупность конституционно- правовых институтов.
5. Конституционно-правовой институт - совокупность норм, регулирующих взаимосвязанные однородные общественные отношения.

Работа содержит 1 файл

2ос.docx

— 50.34 Кб (Скачать)

В вопросе 1.2. даны определения конституционно-правовой нормы и института конституционного права. Определяя конституционно-правовой институт, как совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих взаимосвязанные  однородные общественные отношения, мы можем сделать вывод, определяющий систему конституционного права. 
Система конституционного права - совокупность институтов, характеризующих его внутреннее строение и обособляющие его от других отраслей права. 
Система институтов конституционного права изображается следующим образом (определяется значением и важностью общественных отношений, регулируемых его нормами): 
- основы конституционного строя; 
- конституционный статус личности; 
- административно-территориальное устройство; 
- система органов государства.

Резюме

1. Конституционное  право Республики  Казахстан - совокупность юридических норм, регулирующих главные, коренные устои общества и государства Республики Казахстан. 
2. Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, которое регулирует отношения, вытекающие из основ организации гражданского общества, взаимосвязей государства и личности, территориальной структуры государства, организации и деятельности его органов. 
3. Содержанием конституционно- правовых отношений является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными нормами. 
4. Система конституционного права - совокупность конституционно- правовых институтов. 
5. Конституционно-правовой институт - совокупность норм, регулирующих взаимосвязанные однородные общественные отношения.

.1 Понятие и предмет  конституционного  права Республики  Казахстан как  отрасли права

Конституционное право - одна из отраслей системы права  Республики Казахстан.  
Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. 
Под методом правового регулирования понимаются особые приемы, способы воздействия на общественные отношения со стороны государства (его органов) с помощью правовых норм. 
Предмет правового регулирования составляют качественно однородные общественные отношения. Предметом конституционного права являются общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, образуют основу устройства государства и общества и прямо связаны с осуществлением государственной власти. По сравнению с другими отраслями права, предмет конституционного права отличается существенными особенностями. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., в то время как другие отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Особенность конституционного права состоит и в том, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах - те отношения, которые можно назвать базовыми в каждой из указанных сфер. 
Методы конституционного права, как совокупность приемов и способов регулирования конституционно-правовых отношений. 
Различают: 
1. Метод обязывания. Применяется как в отношении государственных органов, так и в отношении физических лиц во всех сферах их деятельности (ст.ст.6, 18 Конституции Республики Казахстан) . 
2. Метод запрещения. Применяется преимущественно в отношении государственных органов, общественных образований, в ограниченных случаях применяется в отношении граждан (п.3 ст.39 Конституции Республики Казахстан). 
3. Метод дозволения. Применяется для установления статуса человека и гражданина (ст.21 Конституции Республики Казахстан), также при определении полномочий государственных органов (п.4 ст.53 Конституции Республики Казахстан). 
4. Метод признания, т.е. признание естественных прав человека (п.2 ст.12 Конституции Республики Казахстан).

.2 Конституционно-правовые  нормы и институты

В общей теории права  под нормой права  понимается исходящее  от государства и  охраняемое им общеобязательное и формально определенное правило поведения, представляющее участникам отношений юридические  права и возлагающее  на них обязанности. Это определение  приемлемо и для  конституционно-правовой нормы. Но в чем  специфика, отличие  конституционно-правовой нормы от норм других отраслей права? Ответ  лежит в особенностях, регулируемых конституционным  правом, общественных отношений. Отличаются: 
1. Содержанием (той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены) . 
2. Обладание наибольшей юридической силой; нормы, противоречащие положениям Конституции Республики Казахстан, подлежат отмене. 
3. Источниками, в которых они выражены (наиболее значимые нормы содержатся в Конституции Республики Казахстан).  
4. Своеобразием вида норм (наличие норм-принципов, норм-задач, декларативных положений) . 
5. Особым механизмом реализации (регулируют лишь существенные, главные стороны общественных отношений)  
6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены (народ, государство, нации, высшие государственные органы) . 
7. Особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция)  
8. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. 
Основная классификация конституционно-правовых норм. 
По характеру содержащихся предписаний:

  • Управомачивающие нормы - нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Это конституционные нормы о политических, экономических, социальных правах граждан. К таким нормам относятся также нормы, определяющие конституционные полномочия Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Совета Республики Казахстан.
  • Обязывающие нормы - нормы, закрепляющие обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Такие обязанности возлагаются не только на граждан, но и на Председателей Палат Парламента Республики Казахстан.
  • Запрещающие нормы - нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Такие нормы направлены на защиту конституционных устоев государства, законности и правопорядка.

По степени определенности содержащихся в них предписаний:

  • Императивные нормы - нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.
  • Диспозитивные нормы - нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

По назначению в механизме правового регулирования:

  • Материальные нормы - нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.
  • Процессуальные нормы - нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Совокупность  норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные  общественные отношения  и образующих относительно самостоятельную  группу, называют конституционно-правовым институтом. Примеры: институт гражданства, институт президентства, институт избирательного права и др.

.3 Конституционно-правовые  отношения и их  субъекты

В общей теории права, под правоотношением  понимается, возникающая  на основе норм права  общественная связь, участники которой  имеют права и  обязанности. Это  определение приемлемо  и к конституционно-правовым отношениям. Специфика  конституционных  отношений состоит  в следующем: 
1) Их отличает особое содержание, особая сфера отношений, составляющих предмет конституционного права 
2) Особый субъективный состав. Среди субъектов конституционно-правовых отношений есть такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений 
3) Значительное разнообразие видов правоотношений. 
Наиболее классический вид правоотношений - конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Они возникают на основе реализации норм-правил поведения. 
Другой вид - правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены конкретные права и обязанности. Такие отношения возникают на основе реализации норм-принципов, норм-деклараций, норм-целей. 
Особым видом правоотношений являются правовые состояния. Их субъекты четко определены, но содержание прав и обязанностей этих субъектов конкретно не определено, а выводится из большого массива действующих норм. К правовым отношениям такого вида относится состояние в гражданстве. 
Классификация конституционно-правовых отношений. 
1. По сроку действия различают постоянные и временные отношения. 
2. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения. 
3. По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. 
Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связанно с волеизъявлением последнего. Действия классифицируют на юридические акты и юридические поступки.  
Субъекты конституционно-правовых отношений - это их участники, между которыми в соответствии с конституционно-правовыми нормами возникают юридические права и обязанности. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Субъекты, как государство, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства и т.д.

.4 Источники конституционного  права

Под источником права  понимаются формы, в  которых выражаются нормы права. В  Конституции Республики Казахстан 1995 года в  п.1 ст.4 перечисляются  источники конституционного права. Нужно заметить, что не все формы  нормативно-правовых актов, указанных  в Конституции, являются ее источниками. Одни нормативные акты содержат нормы только конституционного права, другие - нормы различных  отраслей права. 
В зависимости от формы, все источники конституционного права подразделяются на различные виды: 
1. Конституция Республики Казахстан - основной источник конституционного права. 
2. Конституционные законы. Их принятие и перечень предусмотрены Конституцией (например, ст.92 Конституции). Принимаются по важнейшим для государства вопросам, специально оговоренным в Конституции, и в более сложном по сравнению с обычными законами порядке. Принимаются 2/3 голосов от общего числа депутатов. 
3. Обычные законы принимаются, как правило, депутатами Парламента Республики Казахстан простым большинством голосов - 50% + 1 голос 
Необычные законы вносят изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом большинством голосов депутатов каждой из Палат Парламента Республики, и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, принятые референдумом. 
4. Постановления Палат Парламента РК. 
5.Указы Президента РК, в свою очередь, подразделяются на: 
a. Указы, имеющие силу конституционного закона; 
b. Указы, имеющие силу закона; 
c. Подзаконные нормативные указы. 
Но не все нормативные указы Президента являются источником конституционного права, ими могут быть только указы, которые содержат конституционно-правовые нормы. 
6. Декларация о государственном суверенитете от 25 октября 1991 года, провозглашающая принципы суверенитета, закрепленные в Законе о государственной независимости Республики Казахстан, в Конституциях 1993 г. и 1995г. и других конституционных актах. 
7. Постановления Правительства Республики Казахстан, акты министерств и ведомств, которые содержат в себе нормативные предписания, нормы права. 
8. Решения Конституционного Совета Республики Казахстан. 
9. Нормативно-правовые акты местных представительных органов и органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы (решения, уставы, положения) . Носят локальный характер. 
10. Международные договоры, ратифицированные на межгосударственном уровне. 
При коллизии норм внутригосударственного права и норм международного права приоритет отдается последним.

.1 Понятие, структура  и особенности  Конституции

Конституция как результат  социально-экономического, духовного и правового  развития общества на определенном этапе  является документом, фиксирующим уровень  развития демократии, отражающим права  и свободы личности в данном обществе, закрепляющим отношение  к собственности  и формам хозяйствования, характеризующим  общественную активность народа и политическую систему, определяющим роль государства  в экономической  и социальной жизни. Другими словами, конституция не только основной закон государства  и общества в целом, но и является политико-правовым документом, обладая высшей юридической силой, являясь нормативной базой для всей системы казахстанского права, также занимает особое место в системе признаков современного, демократического и правового государства. 
Конституция Республики Казахстан состоит из преамбулы и 9 разделов. 
Преамбула указывает на народ Казахстана, как особый субъект, принявший Конституцию; раскрывает мотивы принятия Конституции. 
Раздел 1. «Общие положения» посвящен принципам, определяющим основы государственного устройства. 
Ст.1. Республика Казахстан является демократическим, светским, правовым и социальным государством. 
Ст.2. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. 
Ст.3. Единственный источник государственной власти - народ; закреплен принцип разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. 
Ст.4. Дается определение действующего права в Республике Казахстан и за Конституцией признается высшая юридическая сила. 
Ст.5. Отражается принцип политического и идеологического плюрализма, также регламентируется деятельность общественных объединений. 
Ст.6. Признается и защищается государственная и частная собственность. 
Ст.7,8. Государственный язык - казахский язык и на основе принципов международного права Республика Казахстан проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений с другими государствами. 
Раздел 2. «Человек и гражданин» посвящен основам правового статуса личности, в этом разделе регламентируются права и свободы человека и гражданина, а также основы института гражданства. 
Раздел 3. «Президент» в этом разделе закрепляется президентская форма правления, согласно статье президент не относится ни к одной ветви власти, а является главой государства, символом и гарантом единства народа и Конституции, и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти. 
Раздел 4. «Парламент» определяет правовой статус Парламента как высшего представительного органа, осуществляющего законодательные функции, закрепляет организационно-правовые формы деятельности Парламента и статус его депутатов. 
Раздел 5. «Правительство» посвящен основам деятельности Правительства, осуществляющим исполнительную власть в Республике, закрепляет компетенцию Правительства и Премьер-министра. 
Раздел 6. «Конституционный Совет» посвящен основам правового положения Конституционного Совета, одной из основных функций которого является дача официальных толкований норм Конституции. 
Раздел 7. «Суды и правосудие» посвящен судебной системе, закрепляет возможность судов обращаться в Конституционный Совет с признанием нормативно-правового акта неконституционным. В этом разделе Конституция отделяет дознание и предварительное следствие от суда и прокуратуры. 
Раздел 8. «Местное государственное управление и самоуправление» согласно ст.85 местное государственное управление осуществляется местными представительными и исполнительными органами. Согласно ст.89 в Республике Казахстан признается местное самоуправление, задача которого - обеспечение самостоятельности населения при решении вопросов местного значения. 
Раздел 9. «Заключительные и переходные положения» (ст. 90-98), обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений. 
Особенности Конституции Республики Казахстан: 
1) По способу принятия и изменения является жесткой 
2) По юридической форме - писанная 
3) По времени действия - постоянная.

Информация о работе Система конституционного права